Как общаться с
ребенком.
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то,
что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто
так, просто за то, что он есть!
Правило 1. Можно выражать свое недовольство отдельными
действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Правило 2. Можно осуждать действия ребенка, но не его
чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они
у него возникли, значит, для этого есть
основания.
Правило 3. Недовольство действиями ребенка не должно
быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
Правило 4. Не вмешивайтесь в дело, которым занят
ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будите сообщать
ему «С тобой все в порядке! Ты конечно справишься!»
Правило 5. Если ребенку трудно и он готов принять
помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам,
остальное предоставьте делать ему самому.
По мере освоения ребенком новых действий постепенно
передавайте их ему.
Личность и способности развиваются только в той
деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Правило 6. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя
заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 7. Позволяйте вашему ребенку встречаться с
отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия. Только
тогда он будет взрослеть, и становиться ответственным. Активно слушать ребенка
– значит возвращать ему в беседе то, что он вам сказал, при этом обозначив его
чувство.
Правило 8. Если ребенок вызывает у вас отрицательные
переживания, сообщите ему об этом.
Правило 9. Когда вы говорите о своих чувствах
ребенку, говорите от первого от первого лица. Сообщите о себе, о своем
переживании, а не о нем, не о его поведении.
Правило 10. Не требуйте от ребенка невозможного или
трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в
окружающей обстановке.
Правило 11. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов,
соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Правило 12. Старайтесь не присваивать себе
эмоциональные проблемы ребенка.
Правило 13. Правила (ограничения, требования,
запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Правило 14. Родительские требования не должны
вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Правило 15. Тон, которым сообщается требование или
запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Правило 16. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая плохое.
Положительное отношение к себе – основа психологического
выживания и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам
близких.
Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией,
жестом, нахмуренными бровями, и даже молчанием мы сообщаем ему не только о
себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали,
уважали; чтобы у него был успех – в делах, в учебе, на работе; чтобы он мог
себя реализовать, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.