С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон "Об
образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное
образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус
дошкольного образования предусматривает разработку Федерального
государственного стандарта дошкольного образования.
Что такое Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования?
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части
1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" и представляет собой "совокупность требований, обязательных
при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП
ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию"
С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно
познакомиться ниже в
Приложении 1.
С чем связано введение ФГОС ДО?
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость
стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы, обеспечить
каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления
жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких
"стандартных" рамках.
Для
кого написан ФГОС, с какой целью?
ФГОС
написан для всех участников образовательного процесса ( педагогов,
воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров,
общественности) и направлен на достижение следующих целей:
-повышение социального статуса дошкольного образования;
-обеспечение государством равенства возможносте для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
-обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования
на основе единства обязательных требований к условиям реализации
образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их
освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
Какие
задачи дошкольного образования решает ФГОС?
-охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоциональное благополучие.
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых
в рамках образовательных программ различных уровней;
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ
различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
Какие
новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт
выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного
образования.
2.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования.
3.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования.
Что
является отличительной особенностью ФГОС ДО?
ФГОС
ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных
программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации.
Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на
жизнь ребенка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла
индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение
самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.Ведущими
видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что
каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с
детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не
руководство взрослого, а совместная(партнерская) деятельность взрослого и
ребенка.
Какие
требования к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования устанавливает Стандарт?
Требования
Стандарта к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К
целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и
психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения ДО:
1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
2. Способность выбирать себе род занятий;
3. Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительно относится
к себе и к другим;
4. Обладание чувством собственного достоинства;
5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
7. Подчинение разным правилам и социальным нормам;
8. проявление творческих способностей;
9. Способность контролировать свои движения;
10. Способность к волевым усилиям;
11. Проявление любознательности;
12. Склонность к наблюдению, экспериментированию;
13. Способность к принятию собственных решений.
таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений
ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой
социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были
сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Какие
условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для
реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий:
кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так
же создание развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей
среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования,
духовно-нравственное развитие и воспитание, охрану и укрепление их здоровья.
Как
изменятся взаимоотношения с родителями?
Документ
ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в
реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного
развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности. Родители должны быть активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая
деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В
соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
- информировать родителей(законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и
всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создать условия для участия родителей ( законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственноов образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями ( законными представителями) детей вопросов,
связанных с реализацией Программы.
Родителям о стандарте дошкольного образования
Обучение и воспитание дошкольников осуществляются
в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа).
Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является
одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным
государственным образовательным стандартом. В этом году такой стандарт был
разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г.,
регистрационный № 30384) утвержден и введен в действие с 1 января 2014 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. На основе стандарта
разрабатываются Программа, вариативные примерные образовательные программы,
нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на
оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного
образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной
деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических
работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской, Федерации и
законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной
ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий
детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации),
реализующими образовательную программу дошкольного образования.
О требованиях к Программе
ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.
Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления
развития и образования детей (образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
О требованиях к условиям реализации Программы
Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти
условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах
социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического
и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей
предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым,
материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.
Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие, как требования
уважения к человеческому достоинству детей, использования в образовательной
деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и
индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе
взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности
детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка
родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться
квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с
согласия их родителей (законных представителей).
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия
для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен
соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
Требования к
развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна
обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в т.ч. и при
организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных,
климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая
предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим,
административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу)
— соответствовать действующим квалификационным характеристикам, а к
педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладать основными
компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей. Требования к материально-техническим
условиям – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений ,
учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами
пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к
материально-техническому обеспечению Программы. Норматив финансового
обеспечения, определяемый органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с ФГОС ДО, должен быть достаточным и необходимыми для
осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с
Программой.
О требованиях к результатам освоения Программы
Это целевые ориентиры
• целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
• целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение
Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестацией воспитанников.
Целевые ориентиры не могут являться основанием для принятия управленческого
решения при аттестации педагогических кадров; при оценке качества образования;
итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга, при оценке выполнения муниципального (государственного) задания
посредством их включения в показатели качества выполнения задания; при
распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
О требованиях к работе с родителями
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с
родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования
является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания
помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований
к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать
участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой
участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,
интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
информировать родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и
всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
-обеспечить открытость дошкольного образования; -создавать условия для участия
родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране
и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных
с реализацией Программы.