|
Игорь Иванович Бабанов
Страдная пора (Косцы) - Г.Г. Мясоедов, 1887
https://www.youtube.com/watch?time_continue=80&v=2BaitHfHYzA
Влесо бо наущi тоя земЪ ратi а зърно сЪятi Такооу боiща тоii ПраЩурi огнiщанама статi а бытi земетрудiцi ...Влес ведь научил их землю пахать и зерно сеять. Так и стали те Пращуры огнищанами и землетрудильцами... ...Влесо наущаii земе раятi Пращурi... Влес научил землю пахать Пращуров Влескнига Дощ.4б, 20 Исходные тексты
vk.com/doc399489626_470333464
...Доселе уцелел обычай связывать, во время жатвы, пук несрезанных колосьев и оставлять его на ниве в честь древнего бога плодородия; это называется: завивать Волосу бороду. ...20-го июля начинают зажинать рожь, т.е. вяжут первый сноп, обмолачивают, приготовляют из зерна хлеб, приносят его в церковь для освящения и потом вкушают от новины, а из соломы устраивают новую постель. Если град выбивает местами хлеб, то поселяне говорят: «это Бог карает; он повелел Илье-пророку: когда ездишь в колеснице, щади нивы тех, которые раздают хлеб бедным полною мерою; а которые жадны, обмеривают и не ведают милосердия — у тех истребляй!» В Курской и Воронежской губ., оканчивая жнитво, оставляют на поле горсть колосьев, завязывая их узлом, в честь Ильи-пророка, что называется завязать Илье бороду: обряд, отождествляющий этого святого с богом Волосом или Перуном, ибо Волос только особенное прозвание громовника, как пастыря небесных стад...Волосу, наряду с покровительством скоту придавалось значение бога, помогающего трудам земледельцев. Когда созреет хлеб, в южной России жницы отправляются в поле с песнями; одна из них, захватив рукою пучок колосьев, завивает (закручивает) их на корню и потом перегибает или заламывает в какую-нибудь сторону, чтобы всякий мог видеть и ни один бы серп не коснулся сделанного «закрута». Это называется: завивать Волосу бороду или оставлять, дарить ему на бороду куст золотистых колосьев; в честь этой «бороды» поются обрядовые песни. Думают, что после такого обряда никакой лиходей и колдун уже не в силах наслать на хлеб порчу. Итак, перед началом жатвы первые созревшие колосья посвящались Волосу, как божеству, воспитывающему нивы; к оставленному для него кусту ржи чувствуется благоговейный страх: кто дотронется до закрута, того, по народному поверью, изогнет и скорчит — подобно завитым колосьям. Описанный обряд совершается и в других местностях России: в Архангельской губ., когда уже оканчивается уборка хлеба, последние несжатые колосья связывают снопом на корню и сноп этот украшают цветами; выражение: хлебная борода завить употребляется там в смысле: окончить жатву, убрать зерновой хлеб, а выражение: сенная борода завить — в смысле: собрать скошенное сено, сметать в стога. Куст несжатого хлеба, нарочно оставляемый в поле, в Костромской губ. называется: волотка на бородку (волот, волотка — верхняя часть снопа или охапка сена). В Курской и Воронежской губ. во время жнитва оставляют на корню связанный узлом пучок ржи — в честь плододавца Ильи-пророка: это называется завязать Илье бороду; а в Переяславль-Залесском уезде оставляют на ниве несколько колосьев кудрявого овса на бороду св. Николе или самому Христу. Такая замена имени Волоса весьма знаменательна: она прямо указывает на религиозное значение закрута и ярко свидетельствует за тождество древнего Волоса с божеством небесных гроз, ибо Илья-пророк и св. Никола заступили в христианскую эпоху дождящего Перуна А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. I том. 1865
www.runivers.ru/lib/book7817/
Ильин день
На огненной колеснице, могучий, седой старец, с грозными очами, разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших закон Божий сынов человеческих. Куда ни появится этот грозный старик, он всюду несет с собою огонь, ужас, смерть и разрушение. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его грозных очей не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри да по ветру развевается белая, серебристая борода. Таков, по воззрениям народа, Илья-пророк, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси он именуется «грозным», и повсюду день, посвященный его памяти (20 июля) считается одним из самых опасных. Во многих местах, крестьяне даже постятся всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, свои села и скотину. Самый же день 20-го июля крестьяне называют «сердитым» и проводят его в полнейшей праздности, так как даже пустая работа считается великим грехом и может навлечь гнев Ильи... С.В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. Спб. 1903
www.runivers.ru/bookreader/book450848
РигВеда VI, 53. К Пушану
Автор - Бхарадваджа (Bharadvaja). Тема - Пушан. Размер - гаятри. Стих, 8 - ануштубх. 1а...о господин пути...- Специфическая характеристика Пушана среди солярных божеств - охранять пути и перегоняемый по дорогам скот. 1 Вот и мы, о господин пути, Словно колесницу для завоевания награды, Запрягли тебя, о Пушан, для (победы) в поэтическом искусстве. 2 Веди нас навстречу мощному добру, Навстречу мужу, вручающему вознаграждение, Навстречу милому домохозяину! 3 А нежелающего давать, о пламенный Пушан, воодушеви на дарение! Смягчи мысль даже у скупца! 4 Обеспечь пути, (ведущие) к завоеванию награды! Рас(сей) врагов (и) разбей их! Пусть наши молитвы достигнут цели, о грозный! 5 Проколи острием Сердца скупцов, о поэт, И отдай их нам во власть! 6 Проткни острием, о Пушан! Ищи, что дорого, в сердце скупца, И отдай это нам во власть! 7 Расцарапай, разорви в клочья Сердца скупцов, о поэт, И отдай их нам во власть! 8 (То) подгоняющее молитву, о Пушан, Острие, которое ты носишь (с собой), о пламенный, - Расцарапай, разорви в клочья С его помощью сердце любого (скупца)! 9 То твое стрекало с коровьим украшением, О пламенный, которое гонит скот к цели, - Мы просим тебя о его милости. 10 А также (сделай) нашу молитву, завоевывающий коров, Завоевывающий коней и завоевывающий награды, Мощно сделай ее, чтобы она привлекала внимание! РигВеда. Мандалы V-VIII. перевод Т.Я. Елизаренковой 1999
vk.com/doc168873095_471701930
|
Вакансии для учителей
|
|