Обряд омовения. Свадебный обряд в Угорской Руси - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / Обряд омовения. Свадебный обряд в Угорской Руси


ЗАПИСЬ #1809

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


19 июня 2019, 06:15, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

Обряд омовения. Свадебный обряд в Угорской Руси

6596341-4e3e613f98118e3e.jpg 
…С восходящим солнцем гости снова собираются на обряд омовения. Нельзя сомневаться в том, что обряд свадебного омовения имеет исходную точку в глубокой древности, где-то в язычестве. Обряд омовений не только у Славян, но у всех народов был общим испокон-времени. Вода служила и служит до сегодня символом чистоты и опрятности, а в Христианстве получила самое высокое значение. 
Конечно без воды нельзя было обойтись и в обряде свадебном. 
Мне всего приятнее убедиться в том, что насколько мне известны свадебные обычаи других народов, обряд свадебного омовения сохранился только у одних Угророссов. Даже у жидов, настолько прилеплявшихся ко всяческого рода омовениям, свадебного омовения не существует. 
Да еще с такою обрядностью! 
Дружба с выкупною кураговью по обыкновенно выступает на двор, свашки все вместе ладкают: 
Ой зелена ива, 
Доленька счастлива, 
Под зеленов ивов 
Поточёк игривый, 
Поточёк игривый— 
Свежая водица, 
В свежей сей водици 
Парочка счастлива 
Омывает лица. 
Если есть колодезь на дворе, то обряд омовения происходит при колодези; в противном случае хоровод идет к ближайшему потоку или реке, ИЛИ КЕРНИЦЕ (источнику), и там происходит омовение. Дружба наполняет ведро, новобрачный вслед бросит внутрь серебряную монету, первым к ведру приступает староста, 
осеняет крестным знаменем воду, потом новобрачные омываются, дружба над головою их держит курогов, меж тем свашки ладкают: 
Там мы на Иордане были, 
Где ся молодята мыли; 
В пазушки ся отирали 
Бы ся вечно сановали (от сана, осанка…сановать значить уважать,почитать) 
Под ладканьем свашек: «В пазушки ся отирали» отывшиеся новобрачные в самом деле отираются друг-другу в пазушки. Торжественное выражение супружеской любви, являющееся в такого первобытном виде, кажется, схвачено из невинного детского возраста человечества, когда еще сама природа вестила неизменные 
права своим первенцам, поставляя в закон: что вся происходящая из ней естественность и невинна, и прилична, и полна первобытной жизни! Возобновляется пред глазами детский невинный возраст человечества в полной своей естественности, кто скажет сколько веков он пережил переходя от поколенья к поколенью? в переходах ни мало не состарился, дошел до потомков юным и может быть перейдет к потомкам вечно-юным. Отец и мать новобрачных таким же образом отиралися друг-дружку в пазушку, как их предки и предки предков. Первое и последнее звено на нескончаемой цепи человечества и племен связывается одною тою же любовью. Она и тех в состоянии оживить, которые живут одною только ея памятью, тем более оживляет тех, которым только предстоять вступить в таинственные пределы ея. Ужели не воспламеняться отцу и матери при воспоминании того счастливого времени, когда они в первый день своего супружества омывалися? Старушка меж свашками уже едва плетется на ногах и ей представляется, как во сне, день ея омовения, в глазах является давно угасший пламень, прелесть и сладость истекшего века, с невыразимым удовольствием смотрит на молодежь, и сама кажется отмолодшею, отродившеюся под влиянием одной памяти любви. 
Одни оживляются памятью, иные надеждой, иные вконец счастливы пользоваться действительностью настоящего своего состояния. Всякий по мере своего возраста и обстоятельств предается грезам и погружается в самозабвение. 
Можно бы очень удобно применить к новобрачной следующую песенку: 
Там куда ходила. 
По следам любови, 
Не росла травица, 
Но цветок шелковый. 

На краю потока, 
Где личко омыла, 
Золотая рыбка 
Там плысти любила. 

Где она купалась 
В ясной тихой ночи, 
Звезды все забыли 
На водице очи! 
Тут новобрачная слегка наклоняясь мгновенно схватывает ведро, и единственным взмахом обливает водою вокруг нея забывшихся. Иным досталося столько, что нельзя лучше окупаться, но принято воду омовения новобрачных считать счастливою, разразится громкий долго непрекращающийся смех, кто чем может отирается, все знали, что новобрачная обольет их омывальною водой, и все-таки обливка произошла как то нечаянно. Дружба снова наполняет ведро водою, но уже не для обливки, но чтобы новобрачная несла в дом, меж тем свашки ладкают: 
Из кернички (или поточка) то водица, 
Чиста свежа як росица, 
Что несе в дом молодица: 
Окропляти хижку нову, 
И челядку, и худобу, 
Богу, людям на угоду. 
Новобрачная приблизившися к дому окропляет стены пред входом извне, и входя в сени и комнату равным образом окропляет стены внутри. Увенчанная и в длинном покрывале во время этого действия неиначе представляется, как жрица домашнего жертовника. По всей вероятности и ея праматери такими же жрицами поступали в новое свое жилище с присущим в язычестве значением, что все осталось сегодня одним свадебным обрядом, смысла которого потомки уже давно не понимают... 
Свадебный обряд в Угорской Руси. Живая старина. 1891(3-4), с.137-156; с.131-138  
vk.com/doc399489626_506525640  
vk.com/doc399489626_506525673  
А те крате iмяхомь сен 
споменоуте на то 
i тягенте за сва 
якожде i Оце нашiе 
ощыстесе молбоу 
омовiе 
i мытесе 
молбы творяце 
о щiстiе душiе све 
i тiелесо 
яко Сврг суставе тоя мовенестве 
i Купалещ о та оуказещеть 
I не сьмiемохомь о то занещете 
i сен мыiемо тiелесо 
i умыемо духе сва 
о щiсте водiе жывiе 
Дощ. 26...А на сей раз надобно [нам] вспомнить о том и идти за своими, как и Отцы наши, очиститься молитвою, омовением, и мыться, молитвы творя с чистою душою своею и телом, как Сварог установил это омовение и Купалещ о том указует. И не смеем [мы] этим-то пренебречь и моем себе тело, и умываем души свои чистою водою живою




ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



И мне очень понравились! Спасибо, Нина Николаевна! Кстати , у Шекспира тоже юбилейная дата в этом году- 460 лет со дня рождения 6771535-a3949665
Отличный коллаж! Трогательная история короткой жизни Николая ХарИто! Спасибо за знакомство, Дмитрий Валентинович!
Суперрррр! Она живая! Завораживает! Спасибо за красоту, Валентина Васильевна!
Спасибо, Дмитрий Валентинович! Какой великолепный романс! Очень понравилось исполнение Марии Александровны Эмской!
Как-то неправдоподобно звучит предсказание(парафраз) о своей смерти у Набокова в отличие от Гумилёва: И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще (1918)
Спасибо!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/