О `дружбе` по-римски и гостеприимстве - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / О `дружбе` по-римски и гостеприимстве


ЗАПИСЬ #1876

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


14 октября 2019, 09:59, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

О `дружбе` по-римски и гостеприимстве

6611683-713ae636cba4ad53.jpg
Отношения римского мира и мира племен раскрываются не только в военных конфликтах, но и в торговых и культурных связях. Эти связи с течением времени меняли свое содержание и объем в зависимости от общего уровня развития племен, а также от специфики конфликтов среди племенного мира, в которые нередко втягивался Рим. Но главным и основным условием для развития торговли было наличие мира на границах Империи. Для племен торговля была настолько значима, что она не прекращалась даже во время внешних осложнений, ибо существовала прямая связь торговли с войной. На войне в сущности происходило перераспределение продуктов труда, добываемых посредством захвата городов, увода населения в плен, угона военной добычи. Эту связь войны и торговли прекрасно понимали древние. Заканчивая победоносный поход, римляне заключали мир, целью которого было не только умиротворение племен, но и обеспечение торговых связей, ибо торговля понималась как средство поработить страну. По словам Плиния Старшего, римские полководцы всегда и во всех войнах имели в виду заботу о торговых делах (Romani duces semper in bellis commercium habuеre curam - PIin. NH. XXVI.9). 
Завоевание страны означало овладение ее рынками. Тацит замечает, что доступ к портам Гибернии (Ирландии) известен благодаря торговле римских купцов…(Мы не касаемся здесь общей темы о выгоде для римлян торговли и войны. Эта тема всеобъемлюща, разрабатывалась и в древности, и в наше время как философами, так и политиками. Достаточно сослаться на некоторые работы наших ученых, где оценивается торговля и губительная сила денег и золота, которой можно прикрыть все человеческие несчастья См.. например Зельин К.К. Исследование по истории земельных отношений в Египте II—I вв. до н.э М.. I960. Токмаков В.Н. Военная организация Рима Ранней республики (VI-IV вв. до н.э.) М.1998. Вспомним и слова Саллюстия: “Ведь у римлян есть лишь одно и притом давнее основание для войн со всеми племенами, народами, царствами - глубоко укоренившиеся у них желание владычества и богатства" (Sall HIST. Fr. 6. Пер. В. Горенштейна). 
Торговля с племенами в завоеванной стране была возможна, если существовал какой-то договор о дружбе. Понятие "дружба" было римской правовой категорией, хотя само оно возникло под влиянием греческой правовой мысли и действовало применительно к государственным структурам эллинистического мира. Слово "дружба" означало политические связи, существовавшие с другими государствами. Договор о "дружбе" заключался между римским народом и сенатом с царем или вождем чужеземкой общины. Договор предусматривал, как правило, предоставление царю или вождю права римского гражданства. Он давал также возможность посылать царских детей в Рим для получения образования. Договор о "дружбе" рассматривался как средство удерживания во власти Рима того или иного народа, являясь выражением внешней политики Рима. Обязанности "дружбы" носили скорее нравственный характер. Они были сходны с обязанностями гостеприимства, когда одна община брала на себя обязательства морального характера в отношении другой. Племенами "дружба" понималась как "защита и украшение", полученные от Рима, что возвышало их в глазах соседей: "А звание друзей и союзников римляне дают в виде особой чести и лишь тем царям, чьи заслуги перед Римом велики и значительны". 
Дружба" являлась результатом невраждебных отношений Рима с другими государствами. Договор о "дружбе" вряд ли сопровождался клятвой, но он фиксировался документально, ибо на "дружбу" требовалось согласие всей римской общины в лице сената. 
Применительно к западным племенам "дружба" с царями предшествует deditio - сдаче на милость победителя с выдачей общиной оружия. После этого акта могли заключаться любые договоры Такое условие, как deditio, имело место обычно в западных провинциях. "Дружба” с тем или иным народом могла заключаться лишь после победы над ним. Здесь цель договора о "дружбе" состояла в умиротворении племени и приобщении его к римским порядкам. Поэтому право римского гражданства, предоставленное царям или вождям общины, имело для них немалое значение, ибо право "дружбы" давало царям возможность вести свою политику. Так, вожди фризов, обитавших на Нижнем Рейне, Веритт и Малориг, находились под защитой римской "дружбы" (amicitia Romana praecelleruni). Они имели право римского гражданства, полученное от Нерона (Nero civiiaie Romana ambos donavii – Tac. Ann. XIII. 54). Но захват фризами земель ампсивариев, также находившихся на положении "друзей" римского народа, воспринимался Римом как нарушение прав заключенной с ними "дружбы" (Ibid. 56). Этот пример с фризами, когда ампсиварии были изгнаны ими со своих земель, показывает, что "дружба" для племенного мира была еще явлением новым, не регулирующим отношения племен. Народы, вступающие в "дружбу с Римом, полагались совсем на иные отношения, сложившиеся у племен издавна. Эти отношения выступают часто как связи племен, основывающиеся на гостеприимстве, на обычном праве народов. Связи гостеприимства сохранялись навечно, так как были основой и международного права племен. 
На "дружбе" с римлянами основывалась и торговля, которая была средством проникновения римлян в племенную среду. По словам Диона Кассия, римляне пришли в страну германцев ради установления торговых связей (Dio Cass 53.26.4) Племена научились устраивать рынки и созывать собрания с мирной целью. Впрочем, добавляет он, они не забыли своих отеческих обычаев и нравов, своей былой независимости и могущества, добываемого прежде силой оружия (Ibid. 56. 18.1-3). 
Подобная политика проводилась и относительно племен Британии. Страбон сообщает, что вследствие заключенной Августом в 27г. до н.э. "дружбы" с британскими царями, весь остров фактически сделался достоянием римлян (Strabo. IV.5.3). В “Деяниях Августа” также говорится, что при британском царе Думнобелавне была заключена "дружба” с Римом, подкрепленная союзом. Британцы прислали посольство в Рим и посвятили дары в Капитолий. Вступив в "дружбу" с Римом, племена заключили торговое соглашение, ибо "дружба" с племенами была первым условием для ведения торговых дел с Римом (legationum ei amicitiae commercium - RGDA XXXII.3). Британцы разрешили римлянам беспошлинную торговлю товаром, ввозимым в страну и вывозимым из нес. Причем, замечает Страбон, "они легко выносят тяжесть торговых пошлин". Употребление им слов: ввозить, вывозить, пошлина - характерны, например, для декретов эллинистических полисов Северного Причерноморья. 
Право дружбы" давало возможность римским торговцам посещать ту страну, которая фактически еще не находилась под властью Рима. Известно, что торговцы (mercatores, lixae) часто сопровождали римское войско Цезаря. Они выступают и как торговцы, и как разведчики, а также в качестве переводчиков (Caеs. BG.I.39.1; IV.21.5). Торговцы не только покупают у легионеров рабов, доставшихся в качестве добычи, но продают товары римлянам, а также самим племенам (Ibid. IV.2.1;33). Пересекая земли племен, римские купцы должны были платить им торговые пошлины (Ibid. III. 1.2). Торговцы часто были первыми, кто погибал во время беспорядков. Так, при Тиберии, во время восстания галльских племен под главенством Юлия Флора и Юлия Сакровира (оба имели римское гражданство - Romana civitas olim data), первыми были убиты римские купцы (Tac. Ann. III.40-42; Caes. BG. VII.3.1; 37.2; 42.5;55 5). В стране батавов во время восстания Цивилиса римские торговцы бродили как во время мира (dein vagos et pacis modo effusos lixas negotiatoresque Romanos invadunt) (Tac. Hist. IV. 15; 22). Торговые отношения Рима с батавами покоились на основе давнего союза с ними (neque enim societatem) (Ibid. 14). На условиях мирного договора (conditionibus acquis) (Tac. Ann. II.45-46) были разрешены торговые дела римлян и маркоманнов. Договор, заключенный в 6 г. н.э. с царем маркоманнов Марободом, позволил римским торговцам буквально хлынуть в его страну. Их привело сюда, как сказал Тацит, право торговли (ius commercii), жажда увеличивать прибыль и забвение родины (Ibid. 62)... 
Ю.К. Колосовская. Рим и мир племен на Дунае I-IV вв. н.э. Гл.VI. Торговля римлян с племенами на Дунае и Рейне. М. Наука, 2000, с.158-161 
https://vk.com/doc399489626_479761644 
6611684-c62f89deb5dc71e4.jpg
Рис.25. Хронология кладов римских монет в Восточной Европе и Закавказье 
Если на территории лесостепной полосы Восточной Европы клады и отдельные находки обильны, то в степи римских монет найдено сравнительно мало. По-видимому, скифо-сарматские племена Нижнего Поднепровья не употребляли римскую монету в торговле, хотя на городищах и в могильниках этого района обнаружено громадное количество импортных античных изделий (амфоры, краснолаковая посуда, стекло и т.д.). Степные районы Подонья, Поволжья и Северного Кавказа, заселенные сарматскими племенами, также почти не дают нумизматического материала римского времени, что свидетельствует, очевидно, о меновом характере торговли сарматов с городами Северного Причерноморья. Единичные находки римских монет в Поволжье и Подонье, по нашему мнению, могут указывать только на зачатки денежной торговли у сарматских племен степей Восточной Европы. 
В могильниках юго-восточной Прибалтики (Калининградская область и Литовская ССР) найдено большое количество римских бронзовых монет I-IVвв.; клады серебряных денариев в Прибалтике встречаются значительно реже, чем в южных районах Восточной Европы. Клады медных монет в области распространения черняховской культуры попадаются сравнительно редко, за исключением бассейна Прута и Днестра, где находки бронзовых монет составляют значительный процент к общему числу римских монет. По-видимому, в Поднестровье и Прибалтике местное население охотно принимало медную римскую монету, которая обращалась там наряду с римскими денариями... 
6611685-51666eea09f9d551.jpg
Рис.26. Клады и единичные находки римских монет II в. до н. э.–I в. н.э. 
6611686-fe0e3703b0d5c570.jpg
Рис.27. Клады римских монет IIв. н.э. 
6611687-a2c37e3aa53d9be7.jpg
Табл.7. Поступление римских монет в Восточную Европу в первой половине I тыс. н.э. 
В.В. Кропоткин Клады римских монет на территории СССР. Археология СССР. Свод археологических источников, вып. Г4-4. М., 1961 
vk.com/doc399489626_520406141
Славянские поселения Радогощ 
vk.com/doc399489626_520405615





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Апрельский лес манит красотою, запахами и съедобными подарками, словом, полон чудес! А сколько их еще впереди! Вдохновения Вам, Бронислав Петрович! Похоже, отведали грибочков не в мечтах, а на самом деле! Доброго вечера!
Мне очень нравится роман Ефремова `Таис Афинская` . Прочла его уже в зрелом возрасте и была поражена как глубоко и ярко прописаны его герои, с каким мастерством и убедительностью описаны исторические эпизоды из жизни Эллады. Удивительно, как мало изменился мир со времен Древней Греции и как многому мы обязаны античности. Наши понятия о государстве, красоте, любви - все это берет начало в том мире. ✅ Главное, на чём стоит человек, - это не оружие, не война, а нравственность, законы поведения среди других людей и всего народа. -✅ Прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На изгаженном, вытоптанном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своем славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо и выпить вина! - ✅ Чем ниже падает нравственность и достоинство в народе, тем сильнее старается он доказывать своё превосходство перед другими, унижая их. И мн.др. Захотелось перечитать этот роман с целью сконцентрировать свое внимание именно на философских цитатах, а не на развитии самих событий, коими была охвачена при знакомстве с книгой. Картины художницы миниатюрной лаковой живописи Светланы Беловодовой: Таис Афинская и её подруга Эгесихора. 6813477-a151550 6478692-a151550 Спасибо, Анжелика Федоровна! Татьяна Павловна! Ждем Георгия Михайловича. Не забываем, что сегодня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ самого таинственного ГЕНИЯ мировой литературы УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА (23.04.1564) Поздравим!
Да, особо впечатлительным надо смотреть с осторожностью. А дети сейчас... Максимум, покрутят пальцем у виска.
Понравились романсы! Особенно в исполнении Руслана Богатырева `Моя хрустальная печаль` Спасибо, Алиночка! Мне еще очень нравится романс на стихи В.Набокова Позволь мечтать... Ты первое страданье и счастие последнее мое, я чувствую движенье и дыханье твоей души... Я чувствую ее, как дальнее и трепетное пенье... Позволь мечтать, о, чистая струна, позволь рыдать и верить в упоенье, что жизнь, как ты, лишь музыки полна... ХХХ Нравятся стихи, написанные таким слогом . У него их много, один другого краше, не хватит здесь места, чтобы ими поделиться... Перечитала на днях его биографию...многие факты открылись для меня впервые Ну например: За год до смерти предсказал свою судьбу , так описал. он перифраз от Гумилева: `И умру я не в летней беседке от обжорства и от жары, а с небесной бабочкой в сетке на вершине дикой горы.` (Н) 💓💓5653760-a151550 https://proshkolu.ru/user/goncarova/file/6767871/
https://goo.su/UTg92I В.Набоков ` К МУЗЕ` 1929 Спасибо, Юлечка! Очарована стихами и картиной! Дорожу твоим вниманием! Созвучно!
Какие замечательные птички! Очень трогательно





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/