|
Игорь Иванович Бабанов
Как же определяются во «Влесовой книге» противоборствующие природные силы и в какой последовательности они проявляются? Некоторые предварительные наблюдения можно сделать по выписанным здесь текстам. Во-первых, известно, что было Две Тьмы (Дощ. 2а,б), с которыми связано наступление холодов, ставших особенно жестокими во Вторую Тьму. Это абсолютно согласуется с геоклиматическими позднеледниковыми стадиями, с ранним и поздним дриасом, где последний был предельно суровым - Е. Курдаков. Влесова книга. К вопросу о подлинности. 1994. Новгород...Стыкраты пощiнасе Русеа стыкраты розбiена бяод полуноще до полудене...тако скътi вЪдшаПраОцове нашаа бя Оцем Орiемдо крае Руська веденiпоневждi тамо пребытiА утрпенiа многая несоущаранi а хлуднеСе тако отыдша до сiуа тако оуселiщасяогнiщаны на земЪ РуштЪiТо бо се оутворiза двiе теме до сутьА по тема двЪ темiврязi прiдоша...а земе беряi од Хъзаромдо роуце сватем бо одерене работахомоБя нароуд родiщеск Iльмерстiiа сто корежене о дво стаНародо нашяко прiде поздЪ до Русе земЪа селiщеся среде IльмерштiТii бо суте брачке нашеа намо...подобi соутеАще колiво роужнЪтiбо нас хранiша од злыВЪща iмяiащесото рЪещено...о ВещЪтако iесстеАще сого не рЪшенане есте бы...iзбiраща кънязiод полудiа до полюдiаа тако жiвяiМы же сьмыiмо помоще даяхомА тако бяхом...зеле бо знаiаi твърiтi сосудi пецене во огнiщЪха соуте бЪ гонцарi доблiземе ратiа скотiя водящетiбъ розоумЪяiТако i Отце наше соутеА прiде род зол на неа налезЪА тому бяхом понузенiоскощiтi до лясiiА тамо жiвемо ловце а рiбанiабыхому мoглicяoд cтpaci yклoнщecяТaкo бяxoм eдiнy тeмya пoщaшxoм градiе ставiтiогнiца повсуде роскладаятiПо друзе темебя хлуд велiка потягшеся есьмедо полуденеТамо бо сутемяста злащнаА тамо то Iронеiстiскотi наша ящiдесецiноу о тосе оугодiхомАщi бытiкамо словесы держетiА потягохомсе семыдо полуднена...зеленотрвiеа iмхомо скотi мнозi...Сто раз Русь начиналась и сто раз была разбита от полуночи и до полуденя (Стыкраты (на санск. – шатакрато – свойство Индры) - пощiнасе Русе а стыкраты розбiена бя од полуноще до полудене)...так скот водили (вЪдша) Праотцы наши, и были Отцом Орием в край Русский (до крае Руська) приведены (веденi), чтобы (поневждi) там пребыть (пребытi). И тяготы (утрпенiа) многие несли (несоуща), и раны (ранi), и холода (хлудне). Вот, так отошли (отыдша) досюда (до сiу - до сю) и так поселились огнищане (оуселiщася огнiщаны) на Русской земле (на земЪ РуштЪi). То утворилось (То бо се оутворi) за две тьмы (т.е. примерно за 2*10 000 лет. ср. время окончания последнего этапа оледенения (2 тьма) – поздний дриас: 10730-9700 до н.э.) до настоящего (времени) (за двiе теме до суть). И после тех двух темей (по тема двЪ темi) варяги пришли (врязi прiдоша)...и землю забрали у Хазар (беряi од Хъзаром) в руки свои (до роуце сва), у которых мы были в порабощении (одерене работахомо). Был народ (бя нароуд) родственный (родiщеск) Ильмерский (Iльмерстii - племена, селившиеся обычно по берегам озер-ильменей (?). По М. Фасмеру - Илмень - небольшое озеро, остающееся после половодья-. В древнейшие времена, может быть, так назывались озера, образовавшиеся после оледенения, как сейчас, например, в стране Озер, в Финляндии). И сто корней из двухста (а сто корежене о дво ста - т.е. были и иные (не-родственные) племена). Народ наш, как пришел позднее на Русскую землю (прiде поздЪ до Русе земЪ) и селился среди Ильмерцев (селiщеся среде Iльмерштi). Те ведь, (по) суте, братья наши и нам подобны (Тii бо суте брачке наше а намо...подобi соуте). А когда была война (Аще колiво роужнЪтi), ведь нас (они - вспомним о Нерцах, о Жмуди, о Литавах, о Мери, о Голяде, о Мещоре) хранили от злых (бо нас хранiша од злы). Вече имели (было у них), что речено...на Вече, так и было (тако iессте). А что не речено - не есть было...Избирали (они) князей от полюдья к полюдью (в Дощ.6б: а обiрахом кнезе од вутце Тоi бо бяшете од Овсене дОвсене коема же платхом дане о полюдя), и так жили (а тако жiвяi). Мы же им помощь даем (Мы же сьмы iмо помоще даяхом). И так мы были...травы (они) знали, и (как) творить сосуды печенные (обожженные) во огнищах, и (по) сути (они) были гончарами умелыми (доблестными, хорошими), и (как) землю раять (пахать, облагораживать) и скот водить - были разумны (А тако бяхом...зеле бо знаiа i твърiтi сосудi пецене во огнiщЪх а соуте бЪ гонцарi доблi земе ратi а скотiя водящетi бъ розоумЪяi). Таковы и Отцы наши (по) суте (Тако i Отце наше соуте). И пришел род злой на нас, и напал (А прiде род зол на не а налезЪ), и потому пришлось нам отойти (а тому бяхом понузенi оскощiтi) в леса (до лясii) и там жить охотниками и рыбаками (а тамо жiвемо ловце а рiбанi), чтобы смогли мы бедствий избежать (абыхому мoглicя oд cтpaci yклoнщecя). Так мы жили одну тьму (Тaкo бяxoм eдiнy тeмy), и стали ставить города, огнища повсюду раскладывать (a пoщaшxoм градiе ставiтi огнiца повсуде роскладаятi). После другой тьмы (по друзе теме) был холод великий (бя хлуд велiк), и потянулись мы на полдень (а потягшеся есьме до полудене). Там ведь места злачные (Тамо бо суте мяста злащна)...И там то Ироны (А тамо то Iронеiстi - до сих пор Иронцами называют одно из племен осетин (древних аланов)) скот наш забирали (ящi) десятиною (скотi наша ящi десецiноу), о которой мы уговорились (о то се оугодiхом), и словом своим закрепили (?) (Ащi бытi камо словесы держетi). И потянулись мы к полуденному (потягохомсе семы до полуднена)...зеленотравью (зеленотрвiе), и было множество скота у нас (а iмхомо скотi мнозi)Влескнига, Жар-Птица и историческая память
vk.com/doc399489626_494084371
Светлаока пишет:
цитата: |
Эх, Сунгирь!!!
Помню, когда прочитала в "Науке и жизнь" о раскопе и находке - 2 мальчика головами друг к другу, в расшитых бисером платьях (насчитали более 20 тысяч бусин) и с выпрямленными копьями по бокам из мамонтовых бивней...- душа развернулась и запела! |
|
Сунгирь – это одна из 3-х известных ученым верхнепалеолитических стоянок Владимирской области. Поселение Сунгирь расположено на восточной окраине Владимира, недалеко от устья одноименного ручья, впадающего в реку Клязьма. Это одно из самых северных палеолитических поселений Русской равнины. Его относят к Костенковско-селетской культурной общности.Стоянку обнаружили случайно, при разработке нового карьера. Это произошло в 1955 году. На глубине 3-х метров экскаваторщик заметил кости крупного животного. О находке сразу же сообщили археологам. С тех пор и по настоящее время Сунгирь является объектом исследований ученых.За время раскопок вскрыто более 4,5 тыс. м культурного слоя, что равно половине предполагаемой площади. Возраст стоянки составляет примерно 24-25 тыс. лет, хотя ряд ученых отодвигают его до 36 тыс. лет.Согласно одной из гипотез, данная стоянка существовала на протяжении 2-3 тысячелетий. Скорее всего, это было сезонное охотничье стойбище. По расчетам специалистов численность людей, одновременно проживавших на территории поселения, достигала 50 человек. Эта группа людей была связана с более крупным сообществом. Сунгирь имеет много схожего с комплексом стоянок каменного века, известным как Костенки.Коллекция находок, обнаруженных в ходе археологических раскопок, превышает 65 тыс. предметов. В их число входят:инструменты для изготовления орудий труда (кремневые отбойники, отщепы и нуклеусы);орудия труда (ножи, резцы, скребки, скребла, проколки и пр.);оружие (кремневые наконечники дротиков, копья, «жезлы»);изделия из рога, кости и бивней мамонта (украшения, мотыжки, фигурки животных).
12. Фигурка лошади (сайги). Амулет. Раскопки 1957г. Автор находки Бадер О.Н. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. H-5,6. Толщина от 4 до 1 мм [3].Символом поселения стала так называемая «сунгирская лошадка» – миниатюрная фигура лошади-сайги из бивня мамонта. Археологи считают, что это амулет, который древние люди носили в качестве оберега. Согласно другой гипотезе фигурка использовалась исключительно для ритуала погребения.
Рис. 5. Жезл миниатюрный. Предмет культа. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: северное погребение, с левой стороны живота. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. H-11,3. Ширина от 4 до 0,4 см [3].
Рис. 6. Жезл. Предмет культа. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: северное погребение, с левой части живота девочки. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. H-18,5. Ширина: max – 4,8 см, min – 1 см, толщина 1,1 см [3].
Рис. 7. Плоская скульптура лошади. Амулет. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: южное погребение, на груди (мальчика). 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. H-5. Длина по диагонали – 8,6 см [3].
Рис. 8. Браслет. Украшение. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: северное погребение, с костей левой руки. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, сверление. D-4. Толщина 0,1 см, ширина 0,7 см [3].
Рис. 10. Прорезной диск. Предмет культа. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н. Место находки: южное погребение, на предполагаемом деревянном копье (был припаян известью в вертикальном положении к большому копью). 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. D-7. Толщина 0,5 см [3].
Первоначально предполагаемый возраст — 25 тыс. лет[3]. Однако даты, полученные в разных лабораториях довольно сильно отличаются, но находятся в пределах брянского или средне-валдайского интерстадиала (молого-шекснинского межледниковья) Валдайского оледенения.
|
Вакансии для учителей
|
|