Петровщина. Ритуальные праздничные хороводные композиции - Г - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / Петровщина. Ритуальные праздничные хороводные композиции - Г


ЗАПИСЬ #2058

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


12 июля 2020, 10:18, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

Петровщина. Ритуальные праздничные хороводные композиции - Г

Петровщина. Ритуальные праздничные хороводные композиции - Горки  
Ритуальные праздничные хороводные композиции - Горки - в старину были распространены по всему русскому Северу. Горки водили три-четыре раза в год, наперекор запретам и гонениям христианской церкви за их языческую родословную. 
Столбы, круг, на две стороны, на четыре стороны (Иванов монастырь), долгая (большая вожжа), плетень - название шести основных фигур хороводного действа, сопровождающихся хоровыми песнями, закрепленными за каждой фигурой. 
Петровщина - варка каши на Петров день (12 июля), ставшая теперь забавой, - отголосок старинного поминального обряда, жертвоприношения предкам. В этом обычае сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц; поэтому и еда здесь птичья - крупа, каша. Важно, что поминальная трапеза происходит за рекой: в фольклоре переправа через реку - синоним путешествия в страну мертвых. Не случайно и то, что петровщину варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным миром 
Александр Миловский. Усть-Цилемские краснопевы 6669633-839daa2aaf905111.jpg 
 
Сказка ли это, быль ли - плывут павами сударыни-боярыни в парчовых сарафанах и кокошниках, блистающих золотом в лучах низкого вечернего солнца и поют: 
Ты завейся, труба золотая! 
Завернись, камча кружчатая… 
На Печоре, в заповедной Усть-Цильме и окрестных селах, живет этот прекрасный народный праздник - Горка: пора брачных союзов и место игрищ, пик веселья и вершина года. Усть-Цильма - место среди всех русских сел совершенно особое, глубина памяти народной тут от постороннего глаза во многом скрытая, незаметная. По преданию, заложили это село в середине XVI века новгородцы, осваивавшие новые охотничьи угодья и земли. Потом бежал сюда в поисках воли крепостной люд, приходили таежными тропами староверы, несли с собой древние книги. Великое множество песен, сказок и былин было записано в этих местах, а глубинную книжную культуру открыл уже в наши дни основатель и хранитель собрания древнерусских рукописей Пушкинского дома Владимир Иванович Малышев. Первый привезенный им из Усть-Цильмы сборник нот открыл неведомый дотоле древнейший пласт русской музыкальной культуры. А венцом этого духовного завещания минувших веков стала Горка... 
 
Горки-то мы водить начинали с весны. Хоть и затяжная весна, холодная, а как коров выгонят на улицу, так девки вышли - песни завели. Как Горка начинается? Сначала - столбами - ходим. Идем по дороге по трое: задние наперед переходят, потом заворачиваемся, пока народу не очень много, последние наперед стают - медленно, торопиться ведь некуда. Мужчины раньше столбами не ходили, они в лапту, в мяч играли, боролись - встречали нас. Теперь Горку на стадионе водят, а раньше вот здесь, на улице, водили. Столбами походим, в круг встанем - поем. После на две стороны встаем, друг против друга, потом на четыре стороны, потом - лен полоть - идем и все поем…Невесту уже в конце выбирают, когда - долгую - водят 
- Бояре, вы зачем пришли, 
Да молодые, вы зачем пришли? 
- Мы пришли на невест смотреть, 
Молодые, их хороших выбирать. 
- Вы, бояре, покажите жениха, 
Молодые, покажите жениха 
- Долгая вожжа - беремся рука за руку и поем: 
Я по реченьке потеку, 
Да я ко бабушке забегу, 
Скоро бабушка добра, добра 
Да сладка, сладка, сладка, 
В огородах-то чиста, чиста, 
В огородах сажено, 
Что земля-то была оранная, 
Земля оранная, да не борованная, 
Семена те были куплены, 
Да не окуплены, 
А вода вожена, да заморожена 
 
Так вот и ходили - мужчина и женщина, мужчина и женщина. А потом - в - плетень - заплетаются, как в косичку, а потом расплетаются 
Заплетайся, плетень, заплетайся! 
Ты завейся, труба золотая! 
Эта песня поется протяжно, повторяется несколько раз. А уж последнее - прососеянье - снова на сторону. Раньше мы на Горку днем ходили, праздновали, с обеда пойдем и до ночи - ночи у нас светлые. 
Ночью и кашу ездили за реку варить - петровщину - девицы с парнями вместе. Из пшена, риса - какая крупа есть, из той и варили. А еще варить кашу на кострах ездили далеко на лошадях. Место найдем, песни поем, из деревни в деревню скачем, в одном попляшем кадриль, в другом попляшем. Самая главная Горка - в Петров день. А с утра все на луг - сено страдать… 
Трудно передаваемое это ощущение - ожидание Горки, словно электрический заряд, передается тебе это всеобщее возбуждение. А вдруг непогода - не быть тогда празднику. Двенадцатого июля, в положенный срок, взошло из-за леса солнце, и на всем небосводе не оказалось ни единой тучки. Но до Горки было еще далеко - день рабочий, и начаться она могла не раньше семи вечера, а на устойчивую погоду здесь полагаться нельзя - в минуту все может перемениться. И вправду, к обеду сдвинулись со всех сторон на Усть-Цильму облака, уплотнились в тучу, которая так и осталась висеть над селом, оставив узкую желтую полоску по всей линии горизонта. Никаких внешних примет готовящейся Горки в селе не было видно. А в домах в это время открывались сундуки, шелестели шелка, утюжились сарафаны - прихорашивались хороводницы. Но все это было скрыто от постороннего взгляда. В семь вечера улицы, зеленая лужайка за Домом культуры - усть-цилемский стадион, - где должна состояться Горка, все еще оставались пустыми и тихими. И только ближе к восьми на центральной улице стали появляться красавицы в дивных соих нарядах. По одной, по две неторопливо прохаживаются, будто знать не знают и ведать не ведают ни о каком празднике. Без всеобщей кумы никто Горку начать не посмеет. Кто же возьмет на себя роль заводилы усть-цилемских краснопевов? 
 
Откуда-то издалека, с дальнего края села, послышалась песня. Затем она эхом прозвучала с боковой улицы, и вот к центру села подошла группа боярынь во главе с немолодым крепким мужчиной в строгом костюме при орденах. Быть Горке! С появлением одного из главных хороводников, боевого ветерана, полного кавалера орденов Славы Кирилла Матвеевича Чупрова вмиг ожили улицы, поплыли по мостикам пары, тройки горошниц. На поляне они собрались в яркий букет. Совсем уже смеркалось, когда Чупров, расставив должным образом хороводниц и взяв за руки двух их них, завел песню и двинулся по кромке поляны. И в этот миг из-под края тучи блеснул золотой луч и зажег червонным золотом парчу и атлас Горки - позднему северному солнцу не терпелось взглянуть на древний праздник в его честь. Медленно, крохотными, незаметными шажками движется нарядная колонна, но вот задняя тройка горошниц чуть отодвигается в сторону м едленно, но все же быстрее остальных движется с песней, становясь в голову процессии. Сарафаны до земли, шагов не видно - словно река течет. Так столбами ходят долго, пока не перейдут все тройки. Хоровод между тем растет - пришедшие с дальних концов села вливаются в общий поток 
Как на улице дождик нахрапывает, 
Хоровод красных девок прибывает, 
Ох вы, девушки, поиграйте! 
Уж вы, холостые, не глядите! 
Вам гляденьицем девушек не взятии, 
Уж как взять ли - не взять ли по любви, 
Что по батюшкину веленью, 
По матушкину благословенью 
Поблескивая орденами, Чупров закручивает Горку в спираль, соединяет ее в огромный - на сотню сарафанов - круг, артистично перестраивает в шеренги, в квадрат для Иванова монастыря, вновь в круг…Сменяются игры, меняются построения, фигуры танцев. А вот и памятный плетень. Сплетаются девицы руками в одну коску, плывут лебедушки, склонив набок голову 
Заплетайся, плетень, заплетайся! 
Ты завейся, труба золотая! 
Завернися, камча кружчатая! 
Из-за гор девица утей выгоняла. 
Тига, утушка, домой, 
Тига, серая, домой! 
Я сама гуськом, 
Сама сереньким, 
Ой свет, сера утица! 
Потопила малых детушек 
И в меду и в сахаре 
И в ястве сахарном. 
Я старым старикам 
Киселя с молоком, 
Молодым молодкам 
Шелковую плетку, 
А красным девицам 
Белил да румян 
Первая пара поднимает руки другой пары и под арку из рук проходит вся змейка 
Расплетайся, плетень, расплетайся, 
Ты развейся, камча кружчатая! 
Из-за гор девица утей выгоняла. 
Тига, утушка, домой! 
Я сама гуськом, 
Сама сереньким, 
Ой свет, сера утица! 
Вынимала малых детушек 
Из меду, из сахару, 
Из яств сахарных 
Танцевальные узоры причудливо меняются, вновь новая игра - венки вить. Кидают платочки-венки на землю… 
Подыскался паренечек - 
Перенял он мой платочек, 
Ты отдай венок, пожалуй, 
За тебя я замуж не иду - 
Спереди некрасовитый 
И совсем нестановитый… 
Парень поднимает платочек, настроение у девицы меняется 
Ты отдай венок, пожалуй, 
За тебя я замуж пойду… 
У невесты из глаз слезы - ей под семьдесят, да и жених - миловидная девушка лет двадцати - вот-вот всхлипнет - таков уж нынче усть-цилемский хоровод: мужчин, раз, два и обчелся, и те пожилые. На самых малых теперь надежда - на детишек, - может, и помолодеет со временем Горка. Вновь становятся усть-цилемки на две стороны - просо сеять 
- А мы просо сеяли, 
Ой Дид-Ладо сеяли. 
- А мы просо вытопчем, 
Ой Дид-Ладо вытопчем. 
- А чем же вам вытоптать? 
Ой Дид-Ладо вытоптать? 
А мы коней выпустим, 
Ой Дид-Ладо выпустим. 
- А мы коней переймем, 
Ой Дид-Ладо переймем. 
- А чем же вам перенять? 
Ой Дид-Ладо перенять? 
- Шелковым мы поводом, 
Ой Дид-Ладо поводом. 
- А мы коней выкупим, 
Ой Дид-Ладо выкупим. 
- А чем же вам выкупить? 
Ой Дид-Ладо выкупить? 
- А мы дадим сто рублей, 
Ой Дид-Ладо сто рублей. 
- Не надо нам тысячи, 
Ой Дид-Ладо тысячи. 
- А что же вам надобно? 
Ой Дид-Ладо надобно? 
- Нам надобно девицу, 
Ой Дид-Ладо девицу 
С одной стороны девушка переходит на другую: 
Нашего полку убыло, 
Ой Дид-Ладо убыло. 
- Нашего полку прибыло, 
Ой Дид-Ладо прибыло 
Заклинают, ворожат, сеют, урожай собирают, любят, женятся, род продолжают - все это можно выразить языком народной хореографии. До чего удивительна, оказывается, природа этого праздника - Горки! Вся жизнь крестьянская со всеми представлениями и образами, трудом и отдыхом, горестями и радостями вплеталась в ее хороводы и песни. А ведь это не просто череда игр и хороводов, это - настоящий театр, в котором действие не оторвано от реальной жизни. И вдруг степенность Горки сдуло же первыми звуками гармони: кадриль, пляски, частушки - все парчовое великолепие смешалось в их вихре, как в калейдоскопе. Представление было окончено, занавес опущен, и былую размеренность прорвала лавина народного веселья. Где-то далеко-далеко за синим прозрачным лесом садилось, провожая Горку прощальными отблесками, солнце. Горка не умолкала до петухов и лишь под утро стала растекаться с тихими песнями по селу. 
 
А утром Усть-Цильма вышла страдать сено - кто с косами, а кто с архаичными горбушами - нечто среднее между серпом и косой. Многие в нарядных сарафанах. Лица были уставшие, но и счастливые - как бывает, когда в душе народа живет праздник. Такой же праздничный и солнечный стоял над Печорой день. В разгаре был июль-сенозорник 
Ритуальные праздничные хороводные композиции - Горки - в старину были распространены по всему русскому Северу. Горки водили три-четыре раза в год, наперекор запретам и гонениям христианской церкви за их языческую родословную. 
Столбы, круг, на две стороны, на четыре стороны (Иванов монастырь), долгая (большая вожжа), плетень - название шести основных фигур хороводного действа, сопровождающихся хоровыми песнями, закрепленными за каждой фигурой 
Петровщина - варка каши на Петров день (12 июля), ставшая теперь забавой, - отголосок старинного поминального обряда, жертвоприношения предкам. В этом обычае сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц; поэтому и еда здесь птичья - крупа, каша. Важно, что поминальная трапеза происходит за рекой: в фольклоре переправа через реку - синоним путешествия в страну мертвых. Не случайно и то, что петровщину варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным миром 
В песнях, а когда-то заклинаниях Горки просматривается несколько связанных между собой основных тем. Во-первых, эта тема любви, свадьбы, брака. Во-вторых, тема земледельческих работ, урожая, который является природным, космическим отражением земных свадеб. К ней примыкает и мотив воды, орошающей посевы (Я по реченьке потеку…Тига, утушка, домой…). Знаменательно, что песни эти сопровождают спиральные хороводные фигуры - плетень и большая вожжа. Еще у древних трипольцев спираль была знаком воды; девушка здесь именуется утушкой, лебедушкой 
Александр Миловский. Песнь Жар Птицы. Рассказы о народных праздниках. М., 1987  
https://vk.com/doc399489626_494830860  
Праздник Красной Горки - исход с Карпат к Днепру  
https://vk.com/doc399489626_559174738



ОБСУЖДЕНИЕ


Светлана Сергеевна Лизунова2020-07-13 09:30:39 - Светлана Сергеевна Лизунова
Спасибо.
Интересная информация.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



У меня Гугл на W7 тупит. В ВК не могу сделать репост, зайти на некоторые сайты через соц. сети. Обновила, но не помогло.
Владимир Николаевич! ОС стоят одинаковые. Касперского не устанавливала ни на ПК, ни на ноут.
Впервые вижу такую прекрасную веселую страницу! Спасибо всем! Порадовали!
Красиво! Но, кошмары, конечно, всё дело портят. Вернее комары:))
Людмила Николаевна! У статьи, что Вы приводите, нет автора!!! Стоит ли ей верить? А всякие пресс-секретари отрабатывают свой хлеб... Русоведы готовили к экзамену, знают, какой это труд-научить детей писать свое, семнадцатилетнее, мнение. А критикам-любой повод подходит, чтобы заявить о себе: дечоночьи `лифчики` - уже было все у тех же `критиков румяных` , Хабаровск-уже не в теме, почему бы за сочинения не взяться? Не обращайте внимание. Готовимся к встрече с детьми.
Я написала о том, что в системе образования принят неправильный и весьма спорный ЛИБЕРАЛЬНЫЙ вектор, от которого надо просто отходить. Этот вектор стал ошибкой системы образования, хотя в последнее время немало и хорошего было сделано в этом направлении, но могло быть все лучше, рациональнее и эффективнее...Все можно изменить!А у Вас президент, как бельмо в глазу, честное слово!Нашли мальчика для битья...Нормальный мужик. Тянет огромную многонациональную страну! Везет этот воз достойно. Но у нас российский менталитет своеобразный: все ноем, все критикуем, все ищем хуже себя...Вот... Сейчас начнется битье...Критику приемлю, но, как говорится, только политкорректную критику.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/