16 октября на 92 году жизни скончался историк и археолог Анатолий Кирпичников.
Кирпичников родился в Ленинграде 25 июня 1929 года. Пережил все 900
дней блокады города-героя. В 1943 году потерял мать, работавшую
военврачом на военном заводе и погибшую во время артобстрела. После
окончания исторического факультета Ленинградского госуниверситета
занимался материальной культурой Северо-Западной Руси и северной Европы
средневекового периода. Его кандидатская диссертация, защищенная в 1963
году, была посвящена русскому оружию ближнего боя в IX-XV веках.
Как участник и начальник археологических экспедиций, Кирпичников
проводил раскопки в Новгороде, Пскове, Порхове, Велье, Острове, Гдове,
Копорье, Ивангороде, Кингисеппе (древнерусском Ямгороде), Приозерске
(Кореле), Петрокрепости (советское название Шлиссельбурга, старинный
Орешек), других городах… С 1972 года Кирпичников — руководитель
исследований Старой Ладоги — первого стольного города Древней Руси, куда
в 862 году, согласно «Повести временных лет», был призван княжить
варяжский вождь Рюрик. Именно исследования Кирпичникова доказали, что
княжеский престол Рюрика был в Старой Ладоге, а не в Новгороде.
***
В конце января 2007 года, вскоре после выхода в свет первого тома моей
книги «История Руси», однажды вечером в моей квартире раздался
телефонный звонок. Мой собеседник представился: «Владимир Михайлович
Макеев», после чего сказал следующее: «Обращаюсь к вам по рекомендации
профессора А.Н. Кирпичникова. Я хотел бы посоветоваться с вами
относительно имеющихся у меня исторических материалов». Я согласился, и
наша встреча состоялась...
Ю.К. Бегунов. История находки греко-славянской рукописи IX-XIV вв.
***
Ю.К. «Аскольдова летопись» подготовлена пятью авторами к печати
полностью, по копии её, которая сделана была болгарином Георгием
Велчевым в 1897 году на церковно-славянском языке (перевод 1320 года).
По данной рукописи был подготовлен весь материал к печати. Это сделал
Николай Кучанский – украинский учёный, который исследовал основной
корпус летописи, и умер в 1936 году от туберкулёза. Дело продолжил его
племянник – В.Н. Савченко, который восстановил, доработал подготовку
текста этой рукописи и ушел из жизни в 2010 году. После этого летописью
занялся я. Сделал новый перевод и уточнил старый, сверил все буквы
рукописи к изданию. Я написал 4-5 комментариев к этому труду, замечания,
статьи, заметки.
Ю.К. Это подлинник, и его надо издавать - 15.05.2010 Санкт-Петербург
http://begunov.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=332&Itemid=11
***
В «Аскольдовой летописи» излагалась другая точка зрения, нежели в
«Повести временных лет», согласно которой князь Рюрик (он же — Родериг)
был призван в 862 г. на Ладожское княжение из Полабской земли ободритов.
Тот Рюрик был сыном мекельского князя Годслава и словенской княгини
Умилы Гостомысловны. Перед смертью словенский князь Гостомысл завещал
князю Рюрику свое княжество. Однако события развивались не совсем так,
как хотелось бы словенам. Дело в том, что в Ладогу вместе с Рюриком
явились два его родных брата Сигнётри Торвардр и стали претендовать на
дележ высшей власти. Это было нарушением завещания Гостомысла, который
хотел, чтобы младшие братья оставались в Мекеле и не вмешивались в
управление Словенской землей; князь Годслав еще был тогда жив (он умер в
870 г.). Однако случилась беда. Норманны (шведы), прознав про
вокняжение Рюрика, приехали в Ладогу в количестве 1000 воинов, со
слугами, со всеми чадами и домочадцами и со всем имуществом, чтобы долго
и счастливо жить на чужих хлебах, и потребовали от князя Рюрика
признания своей власти на Руси. Ладожане и хольмгардцы не могли этого
стерпеть, и началась война с 863 по 865 г. включительно, в ходе которой
погибли князья Сигнётр и Торвардр, был убит и плесковский и новгородский
князь Вадимунд (Вадим), сын старшей дочери князя Гостомысла Радуны, и к
865 г. князь Рюрик стал обладать единоличной властью на северо-западе
Руси.
Так Словенская Русь стала Рюриковой Русью. Норманнские воины
там остались и превратились в господ, феодальный класс, стремившийся
распространить свою власть на Среднюю и Южную Русь вдоль великого
водного пути «И з варяг в греки». Это им удалось, и шурин Рюрика, князь
Олег Вещий, стал основателем Киевской Руси-2. Он был не норманном, а
рюгенским князем, сыном Инегельда, т.е. руянским славянином. Однако он
должен был считаться с военной силой норманнов, которые тогда
претендовали на власть в Киевской Руси, как об этом свидетельствуют
тексты договоров Руси с греками 911 и 945 г. в их полной версии,
сохранившейся в «Аскольдовой летописи». Власть норманнов (варягов)
сохранялась до 980 г., когда великий князь Киевский Владимир I выслал из
Киева в Константинополь всю варяжскую воинскую силу и стал отныне
опираться на природных князей и бояр Киевской Руси-2.
- Ю.К. Бегунов. Будинский Изборник - жемчужина греко-русской литературы середины IX - начала XIV вв.
***
В последние годы исследователи приходят со все большее определенностью к
заключению об особой исторической роли Ладоги в первые века русской
истории. Развернуто об этом писал А. Н. Насонов. Он отнес Ладогу (а
также и Псков) к той части Новгородской области, которая вплоть до
середины XI в. складывалась самостоятельно.[1] Территория, на которую в
древности распространялось влияние Ладоги, а не Новгорода, по мнению А.
Н. Насонова, охватывала нижнее Поволховье, Ижорскую землю, Приладожскую
Карелию, наконец, область Обонежского ряда.[2] Эти заключения автора
оказались плодотворными и в какой-то мере нашли свое продолжение в
науке. Так, по мнению А. В. Кузы, Новгородская земля возглавлялась
Псковом, Новгородом и Ладогой. Именно эти три центра входили в состав
основной государственной территории и сформировали ее.[3] Значение
Ладоги в письменных источниках передается далеко не всегда. Объясняя
такого рода умолчания, Д. А. Мачинский справедливо отмечает, что события
VIII— IX вв. относились к периоду, который позднее очень неполно
зафиксирован в летописи. В дальнейшем, учитывая соперничество Новгорода и
Ладоги, роль последней в летописи была умалена. [4]
Ныне
исследователи перестали рассматривать Ладогу как некое самобытное
местное явление. Здесь добавились не только общерусские, но и
общеевропейские сравнения и сопоставления. В результате в работах
последнего времени заново оценено значение Ладоги как международного
раннесредневекового торгово-ремесленного поселения и важнейшего
ключевого места на евразийском торговом пути «из варяг в арабы» и «из
варяг в греки». В деле изучения Ладоги определенные результаты в
последние годы достигнуты Староладожской археологической экспедицией
ЛОИА АН СССР.[5] Отметим некоторые из них.
Установлена дата
создания поселения в низовьях Волхова — это средина VIII в. Намечены
этапы развития Ладоги, начиная с VIII в. Заново рассмотрена ее
экономика, культура, ремесло и деятельность проживавшего в ней общества.
Полиэтничный состав жителей ранней Ладоги не отрицает ее доминирующий
славянский массив. Выявлены достоверные основы ладожской версии
«Сказания о призвании варягов». Произведено представительное изучение
самой Ладоги, ее округи, окрестных курганов, сопок и поселений...
Торговая активность ранней Ладоги подтверждается, в частности, находками
монет, которые для второй половины VIII в. выступают все более надежным
хронологическим показателем. На территории Ладоги и тяготеющих к ней
поселений и урочищ (Ладожская крепость и поселение, Новые Дубовики), не
менее чем в восьми документированных случаях обнаружены в кладах и
отдельно арабские монеты, чеканенные в 699/700—786 гг.[9] Эти находки —
одни из древнейших среди до сих пор встреченных в Восточной Европе и с
поправками на время их распространения и всякого рода случайности[10]
свидетельствуют о начале международной «серебряной» торговли, достигшей
нижнего По волховья примерно в 760-е годы. Именно Ладога явилась одним
из первых центров русской равнины, где дирхемы зафиксированы, как только
началось их распространение в странах Восточной и Северной Европы.
Упомянутые монеты попали в Нижнее Поволховье по Волжскому пути,
следовательно, его поэтапное функционирование восходит к третьей
четверти, а может быть, к середине VIII в.[11] В Ладоге и урочище
Княщина открыты также два клада дирхемов с младшими монетами
соответственно 808 и 847 гг., что свидетельствует о сохранении важной
роли этих мест и в последующий период начавшейся широкой евразийском
«серебряной» торговли...
А.Н. Кирпичников. Ладога и Ладожская
земля VIII—XIII вв. В кн.: Историко-археологическое изучение Древней
Руси: Итоги и основные проблемы. Славяно-русские древности. Выпуск I.
Л., 1988. с. 38—79
Рис. 2. Старая Ладога. Равноплечная фибула. 2 половина IX века
А.Н. Кирпичников. Историческое наследие Старой Ладоги. - Археологические открытия. 1991-2004 гг. Европейская Россия
vk.com/doc71428826_571164789
20 июл. 2019 г. А.Н. Кирпичников
www.youtube.com/watch?v=GoAZ481rS7s