Развитие избирательного права в России
История развития избирательного права в России
Избирательное право в России – институт относительно молодой, несмотря на
то, что деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода
и других древнерусских городов, способствовала развитию российского
избирательного права. На народном вече избирали высших должностных лиц
государства: князей (в Новгороде – с
1136 г.), посадников (как правило, из числа
военных бояр) и тысяцких. Принципы новгородской и псковской демократии
предоставляли избирательные права не только знати – феодалам, владельцам торгового
капитала, но и новгородскому плебсу. Выборными были и органы самоуправления
пригородов улиц и концов (административно-территориальных единиц республик и
городов Новгорода и Пскова), так называемые кончанские и уличанские старосты.
Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью
берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры,
связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических
документов, решались с помощью судебных поединков – так называемого поля,
проведение которого регламентировалось.
Новый этап – «эпоха великих реформ». В
этот период изданы демократические, с известной оговоркой, акты, установившие
порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и
мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы:
возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Так как основной целью
реформ являлась модернизация и европеизация социально-политической системы российской
империи, избирательное право стало более демократичным.
Выборы в земские учреждения проходили
на началах сословности, имущественного и возрастного ценза, многостепенности
для крестьян, закладывая тем самым элементы неравенства в организацию этих
представительных органов. «Гласных» - депутатов в уездное земское собрание
(распорядительный орган) выбирали в соответствии с Положением о губернских и
уездных земских учреждениях, утвержденным 1 января
1864 г. в последствии это
Постановление стало правовой основой организации и деятельности органов
земского самоуправления, на избирательных съездах землевладельцев, городских
обществ, сельских обществ.
Избирательских прав лишились лица:
-моложе 25 лет;
-находящихся под
уголовным следствием или судом;
-опороченные по суду
или общественному приговору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России.
Дифференцировались
размеры имущественных цензов для представителей различных сословий и социальных
групп:
- от 15 тысяч рублей
оценки недвижимого имущества;
- от 6 тысяч рублей
размера годового оборота капитала у депутатов уездных избирательных съездов;
- до 500 рублей
оценки облагаемой налогом собственности у депутатов городских избирательных
съездов;
-для депутатов от
сельских обществ имущественный ценз не устанавливается.
Для депутатов от сельских обществ была
введена система многоступенчатых выборов:
формирование
волостного схода путем выборов от сельских сходов
избрание уездных гласных
от сельских обществ выборщиками, направленными волостными сходами из своей
среды.
Дальнейшее развитие избирательного
права и формирование избирательной системы происходило в момент формирования
российской государственности и конституционализма. Возрастающее революционное
движение вынудило российское правительство пойти на расширение политических
прав подданных, что повлекло создание системы представительных учреждений,
состоявшей из Городской Думы и Государственного Совета. Данные органы наполовину
формировались путем выборов представителей от духовенства, науки, торговли и
промышленности, земских собраний и дворянских обществ (всего 98 выборных
членов).
Выборы в Государственную Думу
проводились на основе избирательских законов. Согласно первоначальному проекту
избирательского закона, подготовленному Советом министров и обсужденному нам
Петергофских совещаниях, выборы в Государственную Думу предполагалось проводить
на основе цензового представительства.
Первым избирательным законов стало
Положение о выборах в Государственную думу, утвержденное 6 августа 1905г.
От участия в выборах согласно закону
отстранялись:
а) лица женского
пола;
б) лица моложе 25
лет;
в) обучающиеся в
учебных заведениях;
г) воинские члены
армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) так называемые
бродячие инородцы;
е) иностранные
подданные;
избирательных прав также лишились лица:
а) подвергавшиеся
суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав
состояния либо уволенные из службы;
б) «отрешенные от
должности по судебным приговорам» сроком на три года;
в) состоящие под
следствием или судом по делам, указанным в п. «а»;
г) так называемые
несостоятельные, впредь до установления причин того;
д) признанные судом
несостоятельными;
е) лишенные духовного
сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских
собраний по сословным приговорам;
ж) осужденные за
уклонение от воинской повинности.
Вследствие обострения
социально-политической ситуации данный закон был пересмотрен 11 декабря
1905 г. Был утвержден Закон
«Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в
дополнение к нему узаконений», значительно расширивший круг избирателей.
По - прежднему право выборов оставалось
непрямым и неравным. В центральных и национально-окраинных местностях выборы
проводились на основании особых правил. Голосование поводилось по куриям:
землевладельцами, горожанами, затем крестьянами и рабочими.
Городское население малых городов
голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания. Закон 11 декабря
1905 г. Значительно увеличил
число избирателей от горожан.
Для крестьян сохранились четырехстепенные
выборы в Государственную Думу, им разрешили до начала выборов в Думу провести
новое назначение выборных на волостных сходах. Избирательных прав лишались
батраки, крестьяне, лишенные наделов за невзнос податей, проживавшие в городах
или на территории казачьих войск, но не объединенные ни в волости, ни в особые
селения (на Кавказе).
Жалобы на допущенные нарушения при
выборах рассматривались особыми уездными или губернскими комиссиями по делам о
выборах.
Выборщики от рабочих принимали
участие в выборах членов Государственной Думы в составе губернского или
городского избирательного собрания. Устанавливался кворум – присутствие не
менее половины от общего числа выборщиков, в противном случае собрание должны
были проводить вновь через семь дней, и оно считалось уже состоявшимся
независимо от числа прибывших выборщиков.
Выборы в Государственную Думу первого
созыва прошли в соответствии с указанным Законом в феврале-марте
1906 г. По составу она была
достаточно левой. Иными словами, самым демократичным представительным органом
монархической России. На основании Манифеста от 9 июня
1906 г. Дума была досрочно
распущена.
Выборы в Думу второго созыва проходили
на основании того же Закона и дали еще более левый состав, деятельность
которого также, мягко говоря, не устраивала правительство и царя. Она опять
была распущена досрочно Манифестом 3 июня
1907 г.
Положение о выборах
от 3 июня
19907 г.
В отличие от предшествующего свода нескольких законодательных актов
представляло собой единый, целостный закон, кодифицировавший законодательство о
выборах
применительно к центральным губерниям.
На Урале, в Сибири
и Дальнем Востоке
выборы проводились на основании прежнего Положения. Этот избирательный закон
существенно ограничил представительство населения окраин.
Избрание членов
Государственной Думы по губерниям и областям производилось губернским
избирательным собранием под председательством губернского предводителя
дворянства и выборщиков, избранных в каждом уезде. В составе губернского
избирательного собрания имели право участвовать выборщики, избиравшиеся
губернскими съездами уполномоченных от рабочих предприятий фабричной, заводской
и горнозаводской промышленности.
Новый этап в развитии
избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное
собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской
революции
1917 г.
Новый избирательный
закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:
-самый низший в мире
возрастной ценз для избирателей – 20 лет;
-избирательные права
предоставлялись российским гражданам без различия пола;
-избирательными
правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись
имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
-уничтожались
ограничения в избирательных правах по принципам национальности и
вероисповедания.
В соответствии со
ст.1 Положения избирательное
право стало
всеобщим. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном
порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой.
Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники –
«злонамеренные банкроты»; военнослужащие – дезертиры либо осужденные за ряд
других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
В основе выборов
лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным
спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов, в отдельных же
кругах в порядке изъятия из общего правила применялась мажоритарная система.
Порядок голосования
устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней
(«записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или
другими заменяющими их знаками».
Избирательное право
России на этом этапе было самым
демократичным в мире,
что обусловлено, прежде всего его всеобщностью
и равенством, низким возрастным цензом, отсутствием имущественного ценза и
ценза оседлости.
|