Статья на тему: «Взаимодействие
семьи и ГБДОУ по вопросам экологического воспитания. Поиск новых форм
взаимодействия»
Автор: Варсоба Анна
Андреевна
В наше время проблемы
экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше
внимания. Для дошкольного учреждения очень важным фактором является экологическое
образование родителей, так как ребенок получает первичное воспитание в семье, а
потом уже в детском саду. Работа с родителями это очень трудный вид педагогической
деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями,
предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей
отрицательно влияет на мотивацию поступков, создает ситуацию психологического
дискомфорта. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были
методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического
воспитания. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.
Следовательно, очень важна разработка системы взаимодействия ДОУ с семьей.
Только опираясь на
семью, и совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание
экологически грамотного человека. Следует помнить, что есть основные два
направления во взаимодействии с семьей: ·педагог - родитель; ·педагог - ребенок
- родитель.
Существуют традиционные и нетрадиционные
формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы:
- коллективные,
-индивидуальные,
-наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся
родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые
родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом
родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами
воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Привлекают родителей к различным видам совместной
деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала,
пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не
просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка
полезна организация дней открытых дверей. Родители сидят за одним столом с
ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и
творческий потенциал.
К
индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы
воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма
установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и
матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе
с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа
при посещении семьи, на родительском собрании, консультации. Цель
педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и
достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям
своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей -
существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное
воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и
родителей и педагога.
Наглядно-информационные
методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами
воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли
детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов,
занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В
настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей
пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу
телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление
неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для
себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к
подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать
выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются
«Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой
группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога.
Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания
о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования
основ экологической культуры.
Не
малую важность несет в себе Эколого-развивающая среда в домашних условиях. Она
должна включать в себя: · уголок живой природы, в который входят разнообразные
комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями,
а также все средства, необходимые для ухода за ними, уголок выращивания,
оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской -
практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений,
наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок,
мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и
т.д.; · фотографии на тему природа, журналы и книги о родной природе и всего
мира в целом.
Что
может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива
ДОУ и родителей? В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей
осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что
составит основу экологической культуры.
Итак,
взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах,
приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия
зависят от активности обеих сторон. Одной из основных задач экологического
образования дошкольников - это непрерывность процесса.