Тема Бактерии. - Инна Валерьевна Щербина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Инна Валерьевна Щербина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Инна Валерьевна Щербина / Блог / Тема Бактерии.


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


10 августа 2016, 10:13, автор - хозяйка блога
Инна Валерьевна Щербина

Тема Бактерии.

Тема «Бактерии». Урок-игра                                                                                                         

Щербина И.В. учитель биологии

МБОУ гимназия №5, г. Хабаровск

 

Задача: в ходе игры закрепить у учащихся знание определений следующих понятий: прокариоты, бактерии; автотрофы, фототрофы, сапротрофы, паразиты; кокки, бациллы, спириллы, вибрионы; анаэробы, аэробы; болезнетворные бактерии, неболезнетворные бактерии, жгутиковые бактерии, споры.

Оборудование: таблицы по теме «Бактерии», карточки с терминами понятий по теме (размещены на доске в 3 вертикальных столбца и закрыты), 3 горизонтальных колонки с цифрами 1-8 (на доске); на столах учащихся

- по одному комплекту карточек с терминами понятий,

- 4 листа с номерами 1-8, содержащими вопросы теста,

- задания для капитанов команд,,

- карточки с №1, ручки, фломастеры, большие карточки с цифрами.

Учащиеся заранее объединяются в три команды и выбирают капитанов.

 

Ход урока

После приветствия учитель объявляет очередной раунд заседания клуба знатоков биологии. Тема: «Что мы знаем о мире бактерий».  Эпиргаф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).

Для участия в конкурсе каждый ученик заполняет визитную карточку (указывает фамилию, имя, класс), в которой будут фиксироваться оценки в баллах. Чтобы получить оценку «5», надо набрать10 баллов, «4» - 8-9 баллов, а «3» - 6-7 баллов. На доске учет баллов ведет учитель.

 

Конкурс «Эстафета понятий»

Слово эстафета имеет несколько толкований, по одному из них - это срочное сообщение, известие, передаваемое сменяющими друг друга нарочными. Ваша задача в этом конкурсе: поочередно, по командам правильно раскрыть содержание понятий, карточки с которыми  находятся на столе каждой команды. Выигрывает та команда, которая за 1 минуту даст правильные определения большего количества понятий.

1-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия: прокариоты, автотрофы, сапротрофы, бациллы, анаэробы, болезнетворные бактерии.

2-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия: бактерии, гетеротрофы, паразиты, кокки, симбионты, жгутиковые бактерии.

3-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия: фототрофы, спириллы, вибрионы, аэробы, неболезнетворные бактерии, споры.

 

           Конкурс «Кто первый»

Участники каждой команды берут на столе листы с №1-8, что соответствует вопросам теста. На листе находится 8 вопросов теста с тремя вариантами ответов, обозначенными буквами (см. таблицу). Прочитав вопрос теста, ученик должен определить букву правильного ответа и написать её на карточке, находящейся в конверте. В результате выполнения задания всей командой на доске должен получиться термин одного из понятий урока. Кто быстрее правильно составит это слово, тот и победит в этом конкурсе.

В результате выполнения задания должно получиться:

У 1-й команды - вибрионы,

У 2-й команды - анаэробы,

У 3-й команды - спириллы.

 

(Приложение №1)

           Игра «Третий - лишний»

Учитель предлагает командам прочитать понятия, появившиеся на доске после предыдущего конкурса, определить среди них «лишнее» и поднять карточку с номером этого «лишнего» понятия. По этому типу учитель может предложить выполнить ещё несколько заданий. Например:

 1- вибрионы, 2- анаэробы, 3- спириллы;

1-сапрофиты, 2-паразиты, 3-кокки;

1-гермафродиты, 2-автотрофы, 3-гетеротрофы;

1-аэробы, 2-анаэробы, 3-симбионты;

1-бациллы, 2- кокки, 3- эукариоты;

1-слизь, 2-капсула, 3-оболочка.

 

           Конкурс капитанов

Капитаны берут берут конверты с надписью «Конкурс капитанов», в которых предлагается, решив кроссворд, определить его центральное понятие. Затем найти это понятие на карточке и прикрепить его на доску. Работают капитаны за отдельными столами.

(Ответы к кроссворду: 1-бациллы, 2-анаэробы, 3-кокки, 4-автотрофы, 5-гетеротрофы, 6-спора, 7-вибриллы; центральное слово «БАКТЕРИЯ»)

(Приложение №2)

         Игра «А знаете ли вы, что…»

Пока капитаны выполняют задание, конкурс продолжается. Пользуясь карточкой №1, участники команд предлагают как можно больше сравнений бактерий с растениями. Каждое сравнение должно начинаться со слов карточки-подсказки. Например: «А знаете ли вы, что по сравнению с растениями бактерии относят к прокариотам?», «А знаете ли вы, что как растения, так и бактерии относятся к живым организмам?». Побеждает та команда, которая назовёт последнее сравнение.

 

           Карточка №1

  1. По сравнению с…
  2. Так же, как и…
  3. Как…, так и…
  4. Сравнивая…и…, можно сказать…
  5. Кроме…еще…
  6. Помимо…
  7. Больше чем…
  8. Не только…, но и…
  9. Наряду с…
  10. Если…, то…
  11. В отличие от…

Перед следующим конкурсом подводится итог состязания капитанов. Если они успешно завершили работу, то в кроссворде у них получилось слово «бактерия».

 

  Конкурс «Обобщи и уточни»

Использую карточки, на которых записаны термины, учащимся предлагается обобщить и конкретизировать то или иное понятие, например, понятие «бактерия».

В результате выполнения этого задания может появиться один из следующих вариантов: прокариоты - бактерия - кокки.

Доядерные - бактерия - спириллы.

При выполнении этого задания с понятием «автотрофы» может получиться вариант: организм - автотрофы - растения.

 

 

              Конкурс «Продолжить»

   1. Питаются органическими веществами мёртвых организмов и их выделениями - ….

2.Питаются органическими веществами живых организмов….

3.Используют энергию солнца…

4.Живут внутри других организмов и часто приносят пользу…

5.Сасая древняя группа организмов…

После завершения конкурсов команды подводят итоги по индивидуальным карточкам учащихся. Участники в командах, занявших 1-е место, прибавляют себе два балла, 2-е место - один балл [1,2,3].

 

          Визитная карточка (Ф.И. класс)…………………………..

1.Конкурс «Эстафета понятий»………………………………………

2. Конкурс «Кто первый?»……………………………………………

3.Игра «Третий - лишний»……………………………………………

4.Конкурс капитанов………………………………………………….

5.Игра «А знаете ли вы, что…»………………………………………

6.Конкурс «Обобщи и уточни»………………………………………

7.Конкурс «Продолжить»…………………………………………….

Приложение №1

 

Тестовое задание

 

Номера команд

Вопросы

1

2

3

 

 

 

1. Бактерии:

В

А

С

Одноклеточные живые организмы, не имеющие четко выраженного ядра.

А

В

А

Одноклеточные живые организмы, имеющие оболочку, цитоплазму.

С

С

В

Многоклеточные организмы, имеющие четко оформленное ядро.

 

 

 

2. Кокки - бактерии, имеющие форму:

А

А

А

спиральную

И

Н

П

шаровидную

В

В

В

изогнутую

Н

И

С

палочковидную

 

 

 

3. Бациллы - бактерии, имеющие форму:

К

С

Б

шаровидную

С

К

С

спиральную

И

И

К

изогнутую

Б

А

И

палочковидную

 

 

 

4. Гетеротрофы - живые организмы, использующие для питания:

Р

Э

Р

готовые органические вещества

К

С

Б

неорганические вещества, из которых синтезируют органические.

 

 

 

5.Сапротрофы - бактерии, питающиеся:

Р

О

С

готовой органикой живых организмов

Н

Н

О

органическими веществами

И

Р

И

готовой органикой отмерших организмов

 

 

 

6. Анаэробы - живые организмы, которые могут жить:

Р

Н

К

в кислородной среде

О

О

О

в бескислородной среде

Н

Р

О

как в кислородной, так и в бескислородной среде.

 

 

 

7. Бактерии, которые используют для жизнедеятельности энергию солнца, называются:

Б

Н

А

хемотрофы

Н

Б

Л

фототрофы

Л

Л

Б

паразиты

О

К

Н

сапрофиты

 

 

 

8. Споры бактерии необходимы для:

Я

Э

Ю

размножения

Ы

Ы

Ы

выживания в неблагоприятных условиях

Ю

Я

Э

распространения

 

 

 

Конкурс капитанов

Приложение №2

 

Кроссворд

 

1 - бактерии, имеющие палочковидную форму;

2 - группа организмов, для жизнедеятельности которых не нужен кислород;

3 - бактерии, имеющие шаровидную форму;

4 - организмы, используемые для своей жизнедеятельности энергию неорганических веществ;

5 - организмы, использующие для своей жизнедеятельности органические вещества;

6 - клетка бактерии с плотной оболочкой, приспособленная для перенесения неблагоприятных условий;

7 - бактерии, имеющие извитую форму.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература и Интернет-Ресурсы:

 

1.      "Урок-игра "Бактерии" // Биология в школе .- 2005.- № 2.- С. 49.

2.       Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8



Тэги: игра бактерии конкурсы биология



ОБСУЖДЕНИЕ


Инна Викторовна Полякова2016-08-10 15:26:08 - Инна Викторовна Полякова
Спасибо, Инна Валерьевна!
Что даёт выигрыш в игре для учащихся? Пятёрки?

Добавлю материал для закрепления темы `Бактерии`

КАРТОЧКА для закрепления знаний о бактериях

ЗАДАНИЕ: прочитайте вопросы, записанные ниже. Обсудите их вместе с соседом по парте и попытайтсь найти на них ответ:


1.Сине-зеленые бактерии чаще всего обитают в водоемах, иногда на поверхности почвы, но никогда в глубине почвы. Почему?

2.Как вы думаете, для какой цели на некоторых космических кораблях размещают огромные аквариумы, в которых содержатся одноклеточные растения и сине-зеленые бактерии?


3.Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. Но в очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.

4.Одна бактериальная клетка через 10 дней может дать потомство, равное по объему земному шару. Однако этого не происходит. Почему?


5.Согласны ли вы с утверждением Саши К. учащегося 6-го класса, что бактерии гниения, вызывающие порчу овощей и фруктов, следует отнести к паразитам, так как данные бактерии причиняют вред?

6.Пенсионерка Анна Николаевна Т. прочла в научно-популярном журнале о том, что внутри её тела содержится несколько тысяч бактерий, и пришла в ужас! Дело в том, что Анна Николаевна считает, что все живущие в человеческом теле бактерии вызывают заболевания. Сумеете ли вы успокоить старушку?


7.На поверхности нашего тела постоянно обитают бактерии. Питаются они за счет клеток нашей кожи, но и нам приносят ответную пользу убивают чуждых нам болезнетворных микробов. К какой группе по способу питания относятся кожные бактерии?

8.В последнее время на телевизионных экранах часто появляется реклама антибактериального мыла ( например: Абсолют или Safеguard). Рекламодатели утверждают, что именно это мыло помогает сохранить здоровье, так как оно уничтожает бактерии, оказавшиеся на нашем теле. Поддадитесь ли вы рекламной пропаганде и станете покупать подобное мыло? Объясните свою точку зрения.
Ирина Валентиновна Ермакова2016-08-10 15:39:52 - Ирина Валентиновна Ермакова
И еще мини-тест, 2 варианта по 6 вопросов. Подойдет для быстрой проверки знаний.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



.. Лететь по волнам НА быстроходном катере.. Шедевр р-р! :-(((-это о содержании и выводе. Сисадмин эникей?
К чему Вам этот `глобализм`? ;) Смотрите ближе, вокруг себя. Да, вот прочёл Ваш пост от 2022 года, что-то изменилось?
Славный герой. Когда-то пионерский отряд моего класса носил его имя и совершал ради его памяти добрые дела.
А у нас нет пока птиц, у нас паводок, вода поднялась и пока не уходит - Обь пока стоит... Как уточнила местная администрация, река Черная выходит на дорогу в районе дома на улице Советской, 26, Черной Речки. Жителей улицы Городской отрежет от выезда из деревни. Людей просят выключить газ, свет, воду, отвязать собак и покинуть свои дома. Сейчас специалисты песком выстраивают границу вдоль реки Черная.
Хорошая книга!
Спасибо!!! Спасибо!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/