Тема «Бактерии». Урок-игра
Щербина И.В. учитель
биологии
МБОУ гимназия №5, г.
Хабаровск
Задача: в ходе игры закрепить у учащихся знание определений следующих
понятий: прокариоты, бактерии; автотрофы, фототрофы, сапротрофы, паразиты;
кокки, бациллы, спириллы, вибрионы; анаэробы, аэробы; болезнетворные бактерии,
неболезнетворные бактерии, жгутиковые бактерии, споры.
Оборудование: таблицы по теме «Бактерии», карточки с терминами
понятий по теме (размещены
на доске
в 3 вертикальных столбца и закрыты), 3 горизонтальных колонки с цифрами 1-8 (на
доске);
на столах учащихся
- по одному комплекту карточек с
терминами понятий,
- 4 листа с номерами 1-8,
содержащими вопросы теста,
- задания для капитанов команд,,
- карточки с №1, ручки,
фломастеры, большие карточки с цифрами.
Учащиеся заранее объединяются в
три команды и выбирают капитанов.
Ход урока
После приветствия учитель
объявляет очередной раунд заседания клуба знатоков биологии.
Тема: «Что мы знаем о мире бактерий». Эпиргаф: «Знания только тогда знания, когда
они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).
Для участия в конкурсе каждый
ученик заполняет визитную карточку (указывает фамилию, имя, класс), в которой
будут фиксироваться оценки в баллах. Чтобы получить оценку «5», надо набрать10
баллов, «4» - 8-9 баллов, а «3» - 6-7 баллов. На доске учет баллов ведет
учитель.
Конкурс «Эстафета понятий»
Слово эстафета имеет несколько
толкований, по одному из них - это срочное сообщение, известие, передаваемое
сменяющими друг друга нарочными. Ваша задача в этом конкурсе: поочередно, по
командам правильно раскрыть содержание понятий, карточки с которыми находятся на столе каждой команды. Выигрывает
та команда, которая за 1 минуту даст правильные определения большего количества
понятий.
1-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия:
прокариоты, автотрофы, сапротрофы, бациллы, анаэробы, болезнетворные бактерии.
2-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия:
бактерии, гетеротрофы, паразиты, кокки, симбионты, жгутиковые бактерии.
3-я команда получает карточки, на
которых перечислены понятия: фототрофы, спириллы, вибрионы, аэробы, неболезнетворные
бактерии, споры.
Конкурс «Кто первый»
Участники каждой команды берут на
столе листы с №1-8, что соответствует вопросам теста. На листе находится 8
вопросов теста с тремя вариантами ответов, обозначенными буквами (см. таблицу).
Прочитав вопрос теста, ученик должен определить букву правильного ответа и
написать её на карточке, находящейся в конверте. В результате выполнения
задания всей командой на доске должен получиться термин одного из понятий
урока. Кто быстрее правильно составит это слово, тот и победит в этом конкурсе.
В результате выполнения задания
должно получиться:
У 1-й команды - вибрионы,
У 2-й команды - анаэробы,
У 3-й команды - спириллы.
(Приложение
№1)
Игра
«Третий - лишний»
Учитель предлагает командам
прочитать понятия, появившиеся на доске после предыдущего конкурса, определить
среди них «лишнее» и поднять карточку с номером этого «лишнего» понятия. По
этому типу учитель может предложить выполнить ещё несколько заданий. Например:
1- вибрионы, 2- анаэробы, 3- спириллы;
1-сапрофиты, 2-паразиты, 3-кокки;
1-гермафродиты, 2-автотрофы,
3-гетеротрофы;
1-аэробы, 2-анаэробы,
3-симбионты;
1-бациллы, 2- кокки, 3-
эукариоты;
1-слизь, 2-капсула, 3-оболочка.
Конкурс
капитанов
Капитаны берут берут конверты с
надписью «Конкурс капитанов», в которых предлагается, решив кроссворд,
определить его центральное понятие. Затем найти это понятие на карточке и
прикрепить его на доску. Работают капитаны за отдельными столами.
(Ответы к кроссворду: 1-бациллы, 2-анаэробы, 3-кокки,
4-автотрофы, 5-гетеротрофы, 6-спора, 7-вибриллы; центральное слово «БАКТЕРИЯ»)
(Приложение №2)
Игра
«А знаете ли вы, что…»
Пока капитаны выполняют задание,
конкурс продолжается. Пользуясь карточкой №1, участники команд предлагают как
можно больше сравнений бактерий с растениями. Каждое сравнение должно
начинаться со слов карточки-подсказки. Например: «А знаете ли вы, что по
сравнению с растениями бактерии относят к прокариотам?», «А знаете ли вы, что
как растения, так и бактерии относятся к живым организмам?». Побеждает та
команда, которая назовёт последнее сравнение.
Карточка
№1
- По
сравнению с…
- Так
же, как и…
- Как…,
так и…
- Сравнивая…и…,
можно сказать…
- Кроме…еще…
- Помимо…
- Больше
чем…
- Не
только…, но и…
- Наряду
с…
- Если…,
то…
- В
отличие от…
Перед
следующим конкурсом подводится итог состязания капитанов. Если они успешно
завершили работу, то в кроссворде у них получилось слово «бактерия».
Конкурс «Обобщи и уточни»
Использую карточки, на которых
записаны термины, учащимся предлагается обобщить и конкретизировать то или иное
понятие, например, понятие «бактерия».
В результате выполнения этого задания
может появиться один из следующих вариантов: прокариоты - бактерия - кокки.
Доядерные - бактерия - спириллы.
При выполнении этого задания с
понятием «автотрофы» может получиться вариант: организм - автотрофы - растения.
Конкурс
«Продолжить»
1. Питаются органическими веществами мёртвых организмов и их выделениями
- ….
2.Питаются
органическими веществами живых организмов….
3.Используют
энергию солнца…
4.Живут внутри
других организмов и часто приносят пользу…
5.Сасая
древняя группа организмов…
После завершения конкурсов
команды подводят итоги по индивидуальным карточкам учащихся. Участники в
командах, занявших 1-е место, прибавляют себе два балла, 2-е место - один балл
[1,2,3].
Визитная карточка (Ф.И. класс)…………………………..
1.Конкурс
«Эстафета понятий»………………………………………
2. Конкурс
«Кто первый?»……………………………………………
3.Игра «Третий
- лишний»……………………………………………
4.Конкурс
капитанов………………………………………………….
5.Игра «А
знаете ли вы, что…»………………………………………
6.Конкурс
«Обобщи и уточни»………………………………………
7.Конкурс
«Продолжить»…………………………………………….
Приложение
№1
Тестовое задание
Номера команд
|
Вопросы
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
1. Бактерии:
|
В
|
А
|
С
|
Одноклеточные живые организмы, не имеющие четко
выраженного ядра.
|
А
|
В
|
А
|
Одноклеточные живые организмы, имеющие оболочку,
цитоплазму.
|
С
|
С
|
В
|
Многоклеточные организмы, имеющие четко оформленное ядро.
|
|
|
|
2. Кокки -
бактерии, имеющие форму:
|
А
|
А
|
А
|
спиральную
|
И
|
Н
|
П
|
шаровидную
|
В
|
В
|
В
|
изогнутую
|
Н
|
И
|
С
|
палочковидную
|
|
|
|
3. Бациллы -
бактерии, имеющие форму:
|
К
|
С
|
Б
|
шаровидную
|
С
|
К
|
С
|
спиральную
|
И
|
И
|
К
|
изогнутую
|
Б
|
А
|
И
|
палочковидную
|
|
|
|
4. Гетеротрофы -
живые организмы, использующие для питания:
|
Р
|
Э
|
Р
|
готовые органические вещества
|
К
|
С
|
Б
|
неорганические вещества, из которых синтезируют
органические.
|
|
|
|
5.Сапротрофы -
бактерии, питающиеся:
|
Р
|
О
|
С
|
готовой органикой живых организмов
|
Н
|
Н
|
О
|
органическими веществами
|
И
|
Р
|
И
|
готовой органикой отмерших организмов
|
|
|
|
6. Анаэробы - живые
организмы, которые могут жить:
|
Р
|
Н
|
К
|
в кислородной среде
|
О
|
О
|
О
|
в бескислородной среде
|
Н
|
Р
|
О
|
как в кислородной, так и в бескислородной среде.
|
|
|
|
7. Бактерии,
которые используют для жизнедеятельности энергию солнца, называются:
|
Б
|
Н
|
А
|
хемотрофы
|
Н
|
Б
|
Л
|
фототрофы
|
Л
|
Л
|
Б
|
паразиты
|
О
|
К
|
Н
|
сапрофиты
|
|
|
|
8. Споры бактерии
необходимы для:
|
Я
|
Э
|
Ю
|
размножения
|
Ы
|
Ы
|
Ы
|
выживания в неблагоприятных условиях
|
Ю
|
Я
|
Э
|
распространения
|
Конкурс капитанов
Приложение №2
Кроссворд
1 - бактерии, имеющие
палочковидную форму;
2 - группа
организмов, для жизнедеятельности которых не нужен кислород;
3 - бактерии, имеющие
шаровидную форму;
4 - организмы,
используемые для своей жизнедеятельности энергию неорганических веществ;
5 - организмы,
использующие для своей жизнедеятельности органические вещества;
6 - клетка бактерии с
плотной оболочкой, приспособленная для перенесения неблагоприятных условий;
7 - бактерии, имеющие
извитую форму.
Использованная литература и Интернет-Ресурсы:
1.
"Урок-игра "Бактерии" // Биология в
школе .- 2005.- № 2.- С. 49.
2.
Википедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8
Тэги:
игра бактерии конкурсы биология