В воскресенье, 27 июля, в День военно-морского
флота, в Воронеже торжественно открылся корабль-музей «Гото
Предестинация». Над судном подняли триколор, а торжества на берегу
продлятся с утра до вечера. История современного двойника первого
русского линейного корабля – в обзорном тексте РИА «Воронеж».
История создания копии первого петровского линкора: от идеи до первого плавания.
XVII век. Предвидение Петра
Старинный 58-пушечный линкор построили по проекту
Петра I, некоторыми работами император руководил лично. Он же назвал
судно «Гото Предестинацией», «Божьим Предвидением» – от немецкого Gott,
«Бог», и латинского praedestinatio, «предопределение». В целом
строительство шло под руководством известного в будущем корабельного
мастера Федосея Скляева. Работы начались осенью 1698 года, а весной 1700
года корабль спустили на воду. «Гото Предестинация» стал первым русским
кораблем, в создании которого не принимали участия иностранные мастера.
Первый российский двупалубный линкор был в длину 38
м, в высоту – около 40 м. На создание корабля Петр I не жалел денег.
«Гото Предестинация» был украшен резьбой и барельефами в стиле барокко.
Капитанская каюта была отделана орешником. На корме охристого цвета –
фигура скорпиона. Нос украшали лев в короне, ангелы, дельфины.
Даже на портах для пушек были позолоченные венки, а
борта корабельных шлюпок украшала резьба, рассказал в 2010 году нашим
коллегам из «Коммунара» историк, член рабочей группы проекта
«Воронежская адмиралтейская верфь» капитан первого ранга Валерий
Расторгуев.
«Гото Предестинация» воевал на Азове. В 1712 году
его продали туркам и переименовали в «Московский капудание». В 1718 году
линкор признали непригодным и продали на слом.
2009-2010 годы. Возвращение легенды
Идею воссоздать «Гото Предестинацию» озвучил в
конце 2009 года глава региона Алексей Гордеев. Он заявил, что корабль
станет музеем военно-морского флота и будет не закрепленным на одном
месте экспонатом, а сможет курсировать по акватории Воронежского
водохранилищ. Помимо самого судна проект предполагал обустройство
береговых сооружений – создание историко-культурного комплекса
«Воронежская адмиралтейская верфь».
Зимой 2010 года рабочая группа приступила к
созданию чертежей на основе архивных документов. Однако большинство
документов той эпохи, касавшихся постройки первого линкора не
сохранились. При создании копии петровского корабля использовались
записки из госархива, а также картины и гравюры тех времен, в том числе
наиболее детальную акварель картографа Бергмана.
Он зарисовал корабль с натуры по просьбе Петра I.
Модель линкора выставлена в Воронежском краеведческом музее. Копия
«Божьего Предвидения» стала боле современной: на линкоре появилось
машинное отделение, и парусник стал самоходным.
В июле того же года, во время первого в Воронеже
совещания Морской коллегии при Правительстве РФ, на Адмиралтейской
площади колокололитейный завод Анисимова (фирма «Вера») отлили
корабельную рынду, судовой колокол – это стало символической точкой
отсчета строительства «Гото Предестинации».
В ноябре, к 425-летию Воронежа, Центробанк выпустил
юбилейную золотую монету 999 пробы номиналом 1000 рублей с изображением
«Гото Предестинации». Всего таких коллекционных «тысячерублевок»
изготовили 500 штук.
В январе 2011 года региональные власти объявили открытый аукцион на право строительства действующей копии корабля. Начальная стоимостьконтракта составила 300 млн рублей.
2011-2013 годы. Две верфи для «Гото»
Взяться за масштабную работу были готовы многие, в
том числе иностранные компании. Но победителем оказался судостроительный
завод в Павловске Воронежской области. В середине июня 2011 года здесь
прошла церемония закладки точной копии первого 58 пушечного линейного
корабля российского флота «Гото Предестинация».
– Этот город заслуживает того, чтобы здесь был
восстановлен спроектированный Петром I корабль – первые верфи появились
именно в Павловске, – сказал на церемонии закладки Алексей Гордеев.
Действительно, 300 лет назад, в 1711 году, в Павловске на вновь основанной верфи было построено три первых военных корабля.
В Павловске делали металлическое основание «Гото
Предестинации». Деревянный корпус изготавливала верфь «Варяг» в Карелии.
Она специализируется на строительстве исторических кораблей. Как
рассказал журналистам РИА «Воронеж» директор верфи «Варяг» Павел
Мартюков, работать над копией линкора было труднее, чем над другими
заказами.
По его словам, такой большой парусник – первый в
истории новой России. Кроме того, у нового «Гото» был конкретный
прототип, но данных об оригинальном корабле сохранилось немного.
– Петр I был человеком творческим. Он взял в
качестве прототипа английский корабль, мачты выполнил по голландским
пропорциям, а некоторые элементы судостроители заимствовали из Венеции.
Нам надо было поставить себя на место рабочих того времени и понять,
какого стиля была та или иная деталь. Словом, было непросто, но
признаюсь, я доволен результатом. Я смотрю на корабль – он правильный.
Мне кажется, Петру I он бы понравился.
Еще сутки потребовались, чтобы пригнать металлический корпус будущей
«Гото Предестинации» к Адмиралтейской площади, где корабль встал на
якорь на дострой.
В
конце августа 2013 года в Воронеж из Петрозаводска начали переправлять
деревянный корпус «Божьего Предвидения». Копию петровского линейного
корабля разобрали более чем на 30 секций. Для их транспортировки в
Воронеж потребовалось три десятка 12-метровых большегрузов. Каждый рейс
продолжался почти два дня.
Деревянный корпус корабля строили 25 рабочих верфи
«Варяг». Главным отличием копии «Гото Предестинации» в том, что она
выполнена не из дуба, каким был оригинал, а из нижней части ствола
карельской сосны с использованием специальных пропиток, в том числе
противопожарных.
– В то время, когда строили линкор Петра I,
корабельных дубов в империи росло больше. Впрочем, с учетом современных
средств защиты дерева сосна вполне может сравниться по качеству с дубом
XVII-XVIII веков, – пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» директор верфи
Павел Мартюков.
Впервые увидеть очертания будущего корабля-музея
воронежцы смогли в сентябре на День города-2013, когда в честь праздника
открыли импровизированную верфь, строительную площадку. Однако на палубу горожан не пускали, так как работы были в самом разгаре.
Монтаж деревянного корпуса продолжался всю зиму.
В 2014 началось благоустройство берега вблизи
стоянки «Гото Предестинации». В проекте предусмотрены информационный
киоск, понтонный причал для швартовки корабля, лавочки, туалеты,
озеленение территории, а также сети коммуникаций.
Параллельно продолжались и работы на самом корабле –
началась установка мачт. По словам начальника техотдела Павловского
судоремонтно-судостроительного завода Александр Щеглов, который
руководит строительством корабля, высота фок-мачты, первой мачты,
которую установили, – 36 м, грот-мачты – около 40 м.
2014 год. Новая миссия «Гото Предестинации»
В апреле врио руководителя регионального
департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко сообщила, что
экспозицию корабля-музея «Гото Предестинация» составят более 730
предметов.
А экскурсии на корабле музейные работники будут
проводить в костюмах Петровской эпохи. Однако экипаж, в том числе
капитан, будут одеты по-современному, чтобы «не перенасыщать
экспозицию».
Предполагается, что корабль будет поднимать паруса
дважды в год – на День ВМФ и День города. По техническим условиям
корабль с парусами не сможет стоять у берега, их просто оторвет ветром
доложил начальник техотдела Павловского судоремонтно-судостроительного
завода Александр Щеглов, который руководит строительством корабля врио
губернатора Алексею Гордееву во время майской инспекции корабля.
В июне напротив Адмиралтейской церкви спустили на воду причальный понтон для корабля «Гото Предестинация»,
главный элемент причального комплекса.
Митрополит Воронежский освятил Андреевский флаг в Адмиралтейской церкви.
Вместе с митрополитом врио губернатора Воронежской области
вручил капитану корабля Игорю Колдуненко икону и Андреевский флаг со словами:
«На вечное хранение».
После официальных поздравлений из установленных на верхней палубе
фестивальных пушек были даны залпы, которые были завершены салютом и
запуском воздушных шаров в виде триколора.