Из истории: УЧИТЕЛЬ или УЧИТЕЛЬНИЦА? - Татьяна Викторовна Булатова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Русский язык
 ▫ Литература
 ▫ Психология...для всех
 ▫ Вербальное и невербальное общение
 ▫ Популярная психология
 ▫ Психология общения
 ▫ Нумерология,граф- ология
 ▫ Психология в школе
 ▫ Наука-в жизнь.
 ▫ Гендерная психология
 ▫ Психология о профессиональной деятельности
 ▫ Язык тела, физиогномика
 ▫ Психология личности
 ▫ Воспитательная и внеклассная работа
 ▫ Альбом
 ▫ Приколы
 ▫ Мои фото
 ▫ Открытки-поздрав- ления
 ▫ Казань
 ▫ Смайлики, анимация
 ▫ Песни дельфинов
 ▫ Япония
 ▫ Весна
 ▫ О жизни...
 ▫ Любимые мелодии
 ▫ Всё для женщин:кулинария, красота, медицина
 ▫ Как хорошо выглядеть!?
 ▫ Как одеться
 ▫ ال&#- #1575;سلام
 ▫ ال&#- 1605;سلمين
 ▫ Непонятное,нетра- адиционное
 ▫ Нормативы
 ▫ Новости :медицина, политика, общество, образование
 ▫ Педагогика, технологии
 ▫ Книги
 ▫ Работы моих учеников
 ▫ 2010-2011
 ▫ 2012-2013
 ▫ 2013-2014










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Татьяна Викторовна Булатова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Татьяна Викторовна Булатова / Блог / Из истории: УЧИТЕЛЬ или УЧИТЕЛЬНИЦА?


ЗАПИСЬ #417

КОММЕНТАРИИ (39)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


12 апреля 2011, 19:33, автор - хозяйка блога
Татьяна Викторовна Булатова

Из истории: УЧИТЕЛЬ или УЧИТЕЛЬНИЦА?

Читаю деловые, научные и публицистические тексты конца XIX — начала XX вв. Обращаю внимание на то, что слово учительница и его «заместители» (преподавательница, наставница, надзирательница, классная дама, пепиньерка, помощница учительницы, учащая, учительша) употребляются гораздо реже, чем парные к ним слова учитель, преподаватель и др. Почему?

Часть первая — историческая

Объясняется это просто: профессия учителя в России вплоть до конца XIX века была одной из «мужских» профессий: по материалам переписи 1897 г., в составе работников просвещения насчитывалось 107113 мужчин и 65729 женщин. Кроме преобладания мужского труда в сфере образования к объективным причинам более активного использования слов мужского рода следует отнести небольшое число специальных женских учебных заведений, в которых работали преимущественно женщины. Так, составитель Исторической записки Тобольской Мариинской женской школы писал: «До 1851 года ни в Тобольске, ни в других городах Западной Сибири не было женского учебного заведения, и ни из чего не видно, чтобы в административной сфере или в среде местного общества возникала мысль о необходимости учредить такое заведение».

С 1860-х гг. правительство начало обращать внимание на состояние женского образования: после издания «Положения 10 мая 1860 г.» стали возникать женские училища. Но их число было невелико: в 1870 г. во всей России всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. В зависимости от того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии Министерства народного просвещения и женские гимназии ведомства учреждений императрицы Марии. (С конца XVIII века существовало особое ведомство учреждений императцы Марии, жены Павла I. Оно управляло институтами благородных девиц, воспитательными домами, сиротскими институтами).

К концу же XIX века бoльшая часть женщин-учительниц работала в учебных заведениях начального типа, так как по «Положению» 1864 г. учителями начальных училищ «имели право быть как духовные, так и светские лица», были допущены к преподаванию и женщины. После учреждения епархиальных училищ (женских средних учебных заведений церковного ведомства с семилетним курсом), устав которых был утвержден в 1868 году, учительницами многих церковно-приходских школ стали окончившие эти училища. На рубеже веков значительно расширилась сеть женских воскресных школ, увеличилось число женских гимназий, открывались женские средние специальные учебные заведения. Процесс феминизации учительских кадров как начальной, так и средней школы привел к равноправию женщин, когда в 1911 году Министерство народного просвещения предоставило им право «держать экзамен на диплом правительственных высших учебных заведений, приобретать ученые степени магистра и доктора» и новое звание «учительницы средних учебных заведений».

В качестве субъективной причины возрастающей роли женщины в педагогическом труде один из деятелей народного образования Западной Сибири начала ХХ века назвал «естественную женскую заботу о детях и склонность к их воспитанию, а также выносливость и терпеливость женщин, так необходимые в тяжелом учительском труде». Кроме того, мужчины, обязанные содержать семью, покидали школу из материальных соображений.

В конце XIX — начале XX вв. в реестре педагогических должностей наименования занятых обучением и воспитанием женщин использовались наравне с наименованиями мужчин. Так, в начальных школах (школах грамоты, земских школах, приход-ских и министерских училищах) обучением и воспитанием детей занимались учителя / учительницы.

В средних учебных заведениях (классических гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах, семинариях, Мариинских и министерских женских гимназиях, женских епархиальных школах, а также в прогимназиях) функция обучения закреплялась за преподавателями / преподавательницами, а функция воспитания — за воспитателями / воспитательницами, наставниками/ наставницами и надзирателями / надзирательницами / классными дамами.

Эту группу слов расширяют сочетания «помощник / помощница учителя» и наименование «пепиньерка». Пепиньерками называли помощниц воспитательниц, которые избирались на один год из учениц старших классов гимназий, успешно занимавшихся в предшествовавшем учебном году. Подчеркнем: во всех случаях для называния женщины — конкретного представителя работников «педагогической нивы» — использовались специализированные слова — существительные женского рода.

Часть вторая — грамматическая

В современном российском школьном образовании ведущая роль принадлежит учителям-женщинам. Однако слово учительница находится за пределами делового общения, в котором употребляется официальное наименование учитель.

Это слово, как и многие другие названия лиц по роду деятельности, может указывать на: а) лицо мужского пола («Учитель-словесник Е.Н.Ильин оказался мастером неожиданных вопросов»); б) лицо женского пола («Моя бабушка всю жизнь работала учителем»); в) лица независимо от их пола («Учителями славится Россия», «Учитель года — 2006», «Заслуженный учитель РСФСР»). Имя существительное учительница не имеет стилевых помет в нормативных словарях современного русского языка, однако имеет специфическое значение (не может выражать «общее понятие о человеке», как, например, парное слово мужского рода).

Подобные парные образования, принятые в нейтральной речи (преподаватель — преподавательница, студент — студентка, заведующий — заведующая), известный лингвист Д.Э.Розенталь считает «в равной мере связанными с женским и мужским трудом», однако рекомендует в официально-деловом стиле сохранять форму мужского рода, когда «речь идет о номенклатурном наименовании должности».

Вот такой парадокс: ХХ век, открывший женщинам доступ ко всем профессиям, закрепивший за ними обучение и воспитание, вытеснивший мужской труд из этой сферы, в языковой практике устранил существовавшую специализацию слов мужского и женского рода, отнес слово «учитель» к большой группе названий лиц по роду деятельности вне зависимости от их пола. В этой группе, например, слова летчик, тракторист, спортсмен, студент (при наличии женских форм летчица, трактористка, спортсменка, студентка).

Интересно, что для многих профессий язык не нашел парных эквивалентов, и мы называем женщин «по-мужски»: доктор, дирижер, инженер, министр, адвокат, судья, юрист и администратор, бизнесмен, дизайнер, менеджер...

Казалось бы, самый удобный способ сказать о женщине — добавить суффикс. Тогда какой именно: инженерКа, инженерШа, инженерИЦа, инженерЕССа, инженерИНа? Многие суффиксы, создающие наименование деятеля женского пола, выражают оценку и стилистически окрашены
(ср. просторечные врачиха, директриса, докторша, хирургиня и подобные).

Вот и избрал литературный язык другой показатель «женской профессии» — смысловое согласование: доктор Иванова поставила диагноз.

Правила требуют указания на реальный пол человека в согласуемых формах сказуемых — глаголов в прошедшем времени или сослагательном наклонении — при отсутствии такого согласования в формах определений: хороший стоматолог назначила лечение, наш директор Вера Ивановна.

Однако «живая» практика использования существительных мужского рода (министр, декан, доцент, юрист и т.п.) в качестве наименований лиц как мужского, так и женского пола демонстрирует стремление точнее указать на половую принадлежность: наша повар, обманутая экскурсовод, а также заведующая детским садом, ведущая программы. Такое обозначение реального пола отражает действительность, поскольку современные женщины могут занимать любые должности, владеть любыми специальностями, которые традиционно считались «неженскими».

И все-таки в строгой деловой или научной речи точные обозначения профессии — это слова мужского рода, а значит, правильно следует писать: «Объявить благодарность директору, классному руководителю, учителю...», даже если все они — женщины.

Светлана Смыслова:

http://www.t-i.ru/article/12522/

 



Тэги: УЧИТЕЛЬ или УЧИТЕЛЬНИЦА



ОБСУЖДЕНИЕ


Евгения Владимировна Шевченко2011-04-12 23:41:41 - Евгения Владимировна Шевченко
В женском роде многие эти слова звучат как-то несерьезно, `уменьшительно` что ли, `учительница` - звучит хуже, чем `учитель`.Наверно, сказывается наследие патриархата - мужской, значит, более значимый, более важный!
Татьяна Павловна Коваленко2011-04-12 23:43:20 - Татьяна Павловна Коваленко
Очень интересная и полезная информация!Спасибо!
Елена Юриевна Адеева2011-04-12 23:43:44 - Елена Юриевна Адеева
очень интересно!
Ольга Юрьевна И2011-04-12 23:46:22 - Ольга Юрьевна И
Спасибо за информацию
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-12 23:49:06 - Татьяна Викторовна Булатова
Историческую часть я прочитала вместе с Вами!Меня тоже заинтересовала!
Александр Владимирович Серолапкин2011-04-12 23:54:24 - Александр Владимирович Серолапкин
Комментарий отключен модератором
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-12 23:59:57 - Татьяна Викторовна Булатова
Александр Владимирович,вероятно, уровень образования в семьях:мужчина/женщина зависит от того, какие жизненные перспективы для детей и ценности существуют у их родителей.
Светлана Ивановна Маркина2011-04-13 00:03:11 - Светлана Ивановна Маркина
Я очень уважаю Д.Э.Розенталя. Для меня он во всех остальных случаях авторитет. Но здесь я непреклонна: профессия моя - учитель, должность, которую я занимаю- учительница. Так и пишу в заявлениях. Пусть чиновниеи посмеют исправить!
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-13 00:07:14 - Татьяна Викторовна Булатова
А как Вам деление специальности `учитель` для школы после окончания педунивера, `преподаватель` для школы после окончания ГосУниверов?
Светлана Ивановна Маркина2011-04-13 00:16:36 - Светлана Ивановна Маркина
Так себе. Непринципиально.
Александр Геннадьевич Покаевский2011-04-13 00:16:54 - Александр Геннадьевич Покаевский
Прочитав столь интересный обзор, так и не понял, ежели я напишу ... Мой первый учитель - ... далее Ф.И.О. женщины, это будет ошибка?
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-13 00:19:05 - Татьяна Викторовна Булатова
Александр Геннадьевич, по правилам грамматики: учитель Ф.И.О. женщины.
Александр Владимирович Серолапкин2011-04-13 00:19:12 - Александр Владимирович Серолапкин
Комментарий отключен модератором
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-13 00:24:06 - Татьяна Викторовна Булатова
Александр Владимирович, наблюдаю обратное:`преподаватель` после ГосУнивера воспринимается на ступень выше...НО кем?где?...зависит от личных предпочтений,наверное...
Предположу, что МЕТОДИКУ преподавания предмета В ПЕДВУЗе дают лучше...Но, например, учителей начальной школы готовят лучше в педучилищах, чем в педунивере:больше практики!
Светлана Ивановна Маркина2011-04-13 00:24:36 - Светлана Ивановна Маркина
Нет. Не дискриминируют. Но `Пед...` Это `Пед!`
Александр Геннадьевич Покаевский2011-04-13 00:24:39 - Александр Геннадьевич Покаевский
Татьяна Викторовна, спасибо.
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-13 00:27:11 - Татьяна Викторовна Булатова
Для меня привычнее `учитель`, конечно.
Александр Владимирович Серолапкин2011-04-13 00:29:15 - Александр Владимирович Серолапкин
Комментарий отключен модератором
Светлана Ивановна Маркина2011-04-13 00:30:27 - Светлана Ивановна Маркина
Сын учится в университете. Третий курс. 19 лет. В физику влюблён. Сопромат легко пошёл. Термодинамику два раза пересдавал. Без стипендии теперь. Я сынулю не хвалю,но по рассказам всех моих выпускников что-то там прогнило, в этом универе.
Любовь Валентиновна Колганова2011-04-13 00:31:33 - Любовь Валентиновна Колганова
Учитель - если закончил педунивер, т.е. по конкретной специализации с изучением методики преподавания В ШКОЛЕ, ученикам, а преподаватель - универсальное понятие, однако значительно Уже школьного преподавания. Преподаватель может и взрослых учить, но в глубины изучения детской психологии и особенностей преподавания в школе в госуниверситетах не внедряются.
Александр Геннадьевич Покаевский2011-04-13 00:33:36 - Александр Геннадьевич Покаевский
Александр Владимирович, универ даже лет 40 тому назад был точно просто `престижнее`, а `пед` испохабили, простите за выражение, словом `шкраб` еще в 20-х прошлого века
Александр Владимирович Серолапкин2011-04-13 00:35:11 - Александр Владимирович Серолапкин
Комментарий отключен модератором
Любовь Валентиновна Колганова2011-04-13 00:36:33 - Любовь Валентиновна Колганова
Да, считалось престижнее. Но в школе у университетчиков бывают сложности на первых порах, слишком много простых вопросов задают, к примеру, по системе оценивания, проверки работ, методики, структуры урока.
Александр Владимирович Серолапкин2011-04-13 00:37:07 - Александр Владимирович Серолапкин
Комментарий отключен модератором
Марина Валерьевна Михайлова2011-04-13 00:38:47 - Марина Валерьевна Михайлова
Университетское образование более `специально` (глубже специальные знания по предмету), институтское - более педагогично (направлено непосредственно на работу в школе, с детьми, воспитание помимо обучения)
Любовь Валентиновна Колганова2011-04-13 00:39:16 - Любовь Валентиновна Колганова
Проект так и остался проектом. Что-то забыли про него. Да и ладно.
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-13 00:40:38 - Татьяна Викторовна Булатова
Любовь Валентиновна, в педунивере,конечно, предполагается `внедрение` в глубины педагогики и психологии, но, на самом деле, экзамены по этим дисциплинам сведены к минимуму...выпускники не знают как поставить цели урока и т.д.,к сожалению...А в педучилище `снимают шкуру` со студентов на зачётах и допусках перед Госами. Так было, по крайней мере, лет 5-7 назад, может быть, сейчас и не так. НО, наверное,многое зависит от уровня преподавателей ВУЗа.
Любовь Валентиновна Колганова2011-04-13 00:43:29 - Любовь Валентиновна Колганова
Но всё же это хотя бы ЧТО-ТО, чем ничего. Без педобразования многие выпускники, приходя на урок, ведут его, как Бог на душу положит: ни малейшего представления об уроке в школе.
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-13 00:44:09 - Татьяна Викторовна Булатова
Александр Владимирович, сейчас `целенаправлено` привлекают в школу людей без педобразования...В новом положении ничего не сказано о непременном наличии у аттестуемого педобразования,хоть осеменатор после сельхозакадемии!Кстати, знаю о таком факте лично!)))
Александр Владимирович Серолапкин2011-04-13 00:44:23 - Александр Владимирович Серолапкин
Комментарий отключен модератором
Светлана Ивановна Маркина2011-04-13 00:44:31 - Светлана Ивановна Маркина
У меня на открытом уроке была методист. У неё - филфак МГУ. В школе она не работает уже 20 лет. На анализе урока я была потрясена знаниями (Глубокими !)предмета. Будто только со студенческой скамьи...
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-13 00:47:40 - Татьяна Викторовна Булатова
Светлана Ивановна,зато МЕТОДИСТ, зато МГУ...)))
Александр Владимирович, так что ВПЕРЁД осеменаторы, В ШКОЛУ?)))Как с такой специальностью переподготовить? Чему научат?
Александр Геннадьевич Покаевский2011-04-13 00:54:56 - Александр Геннадьевич Покаевский
Александр Владимирович, спасибо - напомнили, была -таки связь науки с производством.Когда были заводы `нехорошие партаппаратчики` организовывали лектории для ИТР (приглашали профессоров из университетов и из Политеха). Смею заверить - это не было пустой формальностью. В тоже самое время инженеры (каждый по своей специальности - приглашались на работу в подшефный техникум или ПТУ).
То, чего хочет снова `возвернуть` наш президент
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-13 01:01:00 - Татьяна Викторовна Булатова
Ага!Так и придут из ВУЗа в школу, техникумы за 75 руб в час!(((

Да...Забыла:минус налоги!(((
Светлана Ивановна Маркина2011-04-13 01:07:45 - Светлана Ивановна Маркина
Да ладно Вам. Копья метать.Дорогие мои учителя и учительницы! Завтра на работу нам. Спать пошли.А то напишем на доске:`чё`,`призедент` и т. п.
И Д.Э.Розенталь отдыхает.
Диплом свой ценю. Чтобы там ни говорили.
Александр Владимирович Серолапкин2011-04-13 01:12:06 - Александр Владимирович Серолапкин
Комментарий отключен модератором
Татьяна Викторовна Булатова2011-04-13 01:15:16 - Татьяна Викторовна Булатова
Александр Владимирович, а разве оборудование для НИР есть в ВУЗе, на заводах?Заводов-то сколько осталось!?
Светлана Ивановна Маркина2011-04-13 01:26:45 - Светлана Ивановна Маркина
Остались заводы. Но не те. Помню. в 10-м классе на свой завод ходили. Влюбилась в цех безумно. Думала,не поступлю в институт - на завод пойду. у сына практика была. Говорю: возьми джинсы старые, плотные, окалина будет лететь от станка. А он:` Мам, ты что? Там у нас все в белых халатах. и станки ЧПУ.` Разве это ЗАВОД?
И называется как-то чудно: КБ им. Румянцева. Даже в Интернете не нашла.
Сергей Михайлович Прохоров2011-05-23 12:48:17 - Сергей Михайлович Прохоров
Если учесть сколько платят в институтах - побегут в школу бегом.
Мои выпускницы на первых годах получают в двое больше, чем я.
Но не в деньгах дело. Учителя боятся преподавателей из ВУЗов. Потому что школьники слушают их с бОльшим интересом, да и уроки интереснее получаются. Я не о всех, я о тех, кто любит школу, постоянно там бывает, знает, что делать с учениками на уроке, и может провести урок экспромтом, если понадобится. А таких много.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Нина Николаевна, спасибо, что Вы внимательны. Прекрасное качество! На фотографии у вас декоративная жимолость-каприфоль(лиана), а у меня отцвела жимолость с`едобная(кустарник) со скромными жёлтыми цветками и, в будущем, с голубыми ягодками. Впервые увидела в Дагестане. Там она очень сладкая. Варенье вкусное. Нужно садить рядом несколько сортов для опыления(у меня 5сортов)
Да, Нина, я этот сайт видел. Ну, во-первых, я нигде не нашёл записи `Акаций` в исп. Паниной... Ну, это ладно, не сохранились, хотя тогда откуда знание, что они были. А вот тексты первоначального и последнего вариантов вообще не совпадают с `армейскими`, даже по размерам строк, а следовательно, и мелодия не может совпасть. И ритм, и настрой.... Для чего сюда вплели `Смело мы в бой пойдём`? Ну да, ты права, будем просто слушать и наслаждаться, видимо, что-то напутано....Ну и ладно..
Красивые стихи и фото! Спасибо, Бронислав Петрович! Весна набирает силу и ее мелодия из буйства цветения плодовых деревьев звучит особенно волшебно! 6764664-a151550 О, пусть ласточки обрадуют нас вестью о появлении первых роз. Пусть мотылек поцелуется с яблоневой ветвью и та приоткроет свой маленький рот. О, снова март, и снова это деленье на голубое с зеленым с примесью красок других. Цветы начинаются на земле, поднимаются на деревья, и март раскрывает их. Б. Ахмадулина
Спасибо, Бронислав Петрович! За эти дни в чьем только исполнении не прослушала этот романс, так засел в голову, что звучит без перерыва...В исполнении Гульнары Исмаевой услышала впервые. Мне и удивительно и отрадно, что современные молодые исполнители помнят и любят романсы и так верно его чувствуют. Понравился видеоряд . Сделала даже скриншоты. Размещу позже. Вас порадую картинами художников Alfredа Guillou (1844-1926) и Алана Мэйли (1931 - 1995)`Просмотрела много картин в тему, но эти больше всех `зацепили`. 💖6813665-a151550 Когда мы рассталися с вами совсем, Душа исстрадалась глубоко, Но в сердце больном кто-то радостно пел, Как счастья предвестник далекий. (из песни) 💖💖6813666-a151550
6137296-a151550 В подтверждение твоих слов , Дима! Обе версии имеют место быть. https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post498245511/ Что уж теперь нам остается? Помнить! Любить! Восхищаться!
Понравилось упоминание о жимолости 1558794-a269643 (жимолость) И еще узнала, что магнолия и магония разные растения, а сначала подумала, что опечатка. Спасибо, Марина Осиповна!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/