Использование педагогической технологии игры
как эффективный способ повышения познавательного интереса к урокам русского
языка.
Важнейшее
условие заинтересованного отношения ребенка к предмету – это личность педагога,
его увлеченность своим делом. Еще Гете говорил:
« Научить можно лишь тому,
что любишь сам».
Но сейчас мало знать и
любить свой предмет. Необходимо еще и знание учителем возрастных
психологических особенностей учащихся, применение педагогом на уроках русского
языка разнообразных форм и методов обучения.
В последнее время многие педагоги в своей
работе учитывают эту важную особенность детской психологии, поэтому широко
используют современные образовательные технологии. Одна из них - дидактическая
игра.
Нельзя забывать и то, что игра -
естественная потребность не только для дошкольников и учеников начальной школы,
но и
для детей среднего школьного
возраста. Именно в игре ученик
раскрепощается, а, раскрепостившись, он может
и творить, и познавать в творчестве. Однако игра не должна уводить от усвоения
грамматических категорий, но делать это усвоение прочным и интересным.
Развитие интереса к предмету глубоко
связано с развитием индивидуальных способностей учащихся. Интерес-основа
при
изучении русского языка, при
дифференциации обучения.
Хочется поделиться своим педагогическим опытом, который
будет интересен учителям русского языка, использующим
в своей работе эту педагогическую технологию. На
наш взгляд, одна из возможных форм организации урока – путешествие по карте
«Океан знаний». Она представляет собой множество стран-островов – это разделы
русского языка. На этих островах учеников встречают то мудрый дедушка Корень,
то бабушка Азбука, то королева Грамматика, то его величество Глагол. Рядом с
островами «Морфология», «Орфография», «Пунктуация», «Лексика» находится и
остров «Безграмотландия». Это остров хитрых и злых пиратов Двойки и Тройки. Они
следят за теми учениками, которые ленятся и не слушают объяснения учителя и
забирают их в плен. Попавшим в плен учащимся, нужно потрудиться над теми
орфограммами и правилами, которые они не усвоили. А помогают им в этом капитаны
корабля «Учебник» - консультант учителя.
Использовать лингвистическую карту, форму игры – путешествия
по Океану знаний можно и при объяснении новой темы урока, и при обобщении, и во
внеклассной работе.
Так, при изучении «Правописания корней гор – гар» на уроке
объяснения нового материала один из учеников, получивший накануне
индивидуальное задание, дает толкование слов гореть, сгорать, угорать. Идет
показ слайда с изображением карты «Океана знаний».
- Ребята,- комментирует учитель,- наш славный корабль
приближается к острову «Орфография». Столицей этого города является город
Кореньград. Сегодня в нем нас ожидают дедушка Корень и его друзья – Орфограммы.
Корень пригласил нас в гости, но стражи города – Ударения не хотят впускать нас
в город до тех пор, пока мы не решим две лингвистические задачи. Итак, задача
первая. Перед вами, ребята, слова: гора, гористый, загар, угарный, горный. Разведите
эти слова по их родовым гнездам. Значение одного – «возвышаться», другого –
«пылать». Итак, сегодня мы будем работать со словами, корень которых имеет
значение «пылать».
Ударения приготовили для нас следующую лингвистическую
задачу. Она, пожалуй, труднее первой. Далее следует наблюдение над языковым
материалом, когда учащиеся, решая проблемную ситуацию, сами формулируют
правило, соотнося свою формулировку с тем, что дано в учебнике.
- Ваши версии? Кто ближе к
истине? А теперь посмотрим, что о правописании гор - гар говорится в учебнике.
Познакомьтесь с правилом, сформулированным учеными.
- Кто же помог нам в нашем
исследовании? Верно, ударение. Вот теперь эти строгие, но справедливые ударения
разрешат нам увидеть город Кореньград, а дедушка Корень с удовольствием
проведет с нами экскурсию по очень важному разделу русского языка – по острову
«Орфография».
После
такого объяснения новой темы (в содружестве и сотворчестве учителя и учеников),
решая проблемную ситуацию, ребята с удовольствием принимаются за исследования
на последующих уроках.
Домашнее задание учитель дает дифференцированно,
по группам. Для тех, кто любит творчество,
задание - придумать сказку о гор – гар. Другая группа составляет рассказ о том,
что нового узнали на уроке, не заучивая правило, а
по - своему, как поняли, рассказать и
привести в доказательство свои примеры.
В
игровой форме часто проходят и уроки работы над ошибками.
По условиям нашей игры-путешествия те, кто получил «2», попадают в
Безграмотландию, а наш корабль не имеет права и не может двигаться дальше, ибо
ребят бросить нельзя. Отрабатываются ошибки вместе с консультантами учителя у
тех, кому в путешествии по Океану знаний на этот раз не повезло. После
следующей проверочной работы многие из попавших в Безграмотландию возвращаются
на корабли. А тех, кто не справился в очередной раз, берем с собой в
путешествие с условием – учить и повторять то, что до сих пор не усвоено.
Понимание учащимися той или иной орфограммы через
грамматическую сказку гораздо глубже и прочнее, нежели понимание, полученное из
чтения правила. Лингвистические сказки могут быть использованы учителем на
разных этапах урока, в разных его типах и вариантах, при постановке проблемного
вопроса, составлении ментальной карты, проектной деятельности.
Много дидактических игр-упражнений
можно использовать при изучении темы « Лексика»:
1.
Игра « Переводчик», в которой учащиеся находят
иноязычные слова в предложении и заменяют их русскими.
2.
Игра « Следствие ведут знатоки». Школьникам
предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость
своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы
«
Профессиональная лексика».
3.
Игра «Соколиный глаз», в которой учащиеся ищут в
тексте устаревшие слова, слова в переносном значением и т.д.
4.
Игра « Аукцион». Так же, как и при проведении
настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово.
Игру можно поводить при изучении синонимов, при работе над устаревшими словами,
профессиональными словами.
5.
Игра «Перевертыш» предлагает учащимся заменить в
словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном
значении.
6.
Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную
деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся. Предлагается
угадать слово по толкованию его лексического значения, объяснить разницу в
значении слов, дать полную и точную информацию о слове.
7.
Игра «Корректор», в которой учащиеся ищут ошибки в
выборе слова, быстро и точно редактируют заметки, исправляют ошибки в словаре
Пети Ошибкина, находят лишние слова.
8.
Игра «Бумеранг» воспитывает у детей внимание и
быстроту реакции: ученику необходимо извлечь из памяти нужное слово и
возвратить его учителю.
9.
Игра «Шеренга» предлагает расставить синонимы в
порядке возрастания признака.
10.
Игра» Приметы слова»: это глагол: его синоним
«промчался».
Я
шел зимою вдоль болота
В
галошах, в шляпе и очках.
Вдруг
по реке пронесся кто-то
На
металлических крючках. (Д.Хармс).
В
заключении следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на
уроке разнообразных методов. Дидактическая игра – один из них. И она дает
хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Формы урочной работы
у нас всегда рождаются в сотворчестве с учениками. Педагогическая технология
дидактических игр помогает быстрее осваивать знания, применять их на практике,
пользоваться ими в разных условиях и, главное, она способствует развитию
познавательного интереса к урокам русского языка.
Тэги:
русский язык,
педагогические технологии,
игра