Государственное
специальное коррекционное образовательное учреждение № 480 (
VII
вида)
Учитель
русского языка Бунегина Наталья Геннадьевна
«
Петербурговедческая и культурологическая
направленность уроков
русского языка и развития речи»
В последнее время значительно вырос интерес к
изучению родного края, к осмыслению ценностей того, что нас окружает.
Краеведческий компонент становится неотъемлемой частью регионального компонента
в образовании, об это свидетельствуют Образовательные стандарты петербургской
школы: « Русский язык, литература», « История и культура Санкт-Петербурга» и
др.
Важнейшей функцией современного литературного и языкового
образования является культурообразующая
функция: расширение общекультурного кругозора,
развитие культуры личности, культуры общения, культуры речи, культуры суждений,
культуры вкуса, развитие эстетической восприимчивости, эмоционального отношения
к языку, речи, к своему городу.
Приобщение к
родиноведению, петербурговедческий и культорологический компоненты урока
являются для словесников
одним из
важнейших средств развития дара слова.
Познания, впечатления стимулируют речевую
деятельность учащихся
и дают ей новое
содержание. Происходит насыщение души тем, о чем хочется узнать еще больше,
спросить. Рассказать, что надо выразить в слове - так рождаются стимулы речи.
Речевому развитию учащихся способствует
текстоориентированное
обучение. Отбор интересного,
разнообразного содержания дидактического материала для уроков русского языка и
развития речи. Продуманная развивающая тематика творческих заданий, устных и
письменных высказываний.
Расширение образовательного пространства за
счет использования просветительских возможностей Петербурга, крупнейшего центр
европейской культуры, обеспечивает введение в активный словарный запас учащихся
новых пластов лексики, новых историко - культорологических понятий.
Многообразны
формы
использования словесниками краеведческого материала:
- словарные диктанты и работа со словарями,
справочниками, энциклопедиями
(например: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград. Энциклопедический
справочник.
М.: Большая Российская
энциклопедия,1992 год), словарная работа по материалам экскурсий,
посещений спектаклей;
-дидактический материал к урокам;
-сочинения разных жанров, изложения и диктанты с
творческими заданиями;
каждый вид работы предполагает серьезную
предварительную подготовку: освоение словаря текста
(значение, правописание слов),
пунктуационных особенностей ( закрепление правил постановки знаков
препинания в аналогичных синтаксических
конструкциях). Возможно использование словарей при проверке изложений и сочинений.
-описания любимых уголков Петербурга и его пригородов,
памятников любимым писателям и поэтам, портретный очерк (или психологический
портрет) нашего земляка-петербуржца. Рассказы о любимых музеях, картинах,
скульптурах Русского музея, Эрмитажа, отзывы о спектаклях, о книгах,
рассказывающих о нашем крае и т.д.
Эти направления
в
методической работе я использую в течение
всего учебного года и надеюсь продолжить в дальнейшем. В первую очередь я
руководствовалась сборником, предложенным кабинетом русской словесности АППО
« История и культура России
на уроках русского языка и развития речи на
примере Санкт-Петербурга». Автор-составитель Ивлева В.Н. Комитет по образованию
Санкт-Петербурга. АППО, 2005 год.
В
него вошел опыт работы замечательных
петербургских учителей, которые в течение двух лет занимались в АППО в
проблемном семинаре
«
Петербурговедение на уроках русского языка и развития речи, а также в разных
формах контроля знаний, умений и навыков учащихся». Особенности отбора
содержания и структуры данного пособия обусловлены
необходимостью оперативной помощи словесникам в решении задач гуманизации
образования,
усиления практической
направленности уроков, в формировании функциональной грамотности и
общекультурной компетентности
учащихся
школ Петербурга.
Краеведение, по моему убеждению, одно из
эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как
соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь
естественно, органично, без назидательности. Очень оживляет работу элемент
поиска, исследования, конечно, надо учитывать и возрастные особенности
учащихся. Краеведческая работа
представляет
блестящую
возможность реализовать идею межпредметных
связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными
мероприятиями.
Тэги:
петербург,
краеведение,
русский язык