Как развивать память - Людмила Май-ооловна Дюлюш
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Людмила Май-ооловна Дюлюш

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Металургия
Дюлюш ЛМ
Игра `Угадай птиц`

КТП по географии России
КТП 5 класс ФГОС-2016
КТП ФГОС - 6 класс

 Как развивать память




«Память есть кладовая ума,

и поэтому надобно скорее

все укладывать, куда следует»

А.В. Суворов.

Как развивать память

Из книг по истории можно узнать, что знаменитый полководец древности Александр Македонский помнил в лицо и по имени почти всех солдат своей многочисленной армии. Подобных примеров хорошо натренированной памяти можно привести множество.

1.Особенности памяти учащихся.

Память является важнейшей, определяющей характеристикой психической жизни человека. В настоящее время в науке множество теорий памяти. Изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии и педагогики.

Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов.

Виды памяти: по времени сохранения и по преобладающему анализатору.

По времени сохранения память делится на кратковременную и долговременную память. А по преобладающему анализатору делятся на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную.

Память – это сложный процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение   в сферу сознания. Память включает в себя различные основные подпроцессы. (см. внизу)

Подпроцессы памяти: запоминание, воспроизведение ,   сохранение и забывание.

Запоминание и воспроизведение делится на непроизвольное и произвольное.

Ведь одни, как известно, лучше запоминают материал, который видят своими глазами, – у них зрительный тип памяти, другие лучше усваивают услышанное – у них слуховой тип памяти, третьи хорошо заучивают материал, если делают при этом записи, рисунки – у них двигательный тип памяти, у четвертых – отдельные типы памяти сочетаются и образуют зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, рече - двигатель­ный и другие варианты.

Запоминание – это ввод информации в память. Он может протекать или как мгновенное запечатление, или при многократном повторении раздражителя. Если запоминание происходит само собой, без усилий, то говорят о непроизвольном запоминании; если приходится прикладывать усилии, то – произвольном.

У детей,   поступающих в школу, произвольное запоминание развито слабо. Однако учебная деятельность требует от ученика волевых усилий, поскольку необходимо запомнить, удержать в памяти учебный материал независимо от того, интересует он его или нет. Чем младше дети, тем большую роль играет   чувственное восприятие. Поэтому для запоминания важно использовать наглядный материал. Но количество предъявляемых объектов должно соответствовать объему человеческого внимания, восприятия и кратковременной   памяти, т.е. не более 7 единиц за урок.

При этом макеты, пособия, иллюстрации следует использовать не только при запоминании, но и при   воспроизведении (ответах учеников).

Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов. Для запечатления материала ребенок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться.

Объем запоминаемого материала увеличивается, если он запоминает включен в игровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либо действия. Психологи говорят: «Память ребенка – это интерес». Хотя одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной   памяти как высшей психической функции. Нужны специальные упражнения и приемы по запоминанию.

При запоминании действует «эффект» края». Обычно лучше запоминаются начало или конец информации, а середина «выпадает». Это учитывать при подаче учебного материала: уделяйте больше внимание центральной части.

Обычно у каждого человека из многих типов памяти один или два развиты сильнее, остальные – слабее. Часто это является результатом бессознательной тренировки одного типа памяти во время обучения в начальных классах. Например, привыкнув запоминать зрительно странички учебника и мысленно «читать» по ним, не помня, что в каждом абзаце написано и где какая картинка была в книге, ученики «эксплуатируют» зрительную память, а слуховая в это время без тренировки слабеет, рече-двигательная тоже не используется, следовательно, и не развивается. Поэтому нужно стремиться запоминать, заучивать материал не одним и тем же привычным способом, а различными, чередовать их. Например, сегодня вы готовили все задания, молча читая учебник, завтра используйте рече-двигательную память: проговаривайте прочитанное вслух или шепотом. И здесь потребуется немало настойчивости и силы воли, чтобы отвыкнуть от бывших привычек запоминания.

Чтобы хорошо знали  материал, необходимо перед началом занятий надо просмотреть и повторить все, что было сделано в предыдущий раз. Это позволит сосредоточить внимание и восстановить в памяти уже имеющиеся знания по данному предмету, или теме. Кроме того, это поможет лучше запомнить как старое, так и новое, углубит понимание того и другого, так как при этом устанавливаются связи нового со старым, что является не только обязательным, но и основным условием глубокого овладения материалом. Чем детальнее изучаемое ассоциируется с известным ранее, тем прочнее сохраняется в памяти и тем быстрее вспоминается, когда требуется.

Сохранение – это удержание информации. Кратковременная память сохраняет информацию всего несколько минут. Без специального повторения это информация забывается. Долговременная память практически не имеет ограничений. Для перевода следов события в долговременную память требуется от пятнадцати минут до часа. Это время называется периодом консолидации. Для того чтобы сохранить материал, нужно:

1) понять его;

2) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них или «ключевую фразу», или «опорный момент».

Воспроизведение – это выдача сохраненной информации. С.Л. Рубинштейн обнаружил, что ученик не может сразу после восприятия слов, событий полностью воспроизвести заученный материал. Воспринятое им содержание должно «отлежаться» некоторое время в памяти. Его воспроизведение в начале очень бедное и неполное, постепенно улучшается, количество припоминаемых деталей возрастает. Такое явление получило название « реминисценция». При заучивании точных математических правил, законов, или грамматических определений реминисценция обычно не возникает.  Данное явление чаще бывает у детей с высоким уровнем умственным развитием. Реминисценция – это пауза между запечатлением материала и его воспроизведением, т.е. время освоения, внутренней обработки воспринятого.

Довольно часто ученик, просмотрев перед уроком текст, не может на уроке его воспроизвести. Поэтому следует говорить о двух явлениях: узнавании и воспроизведении. Легче узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без специальных опорных точек или объектов для сравнения.

Забывание, как правило, то, что не приобрело, или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности.

Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания, когда теряется до 44 % информации (исследование немецкого психолога Эббингауза). Это закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный (словесный) материал забывается более медленно, чем, например, последовательность цифр бессмысленность слогов. Однако забывание не является только лишь функцией времени. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более   длительному его сохранению. Кроме того, забывание зависит и от объема запоминаемого материала, поэтому так важна дозировка к его подаче.

Ученик может забыть нужную информацию (или сильно исказить ее) из-за интерференции- воздействия другой информации, с которой он оперирует. Поэтому схожие материалы, уроки важно отделять друг от друга некоторым периодом времени или непохожей информацией.

Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание выделяются не только на основании того, что это разные подпроцессы по своей структуре, исходным данным   и результатам, но и по той причине, что у разных учеников каждый из этих процессов может быть неодинаково развит. Есть дети, которые с трудом запоминают, но если что-то запомнили, потом неплохо воспроизводят. Это люди с хорошо развитой долговременной памятью. Есть ученики, которые быстро запоминают, но и быстро забывают. У них сильная кратковременная память

Улучшить память можно и независимо от ее типа. Прежде всего, надо учитывать несколько условий: ничего с тренировкой памяти не выйдет, если не хватает настойчивости и силы воли. Точно так же многое зависит от концентрации внимания: рассеянному человеку не стоит жаловаться на слабую память, виноваты собственная неорганизованность, несобранность. И еще важно – интересует человека или нет то, что он старается запомнить.

Многие проблемы памяти на самом деле зависят от   обеспечения длительного и прочного внимания    к тому, что нужно запомнить. Если учителю удается обратить и сосредоточить внимание учеников на преподаваемом материале, то он лучше сохранится и будет полнее воспроизведен.

 Несколько слов из видов памяти. Объем кратковременной памяти ограничен. С данной особенностью связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального объема   кратковременной памяти ученика вновь поступающая информация частично вытесняет предыдущую. Поэтому нагромождение фактов и материалов на одном уроке не будет способствовать их сохранению.

Кратковременная память – важный фильтр, осуществляющий строгий отбор информации для ее перевода в долговременную память. Как показали специальные исследования зарубежных психологов, в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается; затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а от 30-70 лет может либо ухудшаться, либо в некоторых случаях улучшаться.

Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к предъявляемому материалу; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Долговременная память включается не сразу после восприятия материала, а спустя несколько минут. Существенную при этом играет речь. То, что ученики могут выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем, то, что воспринято только зрителю или на слух. Таким образом, развитие памяти очень связано с диалогом. Исследования показали, что уже младшие школьники значительно лучше запоминают материал в ситуациях общения. Для этих детей важен этап работы со взрослыми. Взрослый не только осуществляет контролирующую функцию, но стимулирует ребенка проговаривать запоминаемое вслух. Такое проговаривание заставляет   его более четко формулировать свои мысли: включать работу речедвигательную память. Сформированные речедвигательные умения позволяют легче перейти к самостоятельной работе и самоконтролю.

Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста,   способствует   его лучшему запоминаю. В Этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после прочтения.

Двигательная (моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, письмо, рисование и др). О людях с хорошей двигательной памятью говорят: «Золотые руки». Данный вид памяти утратить практически невозможно.

Образная память  дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений (зрительный, слуховой и.т.д). У одних детей лучше развита зрительная память (им необходимо увидеть или прочитать материал); у других – слуховая (ученики прекрасно запоминают с голоса); третьим необходимо делать записи, чтобы запомнить. Кстати многие пишут шпаргалки с этой целью. Эти особенности требуют разнообразия учебного материала, чтобы опираться на ведущий тип памяти каждого ученика. В процессе запоминания, как правило, участвуют несколько видов   образной памяти, чем их больше, тем результативнее запоминание. У большинства людей господствующими являются зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный – при запоминании словесного материала. Великолепная зрительная память была у французского художника Гюстава Доре; музыкальная – у Моцарта и С.В. Рахманинова.

Содержанием словесно-логической памяти являются мысли, выраженные в словах. Если ученик повторяет, не задумываясь или не понимая, то говорят о механической памяти. Продуктивность запоминая повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность. Словесно-логическая память хранит примерно в25 раз больше информации, чем механическая. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В этой связи уместно   вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др. В средней школе ученик переходит от примитивных приемов запоминания (повторение, внимательное длительное рассмотрение) к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

Эмоциональная память – это память на бывшие когда – либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала. Материал, оставивший в памяти   учеников яркий, эмоциональный след, сохраняется дольше и лучше, чем эмоционально нейтральный. Чем младше ученики, тем более эмоциональным должно быть преподнесение фактов и з0акономерностей. Причем приятные и неприятные события   запоминаются одинаково, если они связаны с настоящей деятельностью ребенка или с его будущими делами. Хотя лучше основывается на положительных эмоциаях.

В целом чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется и лучше воспроизводится материал.

 Тест на определение памяти ведущего типа памяти .

Детям предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания.     Первое задание. Первый ряд слов педагог читает с интервалом 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил.

Второе задание. Через 10 минут ученикам предлагается второй ряд слов, который они читают молча и затем записывают (зрительное запоминание).

Третье задание.   Спустя10 минут детям предлагается для запоминания третий ряд слов: педагог   читает слова , а дети шепотом и повторяют их и «записывают» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), а затем записывают те из них , которые они запомнили.

Четвертое задание.  После перерыва предъявляются для запоминания четвертый ряд. На этот раз педагог читает слова, а дети одновременно читают слова с доски, шепотом повторяют каждое слово и «записывают» пальцем в воздухе (зрительно-моторно-слуховое). Запомнившиеся детям слова записываются.

№\П

Слуховое запоминание

Зрительное запоминание

Моторно-слуховое

Зрительно-моторно-слуховое

1

Дирижабль

Самолет

Пароход

Волк

2

Лампа

Чайник

Собака

Бочка

3

Яблоко

Бабочка

Парта

Коньки

4

Карандаш

Ноги

Сапоги

Самовар

5

Гроза

Бревно

 Сковородка

Пила

6

Утка

Свеча

Калач

 Весло

7

Обруч

Точка

Роща

Загадка

8

Мельница

Журнал

Гриб

Прогулка

9

Попугай

Машина

Щутка

Книга

10

листок

столб

сено

любовь

 

По географии

№\П

Слуховое запоминание

Зрительное запоминание

Моторно-слуховое

Зрительно-моторно-слуховое

1

Эратосфен

Марко

Африка

Отлив

2

Шарообразность

Итальянец

Колумб

Притяжение

3

Аристотель

Тигр

Запад

Вращение

4

Геродот

Индокитай

Америка

Экватор

5

Пифей

Цейлон

Магеллан

Меркурий

6

Греция

Васко

Корабль

Наклон

7

Британия

Индия

Полюс

Разное

8

Широта

Бехайм

Орбита

Воображение

9

Торговля

Глобус

Прилив

Аристотель

10

Китай

запад

экватор

представляли

 

Для примера

 

№/п

Слуховое запоминание

№/п

Слуховое запоминание

1

Дирижабль

1

Эратосфен

2

Лампа

2

Шарообразность

3

Яблоко

3

Аристотель

4

Карандаш

4

Геродот

5

Гроза

5

Пифей

6

Утка

6

Греция

7

Обруч

7

Британия

8

Мельница

8

Широта

9

Попугай

9

Торговля

10

листок

10

Китай

 

Обработка результатов .

О преобладающем типе памяти   ученика можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). С=А/10, где А – количество правильно воспроизведенных слов.   Преобладающий тип памяти   характеризуется   тем в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у ученика данный тип   памяти. Возможно сочетание нескольких типов.

Правила   практического воздействия на память учеников.

1.   Информацию желательно подавать и воспринимать активно. С любым текстом ученикам (особенно старшеклассникам) надо работать с карандашом в руках. Формулировать вопросы, комментировать, переводить текстовый материал в схематическую форму и наоборот.

2.     Информация должна быть эмоционально насыщенной. Причем чем младше ученики, тем активнее нужно использовать это правило. Учебный материал должен вызывать к себе непроизвольный интерес, привлекать внимание.

3.     При запоминании действует «эффект края», поэтому уделяйте больше внимания центральной части при подаче учебного материала.

4.     Важно учитывать индивидуальные характеристики памяти ребенка: ее объем, модальность (зрительная, слуховая, моторная) и.т.п.

5.     По меткому выражению   американского психолога У. Джемса, для воспроизведения памяти необходим   «намек» (ассоциация,   связь с прошлым опытом).   Для ассоциативного запоминания и последующего воспроизведения можно использовать наглядный материал: схемы, таблицы, рисунки, пособия и др.

6.     Хороший эффект дает установка на длительность запоминай – запомнить материал на определенный срок (на день, на полгода, навсегда).

Повторения подряд заучиваемого материала менее продуктивны для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени (несколько часов или дней). Это правило хорошо работает для уроков, проводимых 2-3 раза в неделю. В остальных случаях приходится использовать концентрированное повторение

 

Главный вопрос в том, как развивать отдельные типы памяти – зрительную, слуховую, моторно-слуховую   и зрительно-мотроно-слуховую если они кажутся слабыми? Ответ прост: почаще следует вызывать в памяти (припоминать) те образы, которые слабее. Так, если преобладает зрительный тип памяти, то очень полезны зрительные материалы: фотографии, диаграммы, схемы, карты и другие наглядные пособия.

Научите   чередовать   восприятие   прочитанного с припоминанием – прочли первый раз, еще далеко не все запомнили, но закройте книгу и попытайтесь пересказать прочитанное, как можете. Когда уже ничего больше не припоминается, снова загляните в книгу. И снова, прочитав, пытайтесь пересказать текст уже полнее, и так до тех пор, пока не станете хорошо пересказывать прочитанное. Без привычки это, конечно, трудно, куда ведь легче подряд «пробегать глазами» заданный параграф от начала до конца несколько раз, пока не будет казаться, будто уже все знаешь. Ведь для воспроизведения прочитанного нужно усилие воли, а при простом чтении такого усилия не требуется, но и пользы гораздо меньше.

Народная пословица гласит: «Повторенье – мать ученья». Это верно, так как полнее и прочнее запоминается именно то, к чему возвращаются по нескольку раз. Однако многие школьники учат уроки в один присест, накануне того дня, на который эти уроки заданы, а на повторение у них совсем не остается времени. Между тем учебный материал запоминается гораздо лучше, если в тот же день, когда он был разобран в школе, просмотреть его еще раз дома, не добиваясь полного заучивания. Тогда, вернувшись к нему, во время приготовления уроков, которые будут на следующий день, они  многое уже знают и хорошо запомнят его в памяти не составит большого труда для дальнейшего изучения.

Чтобы надолго запомнить материал, необходимо прежде всего найти в нем так называемые опорные пункты, которые потом первыми будут приходить на память. Это основные определения, ведущие формулировки. Опорными пунктами могут служить и некоторые части материала с эмоциональной окраской – удачное сравнение, оригинальная мысль, интересный образ и др. Опорные пункты надо связывать в уме с таким расчетом, чтобы один пункт вытекал из другого, чтобы создавалась четкая и точная цепочка воспоминаний. При этих условиях и заучивание пойдет быстрее, и трудное легче уляжется в памяти.

Выделив основные пункты каждой части, надо их связать друг с другом. Очень полезно будет, если при этом учащийся наметит план, озаглавив каждую часть. Это поможет ему составить ясное представление о структуре материала, увидеть, что одно закономерно связано с другим или вытекает из него, то есть понять ход рассуждения и, следовательно, лучше запомнить его.

Хорошей опорой для запоминания может быть придумывание собственных примеров. Этот прием не везде применим – скажем, для заучивания стихотворения его не используешь, но собственный пример (и не один) – к какому-то правилу или формуле, к употреблению иностранного слова или выражения (учащийся представляет себе ситуацию, в которой ему требуется ответить на вопрос, использовав нужное выражение) дает хорошие результаты.

Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов, потому что прежде чем выполнить задание, учащийся должен придумать их, найти способ изобразить. При этом важно стремиться вскрыть логическую структуру запоминаемого материала: разобрать, что в нем главное и новое, что менее важно и более знакомо, а что дано лишь для примера.

Очень полезна и всякая иная самостоятельная творческая работа, а также поиск наиболее удобных способов запоминания. Один из самых несложных – собирание и особенно самостоятельное придумывание приемов, облегчающих запоминание какого-либо правила или последовательности предметов, наподобие, например, широко известной фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Усвоив ее, уже никогда не спутаешь порядок цветов спектра, потому что его подсказывают начальные буквы каждого слова: к – красный, о – оранжевый, ж – желтый, з – зеленый, г – голубой, с – синий, ф – фиолетовый. Один   из примеров, которым пользуются в начальной школе, – определение количества дней в месяце по суставам пальцев.

Из простейших методов тренировки памяти можно порекомендовать следующий. Нужно взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, не механически повторяя материал, а постоянно стремясь видеть внутреннюю связь одного отрывка с другим. С этой целью рекомендуется выбрать, например, какое-нибудь произведение А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Цыганы» и др.) и начать его заучивать по этой методике, то есть по частям, с систематическим повторением. Через один-два месяца, как правило, отмечается безусловное улучшение памяти.

Аналогичных результатов можно добиться систематически изучая иностранный язык.

Разгрузите память путем применения записных книжек, дневников, еженедельников, карточек, таблиц, схем. Правильно говорят, что незаписанная мысль потеряна.

Приведенные примеры облегчают главным образом запоминание. Между тем большие трудности часто возникают с вспоминанием. Для тренировки этого свойства памяти можно применять прием – обратную развертку памяти. Вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности. Дело в том, что воспоминания в нашем мозге цепляются одно за другое, и, вызывая самое сильное из них, человек как бы переносится в определенный момент прошлого. Теперь для школьника уже не составляет труда вспомнить, что было перед этим моментом.

Как лучше всего учить такой материал, который нужно припоминать дословно, то есть выучить наизусть?

Общими правилами облегчения запоминания являются следующие:

1. Материал, который не нужно разбирать по смыслу, а надо только выучить наизусть (слова иностранного языка, хронологические даты, списки исключений по русскому языку и пр.), лучше заучивать по возможности вечером, перед сном.

2. Любой материал по любому предмету нельзя просто перечитывать снова и снова, пересказывать или слушать чужой пересказ. Надо после каждого прочтения или прослушивания попытаться припомнить все, что только можно. Затем снова прочесть (прослушать) и снова припомнить и так до тех пор, пока удается все припомнить, ничего не упустив.

3. Любой материал по любому предмету нужно делить на две части: самое главное и не самое главное. Если в учебнике есть крупный и мелкий шрифт, выделения жирным шрифтом, это отчасти подсказывает, что главное, а что не столь важно.

4. Чтобы усвоить материал, обычно нужно прочесть его, например, 6 раз, однако не следует делать это подряд; лучше прочитать сначала 2 раза, через некоторое время – еще 2 раза, потом еще 2 раза, то есть не надо стремиться доучивать материал до конца сразу, в один присест. Целесообразнее распределять повторение во времени если не на несколько дней, то хотя бы на 2 дня. Это то, что советуют обычно опытные педагоги: учить уроки не накануне, а заранее.

5. По всем предметам, кроме математики, физики, химии, очень важно умение бегло прочитывать большие порции материала. Не научившийся быстрому чтению, умеющий читать лишь медленно, повторяя в уме каждое слово текста, конечно будет от этого страдать. Уже к периоду обучения в 8–10 классах каждый учащийся должен овладеть высокой скоростью чтения. Ведь даже выделить главное нельзя, если предварительно не «пробежать» весь материал именно ради его сортировки.

6. Очень важно уметь делить учебный материал по степени знакомости: что учащийся знает хорошо, что похуже, а что – совсем не знает. Лучший способ самопроверки при этом – придумывание своего примера или задачи на данный материал. Это можно сделать по любому учебному предмету.

7. Необходимо иметь запас разных методов работы, постепенно расширять их арсенал, а не надеяться на один или два приема, которые являются якобы самыми лучшими.

Развивая память, способности, учиться правильно организовывать свой умственный труд, укреплять здоровье и тем самым повышать свои возможности для более плодотворной работы никогда не поздно. Вспомните примеры истории. Так, в молодые годы А. Эйнштейна считали неспособным к математике, и в 11 лет, по мнению своих учителей, он отставал в умственном развитии; Ф. И. Шаляпина не приняли в хор; Д. Свифт со скандалом провалился на экзаменах в университет; «глупым мальчишкой» называли учителя будущего знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея, как совершенно неспособного к наукам, его отдали в учение к сапожнику. Исаак Ньютон был последним учеником в своем классе, пока один остроумец не стал преследовать его бесконечными насмешками и не задел его самолюбия. Сначала оскорбленный Ньютон поколотил его, а вскоре оставил далеко позади в учении.

Итак, все дело за вами. И лучше, если вы не будете откладывать это до завтра.

Вначале следует выявить сильные и слабые стороны своей памяти.

Прежде всего запомните: память поддается тренировке и развитию.

 

Литература

Куценко Г. И., Кононов И. Ф. Режим дня школьника / ред. И. В. Тоболева. – М.: Медицина, 1983. – 80 с.

Естествознание в школе – научно-методический журнал .

Ю.О. Прибылова ,   научный сотрудник   Института коррекционной педагогики Российской академии образования, педагог-психолог школы № 1004 г. Москвы.

 

 

 

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Понравилась сказка. Хочу провести с детьми.
Надо же, сколько слов! Ребят, я вообще ни разу не бородатый мужик, просто шутки ради завела этот аккаунт по какой-то тогдашней потребности ) но спасибо за хорошие слова и за стихи!
Большое спасибо!
Спасибо!
Спасибо!
Алекандр Геннадьевич, лукавить - значит хитрить, притворяться с каким-нибудь умыслом. Я вас люблю, к чему лукавить? А.С. Пушкин Татьяна Павловна, к сожалению. Марина Осиповна, относительно измены согласен. А о взаимности сложнее. Для бедной Тани Всё жребии были равны. А. С. Пушкин В романе Пушкина почто Лишь Ольга вышла по любви: Подумаешь невольно, что ж Всего важнее для семьи? В романе жён своих мужья Сердечно любят. Ну тогда Довольно этого, семья Чтобы семьёй всё же была. К тому ж, реальность такова: Препятствий много у любви: Родители свои права Предъявят, там жених погиб, Там первая любовь пришла Неразделённая, увы, И запретила навсегда Ещё кого-нибудь любить. А замуж надо: Бог велит. Любовью ж шутит сатана ... Тут важно для себя решить, Что мужу будешь век верна. О счастье можно позабыть: Замена есть ему всегда, О чём поэт как бы острит: Привычка свыше нам дана. Привыкнет Таня к генералу, Как попривыкла её мать. Детей довольно нарожает И будет жить да поживать. 9 апреля 2024 г.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/