Людмила Май-ооловна Дюлюш - Температура воздуха-6кл
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Людмила Май-ооловна Дюлюш


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Животный мир Тувы
Землетрясения и вулканы -6 кл

Без названия

 Температура воздуха-6кл




Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Только зарегистрированные пользователи могут жаловаться модератору.




Тема Атмосфера.

 Урок Температура воздуха.

Цели: познакомить учащихся с элементами погоды,  как нагревается воздух, научить правильности измерения температуры воздуха и определять   среднесуточную, среднемесячную и среднегодовую температуру воздуха, выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха.

Воспитывать знать значения учения, умения слушать других и самостоятельно добывать знания.

Развивать логическое мышление и память .

 

Проблемно-поисковый  и перспективно-опережающий метод с использованием практических работ.

Оборудование урока : глобус, теллурий,  картины элементы погоды, слои атмосферы, компьютер, проектор.

 

План и ход урока.

I . Повторение и закрепление темы « Строение, значение и изучение атмосферы».

Разделить класс на три команды, но при этом каждый отвечает и за свою команду и за себя лично. После каждого правильного ответа получают жетоны.

1.      Что означает эти цифры? 78%, 21%, 0,03%,

2.      Что такое примеси:   водяной пар, дым, копоть, пыльца растений.

3.      Назовите слои атмосферы?

4.      Какой слой самый верхний? (экзосфера)

5.      Какой слой самый нижний? (тропосфера)

6.      В каких слоях сгорают метеориты? (стратосфере, мезосфере).

7.      Какой слой защищает от ожогов?

8.      Какова толщина атмосферы?

9.      Какого цвета небо?

10.                      Почему землянам небо голубое?

11.                      А всегда ли Земля имела такой состав газов как сейчас?

Сообщение ученика.

Возраст нашей планеты составляет 4,5 млрд. лет и первобытная планета не имела кислорода. Она состояла из ядовитых газов и были тогда углекислый газ, метан, аммиак и другие газы. Тогда существовали бактерии, которые для дыхания использовали углекислый газ, а не кислород. 2,5 млрд. лет назад начал изменяться состав атмосферы, когда на Земле появились цианобактерии. Они сами стали создавать себе питательные вещества, а выделяли кислород.   Как называется этот процесс?   Конечно фотосинтез. Прошли еще миллионы лет, и на Земле зашумели леса, которые обогатили атмосферу кислородом. Четыре дерева обеспечивает кислородом одного человека в сутки.

Ученые подсчитали, что за 300 лет растения суши и океана могут использовать для фотосинтеза   весь углекислый газ атмосферы. В процессе фотосинтеза из атмосферы удаляется углекислый газ, а в процессе дыхания и гниения – возвращается. В ходе эволюции планеты установилось равновесие между этими   двумя газами. Оно стало особенно нарушаться во второй половине XX  века, когда усилилось влияние человека на природу. Пока природа справляется с нарушениями этого равновесия благодаря растениям и водорослям океана. Но кислородом дышат не только животные и люди, его использует и не живая природа, например огонь.

 

Ученые подсчитали, что за 300 лет растения суши и океана могут использовать для фотосинтеза   весь углекислый газ атмосферы.

А почему этого не происходит? Каким образом в атмосферу возвращается углекислый газ и на какие процессы расходуется кислород?

Ответ: Кислород затрачивается на три процесса в природе: дыхание, гниение, горение.

12.                       Каково значение атмосферы?

13.                      Для чего изучают атмосферу?

14.                      Почему на Луне не можем услышать друг друга и музыку?

II . Изучение новой темы «Температура воздуха».

1.      Как нагревается воздух?

2.      Измерение температуры воздуха?

3.      Суточный ход температуры воздуха? Суточная амплитуда температуры воздуха. Среднесуточная температура воздуха.

4.      Причины изменения температуры воздуха в течение года.

5.      Средняя месячная температура.

6.      Годовой ход температуры воздуха.

7.      Средние многолетние температуры воздуха

Путем наблюдений установили, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Солнечные лучи нагревают сначала поверхность суши или воды, а затем тепло от поверхности поднимается и передается воздуху.

А если поверхность охлаждается, то что происходит?

То охлаждается воздух.

А как вы думаете, что быстрее нагревается суша или вода?

В жаркий летний день на берегу реки, озера или моря песок нагревается так, что невозможно стоять, а вода прохладная. Вечером же наоборот: песок холодный, а вода теплая. Поучается это потому, что вода и суша отличаются своей способностью нагреваться. Вода медленнее нагревается и медленнее отдает полученное тепло, чем суша.

Чем измеряют температуру воздуха? ( термометром).

Термометр – это прибор для измерения температуры. Он изобретен очень давно. Состоит он из тонкой трубочки, куда налита жидкость или ртуть и шкала делений. Жидкость или ртуть при нагревании расширяется, при охлаждении сужаться. Зимой температура ниже 0° С   т.е минусовые или низкие говорят, а летом выше 0°С или плюсовые высокие температуры. Показ термометра.

 А в метеорологических станциях как измеряют температуру?

Температуру воздуха в метеорологических станциях измеряют с помощью термометров, установленных в специальных будках на высоте 2 м от земной поверхности (рис 68). Будка нужна для того, чтобы на термометр не попадали прямые солнечные лучи, иначе прибор покажет не температуру воздуха, а то, на сколько градусов нагрелся он сам.

Температуру воздуха в метеорологических станциях измеряют в течение сутки несколько раз: утром, днем, вечером, ночью от 4-6 раз. Утром всегда холодно, к полудню теплее, а самая высокая температура в течение дня наблюдается после полудня. К вечеру становится прохладнее, т.к земная поверхность постепенно охлаждается. Холоднее всего бывает перед восходом Солнца.

При какой температуре вода замерзает?   (0°С), а при какой температуре кипит? (+100°С),

Колебания температуры воздуха в течение суток зависит в основном от величины угла падения солнечных лучей: чем выше Солнце, тем сильнее нагревается земная поверхность, а от нее и больше нагревается воздух (рис 69).

Бывают случаи, когда температура воздуха повышается ночью или понижается днем. Суточный ход температуры воздуха нарушают перемещающиеся воздушные массы. В нашей стране, например, воздух с Атлантического океана зимой приносит потепление, а воздух с Северного Ледовитого океана всегда вызывает похолодание.

Что такое суточная амплитуда температуры воздуха?

Это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха. Значит это разница между самой низкой и высокой температурой (самой теплой и холодной температурой). Например,

1)     Пример : утром 6ч была -20° С, а днем 14 ч -15 °С

 Суточная амплитуда составляет в этот день   - 20° – 15°= 5°С.

2)     Пример: утром 6ч была -6° С, а днем 14 ч +18 °С.

 Суточная амплитуда составляет в этот день   +18° – 6°= 12°С.

3)     Пример: утром 6ч была -10° С, а днем 14 ч +10 °С.

 Суточная амплитуда составляет в этот день   +10° – 10°= 0°С.

А как определить среднесуточные температуры воздуха?

Для этого в метеорологических станциях измеряют температуру в течение сутки несколько раз:

6 час -   -37°С  

9 час -   -33°С

14 час -   -26°С

18 час -   -32°С

21 час -   -35°С

24 час -   -39°С

 Вспомните, как вычислить среднеарифметическое. Все температуры суммировать и разделить на сколько раз   измеряли температуру. В данном случае температуры все минусовые, поэтому все суммировали и получилось

-202°С:6= -33,6°С.

Среднесуточная   температура этого дня составляет – 33, 6°С.

А если в течение суток регистрировались температуры как выше 0°С, так и ниже 0°С, то для вычисления средней температуры сначала определяют сумму положительных, а потом отрицательных температур по отдельности. Затем из большей суммы вычитают меньшую, делят разность на число измерений

Например:

6 час -   -10°С  

9 час -   -5°С

14 час -   +8°С

18 час -   +6°С

21 час -   -3°С

24 час -   -7°С

 

 В данном случае   минусовые температуры составляют -25°С,

 А плюсовые температуры   составляют + 14°С

-25°-(+14°)= -11°

-11: 6=-1,8°С или это -2°С

Среднесуточная   температура этого дня составляет – 2°С.

 Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Почему в течение года изменяется температура? Наступает лето, а потом зима?   К осени становится холоднее, а к весне начинается потепление А почему на экваторе не бывает зимы?

Изменение температуры воздуха в течение года зависит от угла падения солнечных лучей на земную поверхность. Летом Солнце больше нагревает, а зимой меньше.  Почему?

Летом удлиняется день и Солнце стоит высоко, а зимой день короткий и Солнце стоит на горизонте низко? На экваторе угол падения солнечных лучей на земную поверхность весь год высоко. Это зависит от поверхности Земли т.к. она круглая поэтому нагревается неравномерно. А времена года меняется и зависит  от наклона оси Земли. ( Показ теллурия).

Средняя месячная температура определяется как по среднесуточной. Каждый день измеряют температуру и делят на количество дней и оттуда получают среднемесячную температуру.

Зная все среднемесячные температуры. Можно построить график годового хода температуры (рис 71). А разница между самой высокой и самой низкой или по   другому,  самой теплой и самой холодной температурой определяют годовую амплитуду температуру воздуха.

  Среднемесячные температуры воздуха п. Хову-Аксы

№/п

Месяцы

Средняя температура воздуха (2001г)

Средняя температура   воздуха (2002г)

Многолетние среднегодовые температуры

1.     

 

Январь

-27

-19

-29

2.     

 

Февраль

-20

-16

-25

3.     

 

Март

-7

-9

-15

4.     

 

Апрель

+2

+1

-2

5.     

 

Май

+10

+10

+6

6.     

 

Июнь

+16

+18

+12

7.     

 

Июль

+17

+16

+14

8.     

 

Август

+15

+8

+12

9.     

 

Сентябрь

+7

-2

+5

10.                       

 

Октябрь

-1

-3

+3

11.                       

 

Ноябрь

-11

-11

-14

12.                       

 

Декабрь

-25

-27

-26

Итого средние за год

-91-(+67):12= -2°С

-87-(+53):12= -3°С

-111-(+52):12= -5°С

 

Средние многолетние температуры воздуха.

Средняя месячная  температура в одном и том же пункте постоянно меняется. В один год, например июль очень жаркий, а в другой дождливый и прохладный. Для сравнения температуры воздуха за месяц в разных пунктах используют среднюю многолетнюю температуру за месяц. Ее определяют путем деления суммы средних месячных температур за много лет на количество этих лет.

Зная среднюю многолетнюю температуру каждого месяца, можно подсчитать среднюю годовую температуру.

Вывод:  1. Температура Земли и ее нагревание зависит от Солнца. Солнце нагревает поверхность Земли в течение дня неравномерно, потому что это зависит от высоты Солнца над горизонтом. Утром и вечером меньше, а днем больше. Вода и суша нагревается тоже неодинаково.

2. Земля нагревается Солнцем в течение года тоже неравномерно, зимой мало, а летом много, потому что это зависит от наклона оси Земли в орбите.

«Первый полет на воздушном шаре».

В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.

Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.

Когда шар летел сквозь , они дрожали от холода и сырости.. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.

Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем,   словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море.

Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Напротив, они высыпали весь песок из корзинки, так   что шар стремительно пошел вверх.

На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он не мог   ни пошевелиться, ни поднять руки.   Еще несколько минут – и он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.

А шар все поднимался.

На высоте 11 км было -24° С мороза, а на земле в это время деревья были зеленые, росли трав и цветы.

Потерявший сознание весь посинел.  Обоим смельчакам угрожала опасность. Его товарищ,  едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

III . Закрепление темы.

Задания на слайдах

IV . Домашнее задание  §§ 36-37 читать

Построить график температуры, используя таблицы № 7,8 на странице учебника 113.

Итоги урока.

На 2-3 минуты узнать у учащихся.

Что я знал (а)

Что узнал (а)

Что хочу узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это интересно!

Возраст нашей планеты составляет 4,5 млрд. лет и первобытная планета не имела кислорода. Она состояла из ядовитых газов и были тогда углекислый газ, метан, аммиак и другие газы. Тогда существовали бактерии, которые для дыхания использовали углекислый газ, а не кислород. 2,5 млрд. лет назад начал изменяться состав атмосферы, когда на Земле появились цианобактерии. Они сами стали создавать себе питательные вещества, а выделяли кислород.   Как называется этот процесс?   Конечно фотосинтез. Прошли еще миллионы лет, и на Земле зашумели леса, которые обогатили атмосферу кислородом. Четыре дерева обеспечивает кислородом одного человека в сутки.

Ученые подсчитали, что за 300 лет растения суши и океана могут использовать для фотосинтеза   весь углекислый газ атмосферы. В процессе фотосинтеза из атмосферы удаляется углекислый газ, а в процессе дыхания и гниения – возвращается. В ходе эволюции планеты установилось равновесие между этими   двумя газами. Оно стало особенно нарушаться во второй половине XX   века, когда усилилось влияние человека на природу. Пока природа справляется с нарушениями этого равновесия благодаря растениям и водорослям океана. Но кислородом дышат не только животные и люди, его использует и не живая природа, например огонь.

 

 

 

 

 

 

«Первый полет на воздушном шаре».

В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.

Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.

Когда шар летел сквозь , они дрожали от холода и сырости.. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.

Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем,   словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море.

Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Напротив, они высыпали весь песок из корзинки, так   что шар стремительно пошел вверх.

На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он не мог   ни пошевелиться, ни поднять руки.   Еще несколько минут – и он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.

А шар все поднимался.

На высоте 11 км было -24° С мороза, а на земле в это время деревья были зеленые, росли трав и цветы.

Потерявший сознание весь посинел.   Обоим смельчакам угрожала опасность. Его товарищ,   едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример №1. Определите среднесуточную температуру.

6 час -   -37°С  

9 час -   -33°С

14 час -   -26°С

18 час -   -32°С

21 час -   -35°С

24 час -   -39°С

 

 

 

  Пример №2.   Определите среднесуточную температуру.

 

6 час -   -10°С  

9 час -   -5°С

14 час -   +8°С

18 час -   +6°С

21 час -   -3°С

24 час -   -7°С

 

 

Среднемесячные температуры воздуха п. Хову-Аксы

 

№/п

Месяцы

Средняя температура воздуха (2001г)

Средняя температура   воздуха (2002г)

Многолетние среднегодовые температуры

1.     

 

Январь

-27

-19

-29

2.     

 

Февраль

-20

-16

-25

3.     

 

Март

-7

-9

-15

4.     

 

Апрель

+2

+1

-2

5.     

 

Май

+10

+10

+6

6.     

 

Июнь

+16

+18

+12

7.     

 

Июль

+17

+16

+14

8.     

 

Август

+15

+8

+12

9.     

 

Сентябрь

+7

-2

+5

10.                       

 

Октябрь

-1

-3

+3

11.                       

 

Ноябрь

-11

-11

-14

12.                       

 

Декабрь

-25

-27

-26

Итого средние за год

 

 

 

 


Автор: Дюлюш Л.М.


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо!
Спасибо за комментарий, Татьяна Павловна.
О, как заумно! :) С др. стороны: каков вопрос - таков ответ.
Спасибо!
Александр Геннадьевич, Бронислав Петрович, в случае семьи - это данное слово раз и навсегда, и измена одного второго супруга от слова не освобождает, плюс ответственность, жалость, покой для детей. Это как волна, старающаяся перевернуть лодку, но если лодка устойчива, то она останется на плаву. Это сейчас все говорят про то, что нужно жить для себя и сегодняшними чувствами не осознавая, что завтра они станут завтрашними, и тогда что? Читаю в этом году современную прозу. Есть вещи, хранящие чувства и ценности, но большинство - измены, дети на стороне, разводы, насилие в семье... Очень грустно.
Момент, когда чужой тебе, новый класс становится буквально твоим - по отношениям человеческим, по взаимодействию, единению, работе. Таких моментов много за мои 45 учительских лет.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/