Урок `Подготовка к ГИА` 9 класс - Елена Николаевна Майер
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Елена Николаевна Майер

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Урок. Подготовка к сочинению ЕГЭ
Классный час 10 класс

Макет сочинения ЕГЭ
Пишем сочинение по тексту Л.Пирожковой
Аргументы для сочинения ЕГЭ
Аргументы для сочинения 2

 Урок `Подготовка к ГИА` 9 класс




                  Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лицей»

                                       г.Калачинска   Омской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Конспект урока русского языка

                       «Подготовка к сочинению-рассуждению

                           по тексту Ю.Яковлева «Багульник»

                     

                                        (ГИА С2.2.   9 класс)

             

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Подготовила:

                                               учитель русского языка и литературы

                                                высшей категории

                                                Майер Елена Николаевна

 

 

                                                      г.Калачинск- 2011                                                          

Тема урока: Подготовка  к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева «Багульник» (ГИА С2.2.  9 класс).

Цели:

Образовательные:

- научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;

- научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении   на основе предложенной фразы;

- научить подбирать доказательства, примеры;

Воспитательные:

- на основе текста Ю.Яковлева   сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души ;

- учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.

Развивающие:

- продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;

- способствовать развитию критического мышления  учащихся, необходимого  не только в учебе, но и в обычной жизни.

 

Использованная технология:  технология  развития критического мышления.

Приёмы технологии критического мышления:  синквейн,   таблица «З-Х-У», верные-неверные утверждения, чтение с остановками,   6 шляп критического мышления.

Оборудование: Шесть шляп (соответственно группам уч-ся), текст   рассказа Ю.Яковлева «Багульник», толковые словари, презентация, аудиозапись песни «Багульник».        

                                                  Ход урока

I. Стадия вызова.

1) Ребята,  я вам предлагаю   синквейн без первой строчки: Слайд №2

1.______________

2. человеческая, разная

3. болит, страдает, радуется

4. есть у   каждого человека

5. характер

- Определите первое слово синквейна  (душа).

- Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её  удивительных свойствах).

- Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». ( Приложение №1).

Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).  

3) «Верные – неверные утверждения »: Слайд №3

1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

2. Чтобы определить,   какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.

4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.                                                                                                       (обсуждение)

4) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Ребята, я предлагаю заполнить 2 графу таблицы (что я хочу узнать по теме: для устранения пробелов в собственных знаниях).

- Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть).

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа  «Багульник» Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества. Слайд №4

 

5) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.

(1)Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
(2)- Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.
(3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках. (4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
- Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. Как вы думаете, чего можно ждать от «молчальника»?

(5)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Слайд №5

(6)Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(9)И однажды веник зацвел. Слайд №6 (10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
(12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13)Спрашивали, что за растение.
(14)- Багульник! - буркнул он и пошел прочь.
(15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(19)Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
- (Звонок) Итак, звенит звонок.

 - Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, куда?

(24)Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал никто...
(26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что она увидела?

(27)Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»
(35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
(38)- Она тебя ждет.
(39)- Ты болей, не волнуйся...
(40)- Я болею... не волнуюсь...(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
(42)- Я и утром приду, - после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только очень рано, до школы.
(44)- Тебе не попадет дома?
(45)- Ничего... тяну на тройки... только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47)- Выкарабкивайся... ну мы пошли...ты...болей... не волнуйся...
(48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.

 - Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, чем закончится текст?

(49)Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...

- Оправдались ли ваши ожидания? Почему? Вернёмся к   «верным – неверным утверждениям»: Слайд №7

1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

2. Чтобы определить,   какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.

4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.

(обсуждение)

1) Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли?                                                                                                  - Вспомните, что помогло вам сделать это открытие?                                                                                                - Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?

II . Стадия осмысления.

Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:   « Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»  

Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам поразмыслить над характером главного героя  разными способами, т.е. поразмышлять в «6 шляпах критического мышления».

1 группа – белая шляпа (объективный наблюдатель ): Слайд №8

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.                                                                                                    О ком   текст?   Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?

2 группа – красная шляпа (эмоциональный наблюдатель): Слайд №9   

Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя,   назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем.   Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?

  3 группа – черная шляпа (взыскательный критик): Слайд №10

выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.

 - Кем считали Косту в классе? Почему?

- Объясните, как вы понимаете слово «молчальник»? Как вы относитесь к подобным людям? Почему? Найдите значение этого слова в словарях. Какие из значений подходят к Косте? Почему? ( Молчальник – нелюдимый   -   скрытый - никто не знает, что у него на уме - вызывал раздражение – думают, что плохой -   неинтересный человек).

4 группа – желтая шляпа (позитивная): Слайд №11

Выделение позитивных сторон характера, поступков  Косты, аргументирование.  Подберите прилагательные - определения   к его поступкам, к характеру. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше время нуждается в таких людях?   Почему?  Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите значение   этого слова в толковом словаре. ( Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека - милосердный).

5 группа – синяя шляпа (философская): Слайд №12 5

п оиск обобщающих параллелей, общие выводы,  полученный урок.

1) Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
сухих листков шагреневою тайной
и плотных почек беспокойным сном.

В квадрате запотевшего стекла
чернел нечёткой графикой рисунка,
внимая сонно голосам и звукам
под пологом домашнего тепла.

Себя осознавал неторопливо,
не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
и воробьи чирикали, что живы.

И в день обычный, тихий и неяркий,
багульник, сбросив наважденье снов,
на волю стайку выпустил цветов
из тёмных коконов продолговатых.

Тая дыханье и забыв слова,
мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
похожие на эльфов существа.

2) Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

- Подготовьте выразительное чтение этих стихотворений. Что общего между этими   стихотворениями   и  рассказом Ю. Яковлева? Какой урок вы для себя получили после знакомства с Костой?

6 группа – зеленая шляпа (творческая): Слайд №13   поиск новых граней в изученном материале.

 - Почему же писатель назвал произведение «Багульник»? Как можно соотнести название рассказа   с героем? Почему? Предположите, что будет дальше, как сложится дальнейшая судьба Косты.

(Косту  можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно).

2) Р абота в группах.                                                                                                                                             Каждая группа получает одну из шляп. На обсуждение дается 10 минут. (Тихо звучит запись   песни «Багульник»)

3) Выступление групп (по одному представителю).

 

III . Рефлексия.

1) Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2). Напомню задание.   Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:   « Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»  

2)   Вспомним композиционные части сочинения-рассуждения:   

Тезис, первый аргумент, второй аргумент, вывод.

3) Работа над частями сочинения-рассуждения:                           

1 абзац – все вместе в группе   (зачитываем, обсуждаем).

2и 3 абзацы – каждый пишет сам (зачитываем, обсуждаем).

4 абзац – группой (зачитываем, обсуждаем).

Примерное сочинение уч-ся. (Приложение №2).

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».

Ребята, я предлагаю заполнить 3 графу таблицы (что я узнал по теме нового). Поставьте себе оценку за работу на уроке.

- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?                                                                                                                                         -   Какие предположения подтвердились?                                                                                                          -   Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?                                                                                                                   

 

Домашнее задание: доработать сочинение.

 

 

Приложение №1. Знаю – Хочу узнать – Узнал.

 

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

 

 

 

 

 

 

Самооценка:

 

 

Приложение №2. Примерное сочинение учащихся.

 С2.2. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»     

           В последнем  предложении текста Ю.Я.Яковлев сравнивает    Косту  с веточкой багульника неслучайно.  Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека. Точно так,  как неожиданно расцветает пучок тонких прутиков багульника.
         Одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки  Коста  вызывал неприятные чувства ( предложения   2 , 18). Удивление и любопытство появились в отношении к Косте после того, как расцвели веточки багульника (предложения  19, 20).                                                                                               

        Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, учительница  сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам ( предложения 27 – 48).   Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце. Именно поэтому Женечке оказалось трудно подойти к Косте, наверно, она чувствовала себя виноватой, что не смогла разглядеть душу своего ученика.

        Таким образом, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так  же неожиданно, как красота багульника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Русский язык. 9 класс.- М.: Астрель, 2011.

 

2.   uchimcauchitca.blogspot.com    (задание С2.2)

3. nsportal.ru Школа Литература …-yuyakovleva-bagulnik

 

4. lingsoch.ru articles26-144.html  

 

5. resolventa.ru data/dgiarus/d101211.pdf

 

6. www . fipi . ru .

 

7. ru.wikipedia.org wiki/ Яковлев   Яковлев — Википедия


Автор: Майер Е.Н.



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Скажем честно, - Ваше педагогическое кредо - совершенно не ваше! Это кредо широко растиражировано в Инете и найти его настоящего автора не представляется возможным. Чтоб не быть голословным: https://sch1259.mskobr.ru/teacher-card/volkova-vera-sergeevna https://infourok.ru/user/bogolyubova-olga-viktorovna/blog/ya-uchitel-nachalnyh-klassov-286499.html https://shok.vsosharz.edusite.ru/ Ну и так далее.... Так что же здесь вашего, товарищ учитель начальных классов? Вы не говорили детям, что списывать - это нехорошо?
У вас даже частной собственности нет - печально.. Что Вы оставите после себя своим детям? Вот может если бы что то у Вас за душой было бы, так глядишь и подобрали, а то нечего терять кроме оков)) Почтальону Печкину, для преображения, хватило велосипеда..
Молодцы!!!
=========================================================== Как скачать файл, если он не скачивается - подсказки: 1. ПРАВОЙ кнопкой мыши нажать под нужным файлом ``Скачать``. 2. В появившемся меню выбрать ``Сохранить ссылку как`` или ``Сохранить объект как``. 3. Выплывает стандартное окно сохранения, выбираем место на своём ПК и нажимаем ``Сохранить``. Может появиться окно с красным восклицательным знаком ``невозможно безопасно скачать файл``, этот значок с предупреждением надо игнорировать, для чего нажать на птичку рядом и выбрать СКАЧАТЬ. Это предупреждение безопасности для самого сайта, оно никак не связано с вирусами. Скачивайте смело. Да..., и в браузере ОПЕРА этот приём может не сработать. Предварительный просмотр документов на этом сайте отсутствует, то есть файл надо скачать, чтобы посмотреть. ===========================================================
Здорово!
6813078-a3949665 Спасибо, Людмила Александровна!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/