Автор – Скрипина Е.В.,
учитель социально-бытовой ориентировки
МС(К)ОУ
Дмитровской С(К)ОШИ VIII вида
Доклад к педсовету
«
Развитие
психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»
Целью социально-бытовой
подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного
учреждения
VIII
вида является формирование
у каждого ребенка необходимого запаса знаний,
умений , навыков, которые позволят ему уверенно начинать самостоятельную жизнь
после окончания в школе. В процессе обучения таких детей развиваются и
психофизические функции – внимание, мышление, память, воля, эмоциональная
сфера, ощущение, восприятие.
Ощущение и
восприятие - процессы, отражающие действия. На уроках СБО стимуляция
зрительного и слухового восприятия происходит за счет использования наглядности
– таблицы, плакаты, иллюстрации, натуральные предметы, муляжи, игрушки, учебные
видеофильмы.
Необходимым условием
успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе
восприятия и усвоения материала. «То, чему обычного ребенка можно научить на
словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится
доступным только в процессе собственной деятельности, специально
организованной и направляемой педагогом».
Так,
при демонстрации предметов окружающего мира (напри
мер, продуктов) учащиеся знакомятся с ними, не
только рассматривая, а привлекая и другие анализаторы, - трогают, нюхают,
пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая в руках, и т. п.
Знакомство с предметным миром, организуемое
на
полисенсорной
основе,
будет способствовать полноценности и прочности
формиру
емых представлений и знаний.
В ряде случаев осмысленному
восприятию демонстрируемых
правил
выполнения трудовых действий, приемов, операций, а также
пониманию необходимости их выполнения (например:
необходи
мость завязывания узелка на
конце нити при подготовке ее к работе; требование вертикальной установки утюга
в нерабочий период) мо
жет
содействовать и
демонстрация результатов невыполнения или
ошибочного выполнения
этих
действий, операций (например: попытка
шитья при отсутствии узелка на нити; демонстрация
куска ткани с жел
тым пятном от
утюга; показ неправильно пришитых пуговиц).
Обогащение жизненного опыта, расширение круга
представлений и знаний – основные средства улучшения качества ощущений и
представлений. Это обогащение осуществляется через экскурсии.
Экскурсии дают возможность наблюдать
мир таким,
каков он есть, в естественной
обстановке.
Речь – орудие, средство мышления. У
умственно-отсталых детей речь скудна и неправильна. Наиболее типичными
проявлениями речевых затруднений на уроках СБО являются: обилие указательных
жестов, заменяющих названия предметов и действий, медленное усвоение
элементарных терминов и быстрое их забывание, затруднения в описании содержания
выполненной работы, неумение сформулировать вопрос учителю. Многие предметы
дети называют условно, привлекая знакомые слова, обозначающие другие предметы,
или вместо предмета называя действия (клей –клеить, ножницы –резать, дай
чик-чик). Таким образом, задачей урока становится необходимость связывать
трудовые действия с процессом формирования речевых навыков и обогащения
словаря. Речемыслительную деятельность учащихся активизируют некоторые приемы:
1.
Побуждение учащихся к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.
2.Планирование
предстоящей работы и запись порядка операций.
3. Взаимное инструктирование учеников.
4. Обсуждение готовой работы (блюда) и ее приемка.
5. Записи в тетрадях (тема занятий, необходимые
сведения).
6. Словарики.
Например, дети вынуждены обращаться за предметами,
необходимыми для деятельности, например при приготовлении блюд. Задавая
вспомогательные вопросы, имитируя непонимание, педагог тем самым побуждает
ребенка к полному высказыванию. Взаимодействие трудовой деятельности и речи в
условиях естественной коммуникации сглаживает эмоционально-волевые отклонения у
детей, побуждает к общению в реальной жизненной ситуации.
Для
словарной работы с новыми словами, терминами изготовлены по всем темам карточки
- темплеты со словарными словами
и
составлена из них картотека для удобства использования в процессе обучения.
Дети в коррекционной школе имеют нарушения в фонематическом восприятии речи,
поэтому названия новых терминов, новые слова учитель произносит четко,
показывая карточку с их написанием. Нужно объяснить и значение данного слова.
При
организации словарной работы на занятиях СБО учитывается следующее.
1.
В усвоении
нового термина должны участвовать различные анализаторы (зрительный, слуховой,
кинестетический), поэтому вначале слово произносит учитель, одновременно
показывая его написание. Затем проговаривают ученики и вносят слово в словарик.
2.
С новыми
терминами надо знакомить, давая их не изолированно, а в словосочетаниях.
Например, почтовое отправление - бандероль.
3.
Учитель должен
создавать такую учебную ситуацию, чтобы учащиеся как можно чаще употребляли
нужные термины.
4.
В процессе сообщения нового материала учитель обращается к новым словам,
объясняет их значение. Учитель предупреждает, что в конце урока проверит, как
учащиеся усвоили новый материал. Это мобилизует внимание учеников.
На
уроках СБО требую, чтобы учащиеся давали полные ответы. Для этого применяются
демонстрационные карты – планы: технологические и операционные; предметные, графические,
словесные. Каждый пункт плана размещен на отдельной карточке. Вначале каждый
элемент плана предъявляется педагогом вместе
с демонстрацией и объяснением каждого приема, операции. Вслед за этим,
опираясь на расставленные в нужной последовательности карточки, воспитанники
отвечают на вопросы педагога и в процессе коллективной беседы план выполнения
трудового процесса (например, последовательность работы с утюгом). В работе над
планом надо приучать детей обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или
объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа
позволяет учащимся осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и
в дальнейшем использовать их самостоятельно. У детей формируется мыслительный
образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций.
Чувственно-предметная трудовая деятельность переходит в мыслительную.
Большое
значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают
жизненные ситуации. Рекомендуется, в качестве примера учащимся предлагать
готовые диалоги, которые выдаются учащимся (например, диалог работодателя и
соискателя на вакансию, покупка билета в железнодорожной кассе, получение
справки по телефону, диалоги с различными работниками жилищных контор) и т. д.
Большое внимание уделяется речевому этикету. В
кабинете на стенде есть «Формулы вежливости», к которым мы обращаемся не только
во время изучения темы «Культура поведения», так же применяются карточки с
«волшебными словами», различные задания с ними - сгруппировать, найти слова
приветствия, слова благодарности и т. д. в процессе выполнения этих заданий так
же развиваются и мыслительные процессы – анализ, синтез, обобщение и др.
С целью активизации мыслительной деятельности
школьников на уроках СБО создаются
условия для непреднамеренного запоминания
специальных терминов и понятий, новых слов.
Учащиеся лучше запоминают их в
процессе игры, разгадывании кроссвордов. Игровая задача кроссворда заставляет
учащихся задуматься над ответом на конкретно поставленный вопрос.
В
процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится
ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин,
слово, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности
выполнения работы или описывая предмет. Таким образом, процесс усвоения
материала происходит от простого к сложному. Дети привыкают использовать
профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию.
Использование кроссвордов, тестов повышает интерес к учебе. Игра способствует
эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формирует навыки
правильного написания
терминов, воспитывает усидчивость. Также используется
тестирование. Которое стимулирует аналитико – синтетическую деятельность мозга,
предусматривает сопоставление письменных инструкций с действительностью.
Умственно-отсталый ребенок
часто не обдумывает свои действия, не предвидит результата. Этот недостаток
связан с некритичностью мышления. Для коррекции мышления применяются следующие
задания: нахождение отличий и ошибок на рисунках - например, найти ошибки при
уборке помещения, и
т. д. для
активизации мыслительной деятельности применяются проблемные ситуации,
например: мальчик хочет взять печенье, которое находится далеко от него, на
другом конце стола. Как ему поступить?
Для коррекции
памяти
и внимания применяются различные
дидактические игры «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Что изменилось?»,
«Цепочка», «Кто больше назовет или запишет продуктов?», «Найди ошибку». Для
лучшего запоминания
правил
используются записи на наборном полотне, на
доске. Запись может быть представлена с использованием рисунков, символов,
слов, слов и рисунков одновременно.
Формируя у учащихся
отношение к социокультурным ценностям и соответствующие нормы поведения, у
учащихся воспитываются такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность,
участливость, заботливость, стремление оказать услугу, самостоятельность,
активность, решительность, желание доводить начатое дело до конца, умение
преодолевать трудности, тем самым развивается эмоционально- волевая сфера
(например, при изучении темы «Питание» учащимся предлагается и поощряется
стремление довести дело до конца - после приготовления пищи вымыть посуду и
прибраться на кухне).
В познавательной деятельности коррекция
направлена на разви
тие умений воспитанников выделять главное в получаемой
информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с
ранее усвоенным.
В трудовой, в том числе и бытовой деятельности
главная коррек
ционная задача - формирование общетрудовых интеллектуальных
умений: умения
ориентироваться в условиях предстоящей деятель
ности, анализировать ее,
планировать необходимые действия, осу
ществлять самоконтроль. Уровень развития
общетрудовых умений
определяет трудовую самостоятельность человека. Чем выше
тру
довая
самостоятельность человека в быту, тем в меньшей помощи
и опеке он
нуждается. Между тем, основным недостатком трудовой
деятельности
умственно отсталых детей является именно ее низкая
самостоятельность.
Поэтому в процессе подготовки детей к бытово
му труду необходимо уделять
большое внимание развитию обще
трудовых интеллектуальных умений.
Литература:
Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е.
Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.
Тэги:
Доклад,
сбо