Доклад к педсовету Развитие психофизических функций учащих - Елена Валерьевна Скрипина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Елена Валерьевна Скрипина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Валерьевна Скрипина / Блог / Доклад к педсовету Развитие психофизических функций учащих


ЗАПИСЬ #5

КОММЕНТАРИИ (4)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


25 марта 2012, 10:52, автор - хозяйка блога
Елена Валерьевна Скрипина

Доклад к педсовету Развитие психофизических функций учащих

Автор – Скрипина Е.В., учитель социально-бытовой ориентировки

МС(К)ОУ Дмитровской С(К)ОШИ VIII вида

 

Доклад к педсовету

« Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII    вида является формирование   у каждого ребенка необходимого запаса знаний, умений , навыков, которые позволят ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания в школе. В процессе обучения таких детей развиваются и психофизические функции – внимание, мышление, память, воля, эмоциональная сфера, ощущение, восприятие.

     Ощущение и восприятие - процессы, отражающие действия. На уроках СБО стимуляция зрительного и слухового восприятия происходит за счет использования наглядности – таблицы, плакаты, иллюстрации, натуральные предметы, муляжи, игрушки, учебные видеофильмы.    Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения мате­риала. «То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специаль­но организованной и направляемой педагогом». Так, при демонстрации предметов окружающего мира (напри­ мер, продуктов) учащиеся знакомятся с ними, не только рассматри­вая, а привлекая и другие анализаторы, - трогают, нюхают, пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая в руках, и т. п. Знакомство с предметным миром, организуемое на полисенсорной основе, будет способствовать полноценности и прочности формиру­ емых представлений и знаний. В ряде случаев осмысленному восприятию демонстрируемых правил выполнения трудовых действий, приемов, операций, а также пониманию необходимости их выполнения (например: необходи­ мость завязывания узелка на конце нити при подготовке ее к работе; требование вертикальной установки утюга в нерабочий период) мо­ жет содействовать и демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения этих действий, операций (например: попытка шитья при отсутствии узелка на нити; демонстрация куска ткани с жел­ тым пятном от утюга; показ неправильно пришитых пуговиц).

Обогащение жизненного опыта, расширение круга представлений и знаний – основные средства улучшения качества ощущений и представлений. Это обогащение осуществляется через экскурсии. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке.

Речь – орудие, средство мышления. У умственно-отсталых детей речь скудна и неправильна. Наиболее типичными проявлениями речевых затруднений на уроках СБО являются: обилие указательных жестов, заменяющих названия предметов и действий, медленное усвоение элементарных терминов и быстрое их забывание, затруднения в описании содержания выполненной работы, неумение сформулировать вопрос учителю. Многие предметы дети называют условно, привлекая знакомые слова, обозначающие другие предметы, или вместо предмета называя действия (клей –клеить, ножницы –резать, дай чик-чик). Таким образом, задачей урока становится необходимость связывать трудовые действия с процессом формирования речевых навыков и обогащения словаря. Речемыслительную деятельность учащихся активизируют некоторые приемы:

1. Побуждение учащихся к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.

2.Планирование предстоящей работы и запись порядка операций.

3. Взаимное инструктирование учеников.

4. Обсуждение готовой работы (блюда) и ее приемка.

5. Записи в тетрадях (тема занятий, необходимые сведения).

6. Словарики.

Например, дети вынуждены обращаться за предметами, необходимыми для деятельности, например при приготовлении блюд. Задавая вспомогательные вопросы, имитируя непонимание, педагог тем самым побуждает ребенка к полному высказыванию. Взаимодействие трудовой деятельности и речи в условиях естественной коммуникации сглаживает эмоционально-волевые отклонения у детей, побуждает к общению в реальной жизненной ситуации.

Для словарной работы с новыми словами, терминами изготовлены по всем темам карточки - темплеты со словарными словами   и составлена из них картотека для удобства использования в процессе обучения. Дети в коррекционной школе имеют нарушения в фонематическом восприятии речи, поэтому названия новых терминов, новые слова учитель произносит четко, показывая карточку с их написанием. Нужно объяснить и значение данного слова.

При организации словарной работы на занятиях СБО учитывается следующее.

1.                       В усвоении нового термина должны участвовать различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический), поэтому вначале слово произносит учитель, одновременно показывая его написание. Затем проговаривают ученики и вносят слово в словарик.

2.                       С новыми терминами надо знакомить, давая их не изолированно, а в словосочетаниях. Например, почтовое отправление - бандероль.

3.                       Учитель должен создавать такую учебную ситуацию, чтобы учащиеся как можно чаще употребляли нужные термины.

4. В процессе сообщения нового материала учитель обращается к новым словам, объясняет их значение. Учитель предупреждает, что в конце урока проверит, как учащиеся усвоили новый материал. Это мобилизует внимание учеников.

На уроках СБО требую, чтобы учащиеся давали полные ответы. Для этого применяются демонстрационные карты – планы: технологические и операционные; предметные, графические, словесные. Каждый пункт плана размещен на отдельной карточке. Вначале каждый элемент плана предъявляется педагогом вместе   с демонстрацией и объяснением каждого приема, операции. Вслед за этим, опираясь на расставленные в нужной последовательности карточки, воспитанники отвечают на вопросы педагога и в процессе коллективной беседы план выполнения трудового процесса (например, последовательность работы с утюгом). В работе над планом надо приучать детей обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет учащимся осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У детей формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций. Чувственно-предметная трудовая деятельность переходит в мыслительную.

                  Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации. Рекомендуется, в качестве примера учащимся предлагать готовые диалоги, которые выдаются учащимся (например, диалог работодателя и соискателя на вакансию, покупка билета в железнодорожной кассе, получение справки по телефону, диалоги с различными работниками жилищных контор) и т. д.

  Большое внимание уделяется речевому этикету. В кабинете на стенде есть «Формулы вежливости», к которым мы обращаемся не только во время изучения темы «Культура поведения», так же применяются карточки с «волшебными словами», различные задания с ними - сгруппировать, найти слова приветствия, слова благодарности и т. д. в процессе выполнения этих заданий так же развиваются и мыслительные процессы – анализ, синтез, обобщение и др.

         С целью активизации мыслительной деятельности школьников на уроках СБО создаются  условия для непреднамеренного запоминания специальных терминов и понятий, новых слов.   Учащиеся лучше запоминают их в процессе игры, разгадывании кроссвордов. Игровая задача кроссворда заставляет учащихся задуматься над ответом на конкретно поставленный вопрос.

В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, слово, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности выполнения работы или описывая предмет. Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному. Дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию. Использование кроссвордов, тестов повышает интерес к учебе. Игра способствует эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формирует навыки правильного написания терминов, воспитывает усидчивость. Также используется тестирование. Которое стимулирует аналитико – синтетическую деятельность мозга, предусматривает сопоставление письменных инструкций с действительностью.

     Умственно-отсталый ребенок часто не обдумывает свои действия, не предвидит результата. Этот недостаток связан с некритичностью мышления. Для коррекции мышления применяются следующие задания: нахождение отличий и ошибок на рисунках - например, найти ошибки при уборке помещения, и   т. д. для активизации мыслительной деятельности применяются проблемные ситуации, например: мальчик хочет взять печенье, которое находится далеко от него, на другом конце стола. Как ему поступить?

            Для коррекции памяти   и внимания применяются различные дидактические игры «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Цепочка», «Кто больше назовет или запишет продуктов?», «Найди ошибку». Для лучшего запоминания   правил   используются записи на наборном полотне, на доске. Запись может быть представлена с использованием рисунков, символов, слов, слов и рисунков одновременно.

            Формируя у учащихся отношение к социокультурным ценностям и соответствующие нормы поведения, у учащихся воспитываются такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, участливость, заботливость, стремление оказать услугу, самостоятельность, активность, решительность, желание доводить начатое дело до конца, умение преодолевать трудности, тем самым развивается эмоционально- волевая сфера (например, при изучении темы «Питание» учащимся предлагается и поощряется стремление довести дело до конца - после приготовления пищи вымыть посуду и прибраться на кухне).

В познавательной деятельности коррекция направлена на разви­ тие умений воспитанников выделять главное в получаемой инфор­мации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый ма­териал с ранее усвоенным.

В трудовой, в том числе и бытовой деятельности главная коррек ционная задача - формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятель­ ности, анализировать ее, планировать необходимые действия, осу­ ществлять самоконтроль. Уровень развития общетрудовых умений определяет трудовую самостоятельность человека. Чем выше тру­ довая самостоятельность человека в быту, тем в меньшей помощи и опеке он нуждается. Между тем, основным недостатком трудовой деятельности умственно отсталых детей является именно ее низкая самостоятельность. Поэтому в процессе подготовки детей к бытово­ му труду необходимо уделять большое внимание развитию обще­ трудовых интеллектуальных умений.

 

Литература:

 

Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.

 
 

 

 

 



Тэги: Доклад, сбо



ОБСУЖДЕНИЕ


Татьяна Викторовна Булатова2012-03-25 15:00:08 - Татьяна Викторовна Булатова
Извините за прямоту...скукотища
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Всегда раздражаюсь, когда на педсоветах загружают подобными сообщениями. Педагоги, как дети: они тоже любят поиграть!
Елена Валерьевна Скрипина2012-03-25 15:38:35 - Елена Валерьевна Скрипина
Это Ваше мнение, спорить не собираюсь. Не на всех педсоветах могут быть игры, и не все педагоги любят играть. Я поделилась своим опытом. Спасибо за комментарий.
Наталья Анатольевна Урбанович2012-03-25 15:40:42 - Наталья Анатольевна Урбанович
Педагоги - не дети, они должны воспринимать и серьёзную информацию. Я вообще играть как-то не очень люблю.
Ольга Николаевна Козина2012-03-25 15:41:55 - Ольга Николаевна Козина
СОВЕТ ПЕДАГОГУ
 самая большая формула успеха - знание как обращаться с людьми
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Астры, астры, господа! Словно дар из космоса Шлёт далёкая звезда Нам с приходом осени. 6813534-a3298085 Все цветы ушли ко сну, С летом попрощались, Заглядевшись на Луну, Астры опоздали Август пальчиком грозит Этим непоседам, Но бутонов яркий вид Не скрыть тумана пледом . Затянулись небеса Цветом серой стали Утром ранняя роса Листья больно жалит. Но цветут назло погоде Синий, белый красный, В ярком этом хороводе - Верный, чистый, страстный Хоть теряет по ночам Листья старый тополь, А космическим цветам С неба слышен шёпот Говорят, совсем не вздор, Сами, мол, слыхали Их душевный разговор С сёстрами в астрале Так что ночью, господа, Если вам Вам не спится, Отправляйтесь к ним тогда, Чтобы в них влюбиться `Астры осенние` Муз. Н. Харито. Слова С. Грей 5477791-a3298085
Спасибо, Фёдор Максимович))
Спасибо, Нина, не мне, а интернету, при всей его вредности. Это я к тому, что раньше нас информировали далеко не о всех выдающихся людях в истории России. Не знаю, почему, может, чтобы не перегружать информацией, может не хватало `мощностЕй`,))) а может, по каким то иным причинам... Вполне определённый круг художников, певцов, поэтов. А сейчас информированные специалисты получили возможность выкладывать материалы в сеть, и это просто сказка, сколько интересного и познавательного можно узнать. И остаётся только жалеть о том, что время у компа ограничено по разным причинам - занятость, здоровье и т.д. Меня поражает, мимо скольких талантливейших художников, например, в русской, самой живой живописи мы могли бы пройти.. А ведь картины, особенно наших художников, от Сороки, Аргунова до Глазунова, Палачева - это рассказы о реальной жизни народа, его быте, традициях, бедах и радостях... Пафосно??? Но это так... А уж песенная культура! Ведь было такое впечатление, что раньше и не пели песен вовсе. Ну там Шаляпин, Собинов, где-то Утёсов, а кроме? А оказывается пели, и как! И ещё где-то находятся записи чуть ли не крепостных певиц. Утрирую, конечно, но имена и истории их жизни становятся известны... Так что спасибо интернету, будь он неладен!))))
Магнолию опыляют жуки! Цветок времён динозавров.
Магнолия в коллаже славном Цветёт себе, цветёт забавно На радость людям, и себе, И труженице пчеле.
Нина Николаевна, удивляюсь вашей памяти! Вот он, Шекспир, и мой в том числе! 6284375-a600823





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/