Мотивационная готовность - Екатерина Сергеевна Голышева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Екатерина Сергеевна Голышева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Екатерина Сергеевна Голышева / Блог / Мотивационная готовность


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


14 января 2020, 15:27, автор - хозяйка блога
Екатерина Сергеевна Голышева

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность к повышению культуры субъектов образовательного процесса: на примере МБОУ СОШ №29 г. Хабаровска.

 

Сошнева Л.И., Голышева Е.С.

МБОУ СОШ №29, г.Хабаровск, Россия.

 

 

Формирование общей культуры личности относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры определяет образ жизни и образ мыслей человека, обеспечивает принятие или отвержение эталонных образцов человеческой деятельности, обуславливает развитие способности   межкультурного диалогового общения, готовность к сохранению, приумножению, воспроизведению культурных ценностей.

В современной науке существует множество точек зрения на процесс становления личности. Остановимся на высказывании Ксении Александровны Абульхановой – Славской,   доктора философских наук, профессора, заведующей лабораторией психологии личности Института психологии РАН: «В современном мире личность определяется как источник, основание и носитель ценностей, как самоценность. От того, каковы психологические механизмы функционирования ценностей, каков нравственный склад личности и её сознания, зависит в конечном итоге ценностное – нравственное состояние общества».

 Ведущее место в формировании   и повышении уровня культуры отводится мотивационной готовности субъектов образовательного процесса .

Находясь в определенной жизненной ситуации, субъект решает, что ему надо делать, как и когда. В итоге любого поведенческого акта он получает конкретный результат, характеризующий эффективность данного способа поведения. На основе эффективности поведения осуществляется выработка решающих правил, критериев предпочтительности того или иного способа поведения, критериев достижения цели, разрабатывается программа поведения. Поскольку жизнь человека протекает в достаточно постоянных условиях, на основе той или иной мотивации с учетом критериев предпочтительности результатов поведения, алгоритмов принятия решения и программ поведения формируются устойчивые, присущие данному индивиду, автоматически реализуемые формы поведения, которые с позиций морально – нравственного внешнего оценивания характеризуются как качества личности.

Мотивация – это процесс выбора между различными возможными действиями, регулирующий, направляющий действия на достижения специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Если сказать еще короче, мотивация объясняет целенаправленность действия. Различаются по видам:

· Социальные мотивы.

· Мотивы престижа.

· Мотивы благополучия.

· Мотивы избегания.

· Мотивация содержанием деятельности.

· Мотивация процессом деятельности.

Основу   мотивации составляют субъективные и объективные факторы развития личности, а именно:

Субъективные

· Интересы, установки;

· Личностные качества.

Объективные

· Стратегии педагогического взаимодействия;

· Технологии обучения и воспитания;

· Совместимость субъектов образовательного процесса;

· Соответствие методики обучения  и воспитания индивидуальным особенностям;

· Организация учебной деятельности и воспитания, включающей три основных этапа: мотивационный, операционально – познавательный, рефлексивно – оценочный;

· Коллективные формы учебной и воспитательной деятельности;

· Оценка учебной и воспитательной деятельности;

· Стиль педагогической деятельности.

В структуре учебной и воспитательной  мотивации уже традиционно выделяют внутренние (познавательные мотивы) и внешние (социальные).

Проблема мотивации стала наиболее   актуальна для нашего образовательного учреждения,   с момента, когда педагогический коллектив   включился в инновационную деятельность. В 2009 году   в школе началась разработка и реализация проекта программы городской экспериментальной площадки «Повышение культуры субъектов - участников образовательного процесса школы» .

Любой проект подразумевает первичное исследование с дальнейшим отслеживанием динамики по выбранным показателям. Педагогом – психологом школы были подобраны диагностики для лонгитюдного исследования, такие как: для диагностирования педагогов: анкеты «Выявление способности учителя к саморазвитию»(Григорьева Т.И), «Мотивационная готовность»( Голобова, Н.А ) и опросник «Нужна ли в школе экспериментальная работа»; для детей: тест «Ваша компания»(Фолькович Т.А.), методика «Психологическая культура личности»(Огнева Т.А., Мотков О.И.); для родителей: опросник «Отношение родителей к эксперименту», анкета «Семья и культурные ценности».

Мы считаем, что мотивация неразрывно связана с развитием человека как личности и рефлексией, схематически это можно изобразить в виде равнобедренного треугольника, вершинами которого и являются эти составляющие мотивационной потребности. При этом любая из вершин может быть начальным, промежуточным и конечным этапом в становлении мотивационной готовности к повышению культуры.

 В последние годы обучающимися общеобразовательной школы стали дети, показывающие по диагностическим исследованиям результаты   различных уровней интеллекта, развития психики, социального статуса, психологического состояния, формирования личности, пр.

 Согласно заключению школьного психолога (МБОУ СОШ № 29) по проблеме здорового    образа жизни 25,2% учащихся 5-11-х классов курят, 46,2% употребляют пиво, более 40% сквернословят.   11% учащихся отметили плохое поведение на уроках, 25 % - неуравновешенно. Правила поведения   в общественных местах знают, но нарушают -38 % учащихся, не умеют вести себя культурно – 16 %.

В целом анкетирование учащихся 1-4 –х и 5-11 –х   классов показало низкий уровень как внешней, так и внутренней культуры.

Анализ «Опросника   для родителей» выявил готовность родителей 82,3%   к сотрудничеству со школой способствовать повышению культурного уровня детей.

«Анкета для учителей» подтверждает, что 72,3% педагогов школы считают необходимостью через воспитательную работу в школе организацию грамотного взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся, результатом которого является качественное преобразование каждого. Механизмом последнего для педагогического коллектива является повышение культуры всех субъектов образовательного процесса школы.

Безусловно, проблема повышения уровня культуры субъектов образовательного процесса актуальна, понятна обществу, принята педагогами школы .Авторы проекта «Повышение культуры субъектов - участников образовательного процесса школы» , обозначили следующие критерии ожидаемого результата экспериментальной деятельности:

  • выявление уровня культуры в школе на настоящий период;
  • мотивационная готовность субъектов - участников образовательного процесса школы ,   в работе экспериментальной площадки.

Таким образом,   проект «Повышение культуры субъектов - участников образовательного процесса школы»,  в марте 2009 года был успешно представлен на заседании городского экспертного совета, образовательному учреждению присвоен статус городской экспериментальной площадки.

Воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе. Опираясь на общечеловеческие ценности: Отечество, семья, труд, знания, культура, здоровье, наука педагогический коллектив нашей школы на протяжении трех лет эксперимента способствует формированию и   созданию модели личностного ориентирования учащихся с культурологическим аспектом, посредством социализации личности в общественно - полезной деятельности и социально - значимых проектах.

Основой программы эксперимента школы стали идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, а также концептуальные положения гуманистической воспитательной системы (ориентация на личность) Владимира Абрамовича   Караковского.

Инновационный характер деятельности нашего учреждения заключается в создании единой социально-культурно-образовательно-индивидуальной системы, где субъекты-участники воспитательного процесса школы могут информироваться, организовываться, определяться, принять культурные основы и основания, необходимые для каждого в его жизни, дальнейшем личностном   росте и деятельности.

Мировоззрение и образ жизни, решения и поступки, способы представления себя и форма выбранного поведения – показатели, отражающие внутреннее содержание человека (или внутренняя культура). Без обогащения внутренней культуры деформируется и внешняя ее сторона.Без образования не могут быть заложены основы новой культуры.

На первом этапе эксперимента большая роль отводилась как изучению мотивации всех субъектов   образовательного процесса учеников, педагогов, родителей, так и формированию положительных мотивов отношения к развитию общекультурной компетентности.   Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать условия для реализации личности в процессе жизнедеятельности. Для осуществления этой цели были проведены ряд диагностических исследований по различным методам: наблюдения, опросники, анкетирования, изучения содержания программ и технологий обучения и воспитания.Большую роль сыграло проведение недели психологии «Культ- Ура №1»,   в ходе которой через игру раскрывался культурный потенциал учащихся, их отношение к культурологическим ценностям.

Оценка мотивации, как показателя освоения культурного пространства включила такие критерии:

изучение ценностных ориентиров в области культуры;

выявления опыта освоения культурологического пространства.

Объектом оценки мотивации освоения культурного пространства служат следующие признаки общекультурной компетентности:

разнообразие, регулярность опыта освоения источников культурных ценностей;

широта культурных интересов;

использование средств, расширяющих культурное пространство личности;

использование среды общения как источника информации о культурных ценностях.

В результате условно были выявлены три группы участников исследования:

высокий уровень мотивационной готовности заинтересованности расширения культурологического пространства;

средний уровень пассивный, безразличный;

низкий уровень негативного отношения к   развитию общекультурной компетентности.

Высокий уровень мотивационной готовности принятия и освоения культурного пространства позволил сформировать:

среди педагогов   школы единомышленников, которые вошли в творческие группы.

среди родителей, которые являются активными помощниками и участниками многих мероприятий, проводимых в рамках эксперимента;

среди учащихся,   активных участников реализации проектов образовательной и воспитательной работы школы.

Средний   и низкий уровень имеет место быть, как у педагогов школы, которые считают, что противостояние социума является рисками в осуществлении программы эксперимента,так и у  родителей, разуверявшихся или не желающих, что - либо менять, а также среди учащихся, которых устраивает их социо- культурный уровень.

Повышение мотивации личности и мотивации деятельности реализовывалось,   через комплекс мероприятий:

·      В педагогическом коллективе проблема готовности педагогов к развитию общекультурной компетентности была актуализирована через процедуру диагностики содержания программ и технологий обучения. Для педагогов организованы обучающие семинары с привлечением социальных партнёров. Практикуются обобщение опыта, проведение мастер – класс.

·      Для родителей используются следующие мероприятия по повышению мотивации: приглашение на общешкольные праздники, день открытых дверей, выставки творческих работ учащихся, заседание Клуба компетентного родителя, Совета отцов, работу Управляющего Совета.

·      Для учащихся: введение дополнительных факультативных и элективных занятий по мировой художественной культуре, психологии семейных отношений, психология культуры общения.

Практикуется во всех классах проведение еженедельных 15 минуток культурологической направленности. Привлекаются социальные партнеры, деятели культуры и искусства,  священнослужители русского православия,   работники учреждений дополнительного образования таких, как «Планета взросления», «Поиск», молодежный медико-психологический центр «Контакт».

В настоящее время   педагогический коллектив МБОУ СОШ №29 находится на 4 этапе эксперимента. С уверенностью можно   констатировать   значительныйрост   уровня мотивационной готовности субъектов образовательного процесса к реализации программы эксперимента, повышению внутренней культуры, об этом свидетельствуют факты: более 75% учащихся реализовывают себя в дополнительном образовании. В школе созданы три добровольческих отряда «Феникс»5В класс, «Адреналин»8А класс, «Форвард»9Б класс. 35% учащихся работает в профильных отрядах, что послужило созданию проекта детской организации «Надежда».

Мотивация организует целостное поведение, повышает познавательную, творческую и лидерскую активность, влияет на формирование цели и выбор путей ее достижения. Таким образом, мотивация оказывает существенное влияние на весь процесс генезиса психологической системы деятельности.





ОБСУЖДЕНИЕ


Владимир Николаевич Трофимов2020-01-15 17:05:41 - Владимир Николаевич Трофимов
Псевдонаучное словоблудие. Екатерина Сергеевна, извените конечно, но у вас очень тяжёлый язык что после каждой фразы хочется сказать `ПЕРЕВЕДИ` (кино Москва слезам не верит)
Екатерина Сергеевна Голышева2020-01-17 03:49:32 - Екатерина Сергеевна Голышева
Здравствуйте! Язык не тяжелый, а специфический, т.к. использовано много профессиональной терминологии. Эта статья была написана (и после напечатана) для публикации в методичке для психологов школ.
Александр Геннадьевич Покаевский2020-01-17 06:21:20 - Александр Геннадьевич Покаевский
Кто-нибудь непременно перепишет.
Насчет особой `тяжести`не соглашусь, понять можно, тем более, значительную часть статьи составляют
`умные общие` фразы.
Собственно, понимать много и нет небходимости,таковой материал больше предназначен для отчетности перед проверяющими органами.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Большое спасибо!
Иирр Тирр
Красота и доброта. Если провести простенький тест на тему: Где поставить запятую в предложении Эту страничку продолжить нельзя закрыть , то , думаю, 100% -ное одобрение получит запятая после продолжить )))) Ведь это разговор не только о розах, хотя она, безусловно, царица цветов. А шикарный пир для очей пионов, а элегантность тюльпанов, а очаровательная вислоухость ирисов, а спокойствие и уют васильков, а завораживающее многообразие цинний, а фееричность космеи, а нежность и наивность незабудок, а а а.. Можно продолжать до бесконечности. Потому что это разговор о КРАСОТЕ, которая и есть связующая нить между душами людей., потому что красота рождает желание поделиться с ней с кем то, а это в свою очередь рождает доброту, а добрая душа не может быть злочинной. А ведь красота, она повсюду, и во взаимоотношении людей (романтика, любовь), и в музыке, и в живописи, и в общении, и в природе, и в речевом общении, если за ним стоит добросердечие , но нет места ёрничеству, фанфаронству Там, где не правит красота, Там как цветок завянет слово, Ведь для него одна основа Полёт фантазии, мечта Там, где не правит красота, Унынье там царит и хаос, Там сострадание и жалость Съедает будней маета Там, где не правит красота, Зло возникает беспричинно Идей рождение злочинных, И оглушает пустота Когда ж в душе есть красота, К ней не пристанет грамма дряни, Она к добру и свету манит , Как истина бесценна и проста... Но к сожалению, сейчас весь мир находится в возбуждённом состоянии, и КРАСОТА где-то потеряла свою приоритетность, но будем надеяться , что станут пророческими строки Э.Асадова: Впрочем, сколько человек не бегает Средь житейских бурь и суеты, Только сердце всё равно потребует Рано или поздно КРАСОТЫ Хочу предложить ещё одну картину Риты Бекман Колючка. Казалось бы репейник, ну что с него возьмёшь А вот ночь, серебро Луны и мастерство художника что сделали!!! Кустик как будто светится каким то внутренним светом, уж и Луна не такая яркая, озорные ночные облака-непоседы, гоняясь друг за другом, прикрыли её, но репейник будто бы успел впитать тот волшебный лунный свет, которым одарила его Луна в начале ночи И вот он дарит теперь это серебро всем, кому не спится в этот час. Это ли не волшебство, которое дарит нам КРАСОТА! 6813336-a3298085 Бежит себе, как будто в никуда, Пыля под жарким Солнышком дорога, А по обочинам лопух и лебеда, Колючками репей цепляется за ноги Невзрачный, Приставучий, как репей Иной раз о зануде скажут люди, Искать в нём красоту, всего скорей, Никто, пожалуй что, не будет Но отгорит малиновый закат, Сгустятся сумерки, и звёзды засверкают, Цикад вечерних песни отзвучат, И выйдет к людям спутница ночная Вот заливая мир весь серебром, Послав привет всем тем, кому не спиться,, Колючку обласкает вдруг лучом, И та в царицу ночи превратится Вот-вот взойдёт она несуетливо На подиум моделью длинноногой, В наряд одета лунного пошива, Пленяя взор красоткой-недотрогой. Так красоту не надо где-то там искать, Она во всём, и царствует повсюду, Лишь только надо душу открывать Всему простому, как большому чуду И всегда при мыслях о красоте и доброте вспоминается наша Валя Толкунова, слушать которую можно до бесконечности. Вот очень красивая песня В омут головой, которую я нашёл только в студийной записи. 6813335-a3298085
Светлогорск тоже чудесный город и море рядом, и до Калининграда совсем близко. Ищите в жизни плюсы, жизнь будет веселее.
Алина Александровна, спасибо за чудесные строки) Говорят о любви: Ирина Трохимец: С годами становишься мудрее и вкладываешь в это понятие совсем другое значение, нежели в молодости. Для меня любовь это, в первую очередь, крепкое мужское плечо рядом и надежность. А также доверие, взаимопонимание и моральная поддержка. https://zelwa.by/dlya-menya-lyubov-eto-chuvstvo-uvazheniya-ko-vtoroj-polovinke-zelvency-rasskazyvayut-chto-takoe-nastoyashhaya-lyubov/
Спасибо за картотеку. Возьму на заметку.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/