Методическая работа на тему: "Некоторые аспекты
работы над музыкальным произведением с детьми со средними музыкальными
способностями ".
выполнена преподавателем МОУ ДОД ЦДМШ Преображенской Е.В.
Высшая цель музыканта - исполнителя - это достоверное, убедительное
воплощение композиторского замысла, т.е. создание художественного образа
музыкального произведения.
Творчеству нельзя научить, но можно научиться творчески
работать. Для этого мы стараемся воспитать в
учениках характер, волю, настойчивость в изучении музыкальных произведений.
Должны научить ученика слушать и слышать, наблюдать, анализировать, выбирать
все ценное для себя. А для этого прививаем ему общую культуру, открываем
эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитываем слух и пианистическое
мастерство. Если одаренные дети, которые в дальнейшем, возможно, выберут музыку
своей профессией, легко и быстро разбирают произведения, понимают
художественный замысел композитора и легко запоминают наизусть, то ученикам со
средними данными это дается не всегда легко и быстро. Вот тут и нужно обратить
внимание на даваемое произведение. Нравится ли оно, удобно ли на данном этапе
обучения по техническим и смысловым замыслам? Каков будет результат и в работе
и в итоговом исполнении?
Как правило: если произведение сразу понравилось и достаточно легко
прочитался с листа его фрагмент, то это уже половина успеха в разучивании.
Еще одна важная составляющая успешного освоения текста - это разбор с
правильными штрихами и музыкальными длительностями. При этом, даже на втором
уроке желательно пройти произведение с учеником, когда правую руку играет
ученик, а левую - преподаватель и наоборот. Это настраивает ученика на
восприятие произведения в целом. В этот момент раскрывается и образ, и
характер, и содержание произведения. А в дальнейшем рассматриваются ключевые
моменты запоминания наизусть через такой же способ игры. На уроке необходимо
показать и гармонические и мелодические закономерности строения фраз, мелодий,
разделов или частей. Так прорабатывается материал на уроке и так же задается
проработать и запомнить дома.
Аппликатура - это отдельная тема урока. Все педагоги знают, как детям
интересно в самом начале обучения попробовать играть всеми пальчиками и как они
к этому стремятся почти с самых первых уроков. В дальнейшем правила исполнения
определенной и удобной аппликатурой произведений не всегда интересна ученикам.
Вот тут можно предложить попробовать, разобрав хорошо и бегло нотный текст, исполнить
его теми пальцами, которыми хотелось бы ученику. Сравним с редакцией. И
выясним, что все же, как правило, редактор или композитор использует наиболее удобную
и компактную аппликатуру, отвечающую задачам или техническим или музыкальным. В
спорах рождается истина! Поняв, что иначе, как написано, исполнить не
получается,
ученик учит нужную
аппликатуру.
Все задания записываются в
дневник,
не стоит полагаться на память
ученика.
Не стоит так же позволять
играть с рассеянным вниманием. На небольших разделах или даже мотивах
концентрировать внимание, добиваться результата и переходить к другим задачам,
разделам, чтобы было всегда интересно, а возможно и давать отдых ученику, не
насыщая урок большим количеством задач и информации.
Отношение к звуку - это еще один
большой пласт в обучении. Очень важно
на
начальном этапе обучения научить любить хороший, красивый,
мягкий, сочный звук.
Научить ученика
хорошо чувствовать
клавиатуру, как бы преодолевая ее
сопротивление и понимать глубину нажатия клавиш. В дальнейшем – эти задачи
звукового прикосновения будут обусловлены разными образами и характерами
произведений. Это относится не только к воспитанию слуха, но и
но и к свободе движений, мышечной
раскованности и умения владеть всей рукой и пальцами. Очень важно научить
понимать природу движений. В начале они будут простыми и элементарными, но в
дальнейшем приобретут настоящую свободу и естественность.
Конечно же, нет одного,
единственного способа научить детей понимать и исполнять музыкальные
произведения, но стараться провести их по всем ступеням обучения в музыкальной
школе, привить
любовь к музыке и
самостоятельному разучиванию и исполнению произведений – основная задача
преподавателя.