Особенности:
Для народной культуры Ярославля издавна характерно отсутствие локальной замкнутости, сравнительно ранее сосуществование архаического в своих истоках творчества крестьян и нового фабрично-заводского фольклора, сильное влияние на устную народную поэзию литературы городской эстетики.
Многочисленные фольклорно-этнографические материалы по Ярославскому краю, принадлежащие концу XIX - начала XX века, показывают, что к этому времени произошли существенные изменения в общей картине жизни народной поэзии. В частности, заметно сужается по сравнению с прошлым сфера бытования наиболее древних форм творчества, органически связанных с мифологией, таких, как календарная обрядовая поэзия, заговоры, трудовые песни. Устойчивость поэтической формы обеспечивала этим жанром относительною сохранность, но разрушение ритуалов, связанное с потерей веры людей в действенную силу обряда, не способствовало их дальнейшему развитию.
Поэзия свадьбы
Особенно прочно память ярославцев удерживает старинные свадебные песни (лирические и венчальные), приговоры, в речитативной манере исполняемые дружкой и подругами невесты, свадебные указы - комические монологи, стилистически близкие ярмарочному фольклору и возникшие, видимо, под его влиянием (начиная с XIX века они составляли, оригинальную черту ярославской свадьбы).
Сказочные традиции
Сказка, подобно обрядовой поэзии, постепенно перестает быть всенародным достоянием и формирует устный репертуар немногих рассказчиков-знатоков, от которых собирателями и записывались сказки. Преобладающее место в сказочном репертуаре Ярославля занимали и все еще, при общем ускорении процесса отмирания жанра, продолжают занимать авантюрно-новеллистические и сатирико-бытовые сказки, сказки-анекдоты, ближе стоящие к современной жизни, насмешливо, иронически касающиеся сферы бытовых отношений людей.
Исторические песни
Почти повсеместно собирателями фиксировались исторические песни (о взятии Казани, убийстве царевича Дмитрия, о расправе разинцев с астраханским губернатором, о турецких войнах, об Аракчееве и др.);
Солдатские песни
В это же время в ярославском фольклоре отмечалось большое количество старых солдатских песен, известных по песенным сборникам XVIII века (Петербуржская новая дорожка, Как и шли-прошли солдаты молодые и др.).
Прозаический фольклор
Все эти когда-то чрезвычайно популярные в фольклоре области жанры, пройдя характерную стадию хранения в народной памяти, к настоящему времени оказались окончательно забытыми. В отличие от них фактом современной действительности продолжает оставаться прозаический фольклор, представленный во всей своей жанровой полноте (предания, легенды, былички, анекдоты) и тематически отмеченный чертами местного колорита (предания о Н.А.Некрасове, легенды о ростовских и иных святых, анекдоты о пошехонцах и т.д.).
Ярославская народная песня
Полнокровной жизнью в фольклоре живет песня. И до сих пор в селах и деревнях можно услышать Ах ты наш батюшка, Ярославль-город, Как во городе Ростове, Золотое мое Пошехоньеце. Из всего жанрового и стилистического многообразия песенности можно выделить 4 основных пласта народной лирики
Песенное творчество делится на 4 категории:
ЛирическоеРомансное и балладноеСтихотворноеЧастушки
Лирическая песня
Лирические песни исконно крестьянского происхождения, представленные сравнительно небольшим количеством текстов и характеризующиеся неравномерностью распространения по районам; они фиксируются по преимуществу от пожилых певцов (к таким песням, например, относятся: Не кукушечка во сыром бору куковала, Вдоль по речке, Прощай, радость, жизнь моя и др.);
Песни романсного типа и баллады
Преимущественно любовная тематика и драматизм содержания, сочетающийся с сентиментальной окраской, сделали их чрезвычайно известными в крае и обеспечили им устойчивость в песенном репертуаре разных поколений (в частности, Приведите ко мне музыканта, Ах, зачем эта ночь, Зачем ты, безумная, губишь);
Песни литературного происхождения
Эти песни распространены не только в сельской, но и в городской местности и поются всеми. Особую часть их составляют песни на стихи поэтов, чья жизнь и творчество были связаны с Ярославским краем (таковы Песня о камаринском мужике Л.Н.Трефолева, Уродилась я, как былинка в поле И.З.Сурикова, песни на стихи Н.А.Некрасова: Коробейники, Меж высоких хлебов затерялося и др.).
Частушки
Частушки, распространившиеся во второй половине XIX века, они все еще продолжают сохранять большой удельный вес в песенном творчестве Ярославля. В них, как и в частушках других регионов, запечатлены основные этапы истории России, наиболее важные моменты в жизни края. Много частушек любовных, плясовых, сатирических, шуточных. Разнообразны напевы ярославских частушек. Ритмическое и мелодическое своеобразие песням придает аккомпанемент: пение их сопровождается игрой на балалайке или гармошке.
Многие обычаи теперь уже потеряли свою силу, и недалеко то время, когда большая часть из них, если не все, останутся только в памяти старожилов да в расс Автор: Сняткова Виктория Валентиновна Источник: интернет
|