Притча Джорджа Риверса
«Школа для животных»
Однажды, животные решили, что должны
совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового
мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая
состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать
выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании,
даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и
еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться
после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные
лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе
по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много
наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее
начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать
с земли, а не спускаться с верхушки дерева.
Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго
наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но
упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный
лось,
который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил
самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего
класса.
Луговые собачки не стали
ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они
научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и
сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?
Беда и одновременно вина устроителей этой
школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих
подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может.
Оптимальный выход - это создание системы вариативного
образования. Совместима ли она с образовательными стандартами? Да, если
понимать под стандартом необходимый каждой живой особи минимум, обеспечивающий
ей двигательную активность, а в человеческом варианте еще интеллектуальное
развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального
содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный
полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний
утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя
филологии.