О важности
ученического самоуправления в воспитательном процессе
Ученическое самоуправление — форма реализации
обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями,
предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного
процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения;
право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той
образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном
законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», ст. 34.
Ученическое самоуправление в сегодняшней школе, на мой
взгляд, имеет очень важное значение, поскольку современные подростки отличаются
особыми взглядами на организацию школьной жизни и большей свободой слова, чем в
былые времена, поэтому все это нужно просто направить в нужное русло. Создание
Советов обучающихся в школе и активное внедрение Его решений в деятельность,
проведение Дней самоуправления способствует вовлечению учащихся в активную
школьную жизнь, принятие совместных с педагогами и родителями решений ,
способствующих созданию в учебном заведении теплой семейной обстановки,
благоприятно влияющей как на образовательный, та к и на воспитательный
процессы. Сегодняшние подростки остро нуждаются в привлечении их в активную деятельность
вследствие своей большей раскрепощенности, неумения правильно распределять свое
свободное время и невероятной привязанности к современным гаджетам, без которых
дети вообще не представляют своего существования. Необходимо использовать все
эти их особенности и умения для совместного ведения школьных дел, что позволит
учащимся почувствовать себя активными участниками школьной жизни, научит
правильно анализировать свои действия и приведет к большей сплоченности с
педагогами и родителями. Только в этом случае треугольник с вершинами
«учитель», «ученик», «родитель» станет движущей силой образовательного и
воспитательного процессов в школе. Подростки снова научатся уважать своих
педагогов, видя, что те доверяют им и позволяют совместно трудиться на благо
школы. Не стоит опасаться первых неудач в организации самоуправления, главное
правильно руководить и управлять этим процессом, вовлекая каждый раз все
большее количество обучающихся, включая подростков с девиантным поведением и
тех, кто находится в трудной жизненной
ситуации, чтобы они тоже перестали чувствовать себя изгоями в обществе и
сменили агрессию на радость счастливой
жизни в коллективе, в котором им доверяют и понимают, возможно таким образом,
нам удастся раскрыть причины особого поведения подростков. Недаром в известном
советском фильме ученик в своем сочинении о счастье написал только одну фразу:
«Счастье – это когда тебя понимают.»
Может как раз наше непонимание и недоверие зачастую приводит к
неадекватным поступкам и поведению подростков в столь тяжелый и опасный период
их жизни. Конечно, риск есть и нельзя надеяться на то, что все сразу сложится
удачно и хорошо, но на то мы и педагоги, чтобы помочь, подсказать, направить и
правильно организовать, тогда и плоды нашего воспитания станут слаще и
радостнее. Сколько раз в своей школе мы пытались довериться трудным, сколько
пережили минут страха, опасаясь, что подведут и подставят в самый ответственный
момент (и такое тоже было), но только через тернии можно попасть к звездам,
поэтому тем слаще миг совместной победы и успеха. И положительных моментов было
много, несмотря на все трудности, с которыми сталкивались в процессе
подготовки. Боль и обида быстро проходят, когда видишь счастливый итог. «Доверяй, но помогай и направляй»- таким бы я
сделала девиз процесса организации ученического самоуправления. Именно самоуправление в современной школе
поможет нам сблизиться с подростками, помочь им с наименьшими потерями пройти
сложный путь становления и подготовки ко взрослой самостоятельной жизни.
Начиная с малого, мы совместными усилиями придем к гармонии во взаимоотношениях
учителей и учащихся, к воспитанию самостоятельных личностей, готовых правильно
организовать себя и других.
Тэги:
самоуправление