Формирование читательской грамотности на уроках английского - Галина Павловна Анисимова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Галина Павловна Анисимова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Галина Павловна Анисимова / Блог / Формирование читательской грамотности на уроках английского


ЗАПИСЬ #13

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


13 июня 2024, 12:41, автор - хозяйка блога
Галина Павловна Анисимова

Формирование читательской грамотности на уроках английского

Анисимова Галина Павловна,

учитель английского языка

МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган

Тюльганского района Оренбургской области

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время, в век новых информационных технологий, роль книг изменилась, любовь к чтению «стремительно снижается». Дети предпочитают книжное телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как следствие, школьники не любят, не хотят читать.

Результаты проведенного международного тестирования для 15-летних школьников PISA , которое оценивает функциональную грамотность школьников и применяет на практике знания о том, что у учащихся возникают проблемы с грамотностью чтения. Поэтому обновлённый документ ФГОС говорит о необходимости формирования функциональной грамотности школьников и, в частности, читательской грамотности.

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достичь своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Важным компонентом урока английского языка является самостоятельная работа ученика с текстом.

И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на навыках функционального чтения.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Учитель, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными регистрами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным)» .

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

· Умение на вход и изложение необходимой информации из текста, т.е. ориентация в содержащемся тексте (определение основной темы, основной цели или определения текста; выборка из текста или заголовка; формулировать тезис, выражать общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.) .

· Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; найти в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.

· Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.

· Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

Соответственно мы должны учить детей:

· Различать сплошные и несплошные тексты

· Извлекать информацию из несплошных текстов

· Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот

· Самостоятельно создавать несплошные тексты

· Оценивать полученную информацию

Основные проблемные области читательской грамотности

учащихся

 


Извлечение информации из текста, выбор в тексте и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе: пятиклассники либо не могут определить наличие информации в тексте и опираются не на текст, а на фоновые знания, либо определяют фрагмент текста, значительно превышающий по объему необходимый для ответа на вопрос, и не могут выделить в нем конкретную фразу и копируют целиком фрагмент;

Вычленение двух и более информационных единиц: трудность выполнения таких заданий обусловлена целенаправленным отсутствием в формулировке задания ссылки на определенное место в тексте, где содержится ответ; наличием в тексте рядом с искомым фрагментом похожей, но не относящейся к вопросу информации.

Самостоятельное истолкование информации, ее комментирование (формулировка задания часто включает слова «передай информацию своими словами»): подмена собственных умозаключений на основе данной информации прямым цитированием;

«Некритичное» восприятие собственных ответов: порой учащийся не понимает, что он уже привел три примера, три доказательства и т.д. в первом поле для ответов и потом заполняет оставшиеся поля текстом, не имеющим отношения к вопросу.

Трудности в работе со схемами, картами, в соотнесении вербальной и невербальной информации.

Произвольная интерпретация: нередко при ответе на вопрос ученики не вчитываются в текст, произвольно выстраивают связи между фактами и дают ложную интерпретацию.

Трудности с определением того, являются ли приведенные утверждения верными или неверными.

Неразличение источников: при работе с множественным текстом (например, статья и чат) ученики не могут определить, в каком тексте (из двух или трёх) находится информация, соответствующая содержанию вопроса.

Трудности понимания фактологической информации (сюжет, последовательность событий и т.п.)

Сложности с установлением взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами и с формулированием выводов на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов

Трудности с установлением скрытых связей между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

Сложности с оценкой формы текста (структуры, стиля и т.д.), целесообразности использованных автором приёмов

 

Я ознакомилась с некоторыми приёмами формирования читательской грамотности и применяю их на своих уроках.

 

Приём «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Приём «Составь задание»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Приём «толстых» и «тонких» вопросов

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

 

Было ли…? Что? Кто? Когда? Как звать ...? Может ...? Будет …?

Дайте три объяснения, почему...? Объясните,

почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чм различие ...? Что, если ...?

Приём «Верные и неверные утверждения»

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Приём «Восстанови текст»

Цель : сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Приём «Сопоставление / нахождение сходств и различий»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Метод Инсерт (insert)

Цель: учащиеся на полях расставляют пометки . «У» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; чтение и размышление «?» – думал иначе.

Кластеры

Цель: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

"Ассоциативный куст"

Цель: актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Приём « Составление вопросного плана »

Цель: формирование умения выделять логическую и последовательную

структуру текста.

Приём « Ромашка Блума »

Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Приём « Антиципация »

Цель: предвосхищение, предугадывание содержания текста.

Приём "Сенкан (синквейн)" Слоган из пяти строк.

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Прием “Корзина идей

Цель: выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

Денотатный граф

Цель: способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Приём «Моделирование и рисунок»

Приём «Комментированное письмо»

Приём «Облако слов»

Цель – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их.

Приём «Дерево предсказаний»

Ментальные карты

Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Метод Эйдос-конспект

Эйдос-конспект (эйдос – с греч. образ, конспект-теория) представляет собой сложное целое: образный рисунок, состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании читателя в процессе интерпретирования.

Мнемоника или мнемотехники

– это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.

Технология продуктивного чтения.

Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.

Стратегии смыслового чтения по Н. Н. Сметанниковой

"Мозговой штурм» Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

"Глоссарий" Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

"Рассечение вопроса" Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

"Соревнуемся с писателем" Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.

"Чтение в кружок" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

"Чтение про себя с вопросами" Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

"Чтение с остановками»" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

"Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна" Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

Названия стратегии: Ориентиры предвосхищения, «Предваряющие вопросы», «Чтение вслух (попеременное чтение)», «Отношения между вопросом и ответом», «Тайм-аут», «Проверочный лист», «Алфавит за круглым столом», «Ориентиры предвосхищения»,

«Экскурсия по книге», «Список тем книги», «Цитаты», «Загадки», «Следуйте за персонажем книги», «Черты характера», «Доклад и рецензия», «G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)», «Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)», «Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)», «Обзор словаря», «Словарная игра «Аналогия».

 

Закончить своё выступление я хотела бы словами «Мы учимся не для школы, а для жизни», и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.



Тэги: английский язык



ОБСУЖДЕНИЕ


Вадим Петрович Гладченко2024-06-15 02:56:17 - Вадим Петрович Гладченко
Чтобы человек (учащийся или взрослый) достиг состояния грамотного читателя, требуется изначально, с самых ранних ступеней обучения, разбирать и усваивать учебный и междисциплинарный материалы. Особенно нельзя оставлять на потом разбор природы, используемых при чтении, понятий, шаблонов и логических конструкций.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Лето к осени идёт, А Рудбекия цветёт! Её затейливый наряд Согреет в непогоду сад. Галина Горлова Спасибо, Бронислав Петрович! До чего же красиво! 6771551-a3949665
Любовь Михайловна, поздравляю Вас и Ирину Анатольевну! очень хочется послушать вебинар, но еще на море. Запись где-то будет?
👍
Песни Арины нравятся моим воспитанникам Спасибо Алпа Олеговна за минус её песни для моих дошколят Мы давно хотели эту песню спеть!!
Галина Ефимовна , спасибо! Старалась )
🇷🇺





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/