Социокультурные функции общеобразовательного учреждения - Ирина Анатольевна Гермоний
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ирина Анатольевна Гермоний


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ирина Анатольевна Гермоний / Блог / Социокультурные функции общеобразовательного учреждения


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


07 февраля 2012, 09:22, автор - хозяйка блога
Ирина Анатольевна Гермоний

Социокультурные функции общеобразовательного учреждения

«Социокультурные функции образовательного учреждения на селе».

 

 

Гермоний Владимир Владимирович,

директор высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа  № 10 п. Каменский  Красноармейского района

Гермоний Ирина Анатольевна,

учитель истории высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 10 п. Каменский  Красноармейского района

E-mail: [email protected]

 

 

 

Аннотация

Системообразующим элементом сельского социума является школа. Сегодня актуальна проблема поиска новых принципов организации образовательной системы сельского социума, внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы, определения новых более эффективных форм взаимодействия с возможными социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения.

Социокультурный центр предусматривает систему отношений между «постоянными» и «временными» участниками социокультурных действий в рамках значимых для общества целей, идеалов, ценностей.

 

 

 

Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села.

Поселок Каменский Красноармейского района небольшой. Основные направления деятельности жителей поселка связаны с социальной сферой.

На территории поселка находится несколько учреждений, с которыми школа поддерживает тесную связь: сельский клуб, библиотека, ФАП, православная церковь, ИК – 23, КОПБ им. Ю.А.Калямина, МДОУ п.Каменский, Пожарный пост МЧС.  В поселке расположена МОУ «СОШ № 10 п.Каменский», в которой обучается 162 учащихся.   Из них на первой ступени обучения –69, на второй – 61, на третьей – 32.   Анализ рождаемости в поселке позволяет прогнозировать количество учащихся. Количество учащихся останется стабильным и не снизится.

Системообразующим элементом сельского социума является школа. Сегодня актуальна проблема поиска новых принципов организации образовательной системы сельского социума, внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы, определения новых более эффективных форм взаимодействия с возможными социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения.

Проанализировав состояние сельского социума, изучив потребности жителей поселка,   учитывая,   что количество учащихся старшей ступени   уменьшается по причине активной рекламной деятельности городских лицеев и гимназий возникла   необходимость создать   условия для благоприятного существования учащихся и молодежи ориентируя их профессиональную направленность в соответствии с социальной потребностью поселка.   В связи с этим возникает крайняя необходимость перестроить образовательное учреждение в социокультурный центр.

В поселке, как правило, школа одна, следовательно, она призвана открыть свои двери для всех сельских граждан, которые нуждаются в обучении и образовательной поддержке: детей, молодежи, взрослых. Кроме базового образования школа выстраивает для жителей поселка систему сельского образования, цель которого обучить успешной жизнедеятельности в условиях как сельской, так и городской местности.

Социокультурный центр – это механизм, который должен обеспечить согласование и способы совмещенного бытия множества людей, реализацию договоренностей, коррекцию поведения участников и выработку отношений к ним. Социокультурный центр предусматривает систему отношений между «постоянными» и «временными» участниками социокультурных действий в рамках значимых для общества целей, идеалов, ценностей. А значит, только школа имеет возможности удовлетворить потребности населения в образовании, воспитании, сохранении культурных ценностей, досуга села и многого другого, которые на сегодняшний день утратили свое значение.  

«Сельская школа» - собирательное понятие, которым обозначаются различные по типам и видам деятельности образовательные учреждения. Попытаемся дать характеристику сельской школы: это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников. [1] Экспериментальные работы, проводимые на базе школы, позволили качественно изменить образовательное развитие социума учреждения, изненить цели и направления работы школы как социокультурного центра. В связи с этим Педагогическим коллективом стали использоваться новые формы и методы работы (интерактивные педсоветы, ИКТ, проектная и поисково-исследовательская деятельность, диагностика и мониторинг и т.д.) а в связи с этим повысилась познавательная активность и качество знаний обучающихся.

Основные направления деятельности школы – социокультурного центра:

   Образовательная деятельность.

   Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.

   Работа с семьей.

   Формирование национального самосознания, возрождение народной культуры, родного языка, традиций.

   Социальная деятельность.

   Формирование гражданских качеств (инициативности, ответственности, организаторских способностей).

   Приобщение к современной технике, освоение новых информационных технологий.

Определились основные виды деятельности социокультурного центра.

Образовательная деятельность направлена на:

- формирование у человека приемлемых для социокультурной среды установок, фиксированных для данного общества идеалов и ценностей как основы построения социокультурных действий и поступков;

- развитие мышления и способностей к самоопределению и самореализации;

- обеспечение реализации запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности и социально-культурному бытию.

Культурно-просветительская деятельность направлена на:

- самоопределение личности в пользу фиксированных и изменяющихся норм;

- формирование культуры мышления;

- распространение знаний.

Социокультурная деятельность предполагает процесс реализации культурных норм с использованием соответствующих средств, методов и деятельности.   Сельский социокультурный центр включает несколько   образовательно-воспитательных направлений: учебное, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, экологическое, правовое, а также достаточную материальную базу, позволяющую использовать современные технологии. [2] Широкая сеть кружков, клубов, секций, курсов дает возможность сельским жителям получить необходимые образовательные услуги, психолого-педагогическую поддержку, активную информационную в сфере личных интересов без выезда в город . Школа является организатором   проведения массовых мероприятий и праздников для местного населения.  

Социокультурный центр предусматривает систему отношений между «постоянными» и «временными» участниками социокультурных действий в рамках значимых для общества целей, идеалов, ценностей.

Основные принципы деятельности школы - социокультурного центра:

o    Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Законом РФ «ОБ образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и др. нормативными документами;

o    принцип сотрудничества и сотворчества – построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности, на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения;

o    принцип индивидуализации – всесторонний учет развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся;

o    принцип дифференциации – выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук, и на различном уровне в зависимости от личных качеств  обучающихся;

o    личностно-ориентированный принцип  предполагает: создание «школы не только для всех», но и «школы для каждого», способной максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями и потребностями в соответствии с изменениями социокультурной среды;

В осуществлении образовательного процесса отмечается риск, связанный с диспропорцией между осуществляемыми социокультурным центром   образовательными и необразовательными функциями (подчёркивается, что может возникать перекос в сторону социальной функции, что может наносить вред учебному процессу). Также существуют риски, связанные с малочисленностью контингента: недостаток ресурсов для проведения образовательного процесса, в том числе финансовых (в условиях нормативного подушевого финансирования), кадровых (отсутствие специалистов в преподавании ряда предметов вследствие отсутствия возможности обеспечить их нагрузку). [3]

Риски, связанные с объединением учреждений с различными функциями и целевыми группами воздействия. Помещение может не соответствовать лицензионным нормам. Необходимость использовать общие ресурсы не только в образовательных целях может наносить существенный ущерб образовательному процессу (начиная от отвлечения кадров и материальных ресурсов на решение «социально-значимых проблем», заканчивая серьезной деформацией целей образования).

Таким образом, основные трудности внедрения данной модели связаны с межведомственными разногласиями, в то же время налицо социальная необходимость становления подобных интегративных образовательных учреждений на селе.

Вопрос финансирования – один из самых острых, который может вызывать нежелание глав сельских администраций создавать социокультурные центры.

Проблемы, связанные с финансированием комплексных ОУ, в которые войдут учреждения разных уровней подчинения (школы, муниципальные, начальные и средние профессиональные образовательные учреждения – региональные). Механизмы осуществления финансирования таких комплексов не разработаны.

В настоящее время в школе создана воспитательная система. Разработана программа «Россия – моя Родина», в которой реализуются основные воспитательные задачи: патриотическое, нравственное, экологическое, физическое, правовое воспитание и др.

Активизируется работа в рамках дошкольного образования по предшкольной подготовке детей, заключен договор о сотрудничестве с МДОУ п. Каменский. В целях реализации преемственности МДОУ п. Каменский   и СОШ №10 проводятся совместные заседания МО.

Школа стремится к расширению пространства дополнительного образования на основе договоров о совместной деятельности. Заключен договор между МОУ СОШ №10 п.Каменский и ГУДОД «Урожай» г.Саратов; для организации досуговой деятельности – с МУК ЦКС Красноармейского района; для организации летнего отдыха и укрепления здоровья детей из социально незащищенных семей   заключен договор с   реабилитационным   центром   «Нежность». С   целью укрепления здоровья жителей Каменского МО образовательное учреждение на безвозмездной основе предоставляет спортивный и тренажерный залы.

В школе созданы условия для   учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность ведётся как на уроке и во внеурочное время, организовано и работает научное общество учащихся, по инициативе которого ежегодно проводится районная учебно-исследовательская конференция «К основам наук». Активное участие наших педагогов и школьников в региональных, международных конкурсах, конференциях стало результатом организации на базе МОУ СОШ № 10 п. Каменский муниципального Центра по работе с одаренными детьми.   Также работает   муниципальная научная лаборатория – структурное подразделение региональной консультационной службы «Педагогический поиск».  

Модель социокультурного образовательного центра необходимо и возможно внедрять:

  в небольших поселениях, где, кроме школы, практически отсутствует социальная инфраструктура, и закрытие школы будет означать вымирание поселка;

  либо в селах, где присутствует тенденция к объединению учреждений образования с учреждениями других ведомств;

  либо в случае, когда для региона одной из приоритетных задач является развитие аграрного сектора, привлечение кадров в деревенские поселения, социально-экономическое и культурное возрождение села.

Будущее российской молодежи и российского образования за школой, активно работающей с различными возрастными и социальными категориями населения поселка. В поселке школа не только органично вписывается в сельский социум, раскрывая свои двери всем желающим учиться, она как таковой   является основным социальным центром для молодежи. Она предоставляет участникам образовательного процесса целый ряд значительных преимуществ: создает более благоприятную образовательную среду, с помощью информационных средств устанавливает многочисленные взаимосвязи между сельскими учащимися и городскими высококвалифицированными преподавателями, а так же является местом провождения досуга молодежи. [4] В поселке, как правило, школа одна, следовательно она призвана открыть свои двери для всех сельских граждан, которые нуждаются в обучении и образовательной поддержке: детей, молодежи, взрослых. Кроме базового образования школа выстраивает для жителей поселка систему сельского образования, цель которого обучить успешной жизнедеятельности в условиях как сельской, так и городской местности.

Современная сельская школа, объединившись с учреждениями культуры создает широкую сеть дополнительных образовательных, оздоровительных и культурно-досуговых кружков, секций, клубов, студий открывая новые возможности для обучения, просвещения и развития сельских граждан различных возрастных и социальных групп.

В силу удаленности от городов, культурных и информационных центров сельские жители ограничены в доступе к современной информации, средствам коммуникаций, что негативно отражается на их положении. Сельская школа, имея такие средства и специалистов, открывает доступ к современной информационной технике, сети Интернет не только учащимся, но и всем желающим жителям села. Обновление деревни и развитие сельского общества невозможны без совместного участия самих сельских граждан. Открытая сельская школа, представляя наиболее активную и образованную часть сельского общества, не только предлагает, но и организует важные общественные инициативы (благотворительность, культурно-просветительские акции, благоустройство и др.). Укрепляя взаимосвязи с сельской общиной, активными сельчанами, школа становится основной движущей силой в деревне для объединения людей в различные сообщества, которые занимаются культурно-досуговой, просветительской, воспитательной, этнокультурной и другой социально значимой деятельностью.

Сельская школа  –это главная   движущееся   сила оздоровления деревни, обновления и развития социокультурной среды в сельской местности.

 

 

 

 

Литература:

1. Действующий Закон РФ «Об образовании»

2.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

4.Действующий Закон Саратовской области «Об образовании»

5.Программа развития образования Красноармейского муниципального района.

6.Устав МОУ СОШ № 10 п. Каменский.    

7. Васильев   Ю.В. Деревня на распутье. К возрождению села: формирование условий жизнедеятельности и культуры быта. – М.: Молодая гвардия, 1992.

8. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М.:, 1996.

9. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., Молодая гвардия, 1991.

10. М.П. Гурьянова. Какой быть сельской школе ХХI века?. –М: 2001г.


[1] Васильев   Ю.В. Деревня на распутье. К возрождению села: формирование условий жизнедеятельности и культуры быта. – М.: Молодая гвардия, 1992.

 

[2] Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М.:, 1996

[3] . М.П. Гурьянова. Какой быть сельской школе ХХI века?. –М: 2001г

[4] Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., Молодая гвардия, 1991



Тэги: социокультурные функции сельской школы



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо!
Спасибо большое. Интересно и непривычно.Обожаю Филатова. Хотела детям дать задание выписать обращение из мультфильмов, но вы подкинули хорошую идею
https://yandex.ru/video/touch/preview/360114135147733975?
Валентина Васильевна, Вы уж простите, на фото трудно понять - натуральный букет, или Ваше мастерство... Если первое - то просто изумительная по красоте композиция, надолго захватывающая взгляд.. Ну а если второе - то изумительно в кубе, хотя бы потому, что отличить от живых цветов практически невозможно. Моя жена в последнее время увлеклась этим красивым делом - изготовлением цветов, красота по всей квартире, как у Матроскина молоко. Спасибо за настроение в эти сложные времена, красота, она вечна и непобедима!
Спасибо!
А я тут вот, буквально сегодня, изучал историю `Белых акаций...` Сколько противоречий, сколько `непоняток`, сколько ставшего обязательным оскорбительного ёрничества по поводу истории своей страны.... Хотя история интересная своим многообразием этих самых противоречий. И фактически так и не нашёл истоков, все авторы статей трактуют по своему. Кто написал первый текст, музыку? Кто потом кардинально переделывал тексты, подгонял музыку. Современный вариант пошёл от `Дней Турбиных` В.Басова, а вот раньше... Варианты Красной армии, варианты Белой армии, изначальный вариант 1903года... да и мелодии не очень то убедительно идентичны... Вобщем, наворочено... А хочется собрать целостную картинку.. Будем искать дальше...





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/