Урок по Некрасову - Ирина Александровна Гланбоцкая
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ирина Александровна Гланбоцкая

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Тест по рассказу Чехова Хамелеон
Портрет
Урок по комедии Гоголя `Ревизор`

Урок-сказка по чередующимся гласным
Без названия
Без названия

 Урок по Некрасову




 

 

 

 

 

                                                   

 

                                               

 

 

                                                      «Вы зачем тут,

        несчастные дети?»

                       Н.А.Некрасов.

                  Стихотворение «Плач детей»

                          8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

1.    Организовать деятельность, направленную на анализ стихотворения «Плач детей», раскрыть авторское отношение к детям простых рабочих, любовь и тревогу за их судьбу, увидеть в поэте человека большой души.

2.                             Содействовать развитию коммуникативных умений, творческих способностей, ассоциативного мышления.

3.                             Способствовать воспитанию милосердия, сострадания, бережного и внимательного отношения к окружающим.

Оборудование:

        портрет Н.А.Некрасова;

        аудиозапись «Меж высоких хлебов...» на слова Н.А.Некрасова;

        репродукции картин «Тройка» В.Г.Перова, «Свидание» В.Маковского, «Варька» К.В.Лемоха, «Спящие дети» В.Г.Перова, «Бурлаки на Волге» И.Репина;

        рисунки детей к стихотворению «Плач детей»;

        фотографии учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы зачем тут, несчастные дети? Неужели душе молодой

Уж  знакомы нужда и неволя?

  Ах, уйдите, уйдите со мной

 В тишину деревенского поля.

                      

ХОД   УРОКА

/. Организационный момент. Индукция.

Создание эмоционального настроения. Звучит песня «Куда уходит детство» (в

исполнении А.Пугачевой)

II . Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я снова рада видеть вас на своем уроке. Послушайте эту

мелодию и, пожалуйста, настройтесь на работу.

*   * *

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?! Воспоминания эти возвышают, облагораживают мою душу и служат мне источником лучших наслаждений!» Так говорил о поре детства великий русский писатель Л.Н.Толстой в повести «Детство». Да! Удивительная эта пора. Каждый ребенок живет в мире фантазий и грез. Согласитесь, в детстве мы верим в романтическую мечту, думаем о будущем, мечтаем о приключениях, таинственных островах, еще не найденных сокровищах... Но это наше с вами детство. А детство может быть и другим. «Обернем другой стороною медаль...» Перенесемся в детство бедных детей 19 века.

*   * *

Ребята, обратите внимание на доску.

  Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством русского поэта

большой души Н.А.Некрасова. Тема нашего урока - стихотворение «Плач детей». Узнаем и поговорим о другом детстве - трудном, грустном, горьком.

   Прочтение эпиграфа.

    Вы зачем тут, несчастные дети?

Неужели душе молодой

Уж   знакомы  нужда и неволя?

Ах, уйдите, уйдите со мной

В тишину деревенского поля.

 

///.     Коллективное целеполагание.

1)           Учащиеся записывают с доски цели урока

2)           Учитель просит подчеркнуть   самое   важное   словосочетание,   на их взгляд (любовь и тревогу за их судьбу)

IV . Несколько слов о поэте.

 

-   Ребята, на прошлом уроке мы подробно изучили биографию Н.А.Некрасова.
Давайте   сегодня сделаем вывод - скажем несколько слов, самых важных, о Николае
Алексеевиче как о человеке и как о великом поэте.

*   Выступление учащегося. Прочтение эпиграфа

*   А сейчас в память о поэте я предлагаю вам послушать песню «Меж высоких хлебов...» на слова Некрасова, в которой слышна вся горькая правда о простом русском человеке.

- Крестьянин, рабочий, мы много читали у Некрасова о их жизни, какой тяжелой и трудной она была. Порой возмущенный поэт задавался вопросом: «чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел? Но это взрослые люди. Они могли бороться. А что могли дети? Эти маленькие, беззащитные люди, чей труд так жестоко эксплуатировался.

«О, милые плуты! Кто часто их видел, тот, верю я, любит крестьянских детей...»

V . Разминка - проверка домашнего задания

Организуется беседа о стихах поэта, посвященных детям, о его отношении к крестьянским и фабричным ребятишкам.

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

Учитель: - Ребята, давайте вспомним произведение о детях или где затрагивается

тема детства Николая Алексеевича, которые мы уже с вами читали.

( зачитываем фрагменты).
 Дети:          - Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай.

  Учитель:      - Какой общей идеей объединены все произведения Некрасова о детях? Учащиеся:    - Любовью к крестьянским ребятишкам и тревогой за их судьбу.

Учитель:      - А сейчас, ребята, вспомните те стихи, которые вам читали ваши

родители, когда вы были совсем маленькими?

Учащиеся:    - «Дедушка Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин».

Учитель:      - Замечательные произведения! Закройте глаза - откройте. Я думаю, что перед глазами   оживают лучше воспоминания о детстве.

VI .         Самоконструкция.

- Давайте составим ассоциативный ряд (детство со словами)
Небольшой комментарий    фотографий (учителем) и рисунков (детьми)

   Чтение стихотворения «Плач детей» учителем, стараясь передать сострадание к  бедным детям, выражая авторское возмущение таким положением бедняков, когда они вынуждены отдавать своих несовершеннолетних ребятишек или на фабрики или в услужение к богатым людям.

        Чтение учащимися (3-ое, из каждой группы)

        Составление учащимися ассоциативного ряда к изображению детей в стихотворении «Плач детей»

Комментарий   ассоциаций и рисунков учащихся (какая картина и в каких тонах возникла в вашем воображении?)

VII.                   Работа с раздаточным материалом в группах. (2 группы). Социоконструкция. Учащиеся получили вопросы и задания на карточках, и каждая группа репродукцию картины.   (словесное рисование)

VIII.              Выступление групп.

IX.                          Творчество.

X.                               Подведение итогов - какая позиция автора слышится в его стихотворении? Чему учит нас Н.А.Некрасов, на какие мысли, размышления наталкивает? Прочтение учителем высказывания А.П.Чехова.

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

XI.        Итоговая рефлексия.

        Оцените свою работу на уроке (каждая группа)

        Продолжите предложения:

1 группа - Мне понравилось...

Я запомнил (а)...

2 группа - Я   понял (а)...

Меня удивило...

XII.         Выставление отметок

XIII.     Домашнее задание:

Продолжить свои мини-сочинения, стр. 316-318 (выразительное чтение, вопросы).

О, как безумно за окном,                               В объятья холода сырого!

Ревет, бушует буря злая,                                Бороться с мраком и дождем,

Несутся тучи, льют дождем,                           Страдальцев участь разделяя...

И ветер воет, замирая!                                   О, как безумно за окном

Ужасна ночь! В такую ночь                             Бушует ветер, изнывая!
Мне жаль людей, лишенных крова,
                                         А.Блок

И  сожаленье гонит прочь -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

 

                                      Николай Алексеевич Некрасов 1821-1877 г.г.

Тема урока: «Вы зачем тут, несчастные дети?»

Стихотворение Н.А.Некрасова «Плач детей». Эпиграфы

    На левом крыле доски записаны цели урока.

   На центральной доске расположена таблица, где учащиеся будут записывать
ассоциативные ряды слов.

 

________________________________________________________________________

Детство  (наши ассоциации)

Изображение детей рабочих в стихотворении «Плач детей»

В этой части помещены фото и рисунка детей, где они счастливы, улыбаются

В этой части помещены репродукции картин к стихотворению, рисунки к стихотворению

  На обратной стороне левого крыла записано определение антитеза - художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, создающее впечатление редкого контраста и свободное место для записи основной мысли стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для 1 группы

Ответить на вопросы:

1.    От чьего   имени рассказывается о каторжной работе детей и   какое впечатление это производит?

2.                            Обратите внимание, как создается образ «проклятого» колеса?

3.                            Какие еще художественные образы присутствуют в стихотворении?

4.        Для чего, по-вашему,   автор вводит в конце стихотворения образ матери?
Рассказать о картине В.Г.Перова «Тройка»

Трое детей (может фабричных рабочих) впряглись и тянут огромную бочку с водой. Общий цветовой фон картины - темный, мрачный.

Если всмотреться в лица детей: на одном выражение смирения со своей тяжелой долей, на втором - какой-то страх, опустошенность, на третьем - мучение.

Обледенелая бочка говорит о холоде на улице, и от этого создается впечатление более сильное.

Задания для 2 группы

1.        Найдите прием контраста и определите его роль в смысловом и
эмоциональном содержании стихотворения.
Прием контраста - антитеза, т.е. противопоставление.

2.                            Обратите внимание на особенности композиции стихотворения, какие части можно выделить.

3.                            Составьте цитатный план стихотворения.

 

1)             «... вы слышите ли, братья, тихий плач и жалобы детей?»

2)      «В золотую пору малолетства,

Все живое счастливо живет

Не трудясь, с ликующего детства

Дань забав и радости берет...»

3)      «Колесо не слышит, не щадит...»

4)      «Сладко нам и дома не забыться...»

Рассказать о картине В.Маковского «Свидание»

Мы видим на картине бедную крестьянку, которая приехала навестить сына. Догадываемся, что нужда, голод заставили отдать сына в услужение к сапожнику. Можно догадаться, в каких условиях мальчик работает у хозяина. Это можно понять по его внешнему виду, одежде, по тому, как он жадно ест калач, не глядя на мать. Вряд ли сын чему-нибудь здесь научиться. Пока он исполняет обязанности мальчика на побегушках и получает ежедневно град упреков и подзатыльников. Мать с грустью смотрит на своего ребенка, ей бесконечно жаль его, она ничем не может ему помочь. Ее одежда тоже говорит о нищенском существовании. Холодной зимой отправилась она в город навестить сына. И вот - свидание с ним в холодных, полутемных сенях. На заднем плане изобретена дверь в помещение, где живет хозяин. Он, видимо, недобрый, равнодушных человек, ибо не пустил усталую женщину в теплую комнату. Серые тоны картины хорошо передают тусклую, безрадостную жизнь мальчика и его матери. Можно предложить, что сын со слезами будет просить мать взять его домой. А что ждет его там? И сможет ли она забрать его? Художник явно сочувствует героям своей картины. Как и Некрасов, он осуждает безжалостную эксплуатацию детей.


Автор: Гланбоцкая Ирина Александровна



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Чем больше узнаешь, тем больше кажется, что ничего не знаешь. Мне недавно понравилась реклама по поводу того, как в разные эпохи отнеслись бы к разным техническим новинкам современности. А ведь расскажи людям в те времена о них, сочли бы в лучшем случае фантазерами ... Так что вполне материальная атомная энергия в средневековье воспринималась бы как шарлатанство, например и т.д. Мы же не знаем, чего мы не знаем ..., но это не значит, что того, о чем мы не знаем, не существует.
Спасибо
Спасибо.
Спасибо.
Спасибо!
Спасибо большое за Ваш труд!!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/