Урок-сказка по чередующимся гласным - Ирина Александровна Гланбоцкая
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ирина Александровна Гланбоцкая

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Портрет
Урок по комедии Гоголя `Ревизор`
Урок по Некрасову

Без названия
Без названия
Без названия

 Урок-сказка по чередующимся гласным




Правописание

        корней с

 чередующимися о//а

         (5 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

закрепление знаний и умений по правописанию чередующихся гласных а-о в корнях – -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -гор-/-гар-, -лаг- /-лож-, -раст-(-ращ-)/-рос-  

  Задачи:

сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне;

научить правильно писать слова с указанной орфограммой;

воспитывать нравственные качества учащихся: умение работать в группе, доброжелательность друг к другу, умение уважать мнение других людей

Тип:    урок-обобщение

 

Форма проведения: урок- сказка

     

Оборудование:

   карточки с заданиями

   наглядный материал

 

 

 

    

 

 

                                          Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие учителя (создание эмоционального настроения).

            Учитель. Здравствуйте, ребята! Наша встреча сегодня необычна, потому что мы проведём необычный урок – урок-сказку. Я надеюсь, что сегодня вы будете хорошо и активно работать на уроке.

       Все вы знаете сказку   «Колобок»? Давайте попробуем вспомнить, с кем встречается Колобок на своём пути?

( Дети перечисляют: с зайцем, ежом, волком, медведем и лисой)

          Учитель. Правильно, ребята, и сегодня по очереди они придут к нам в гости: Заяц, Ёж, Волк, Медведь и Лиса. Но придут они не с пустыми руками. У каждого из них будут различные задания. Только выполнив их, вы сможете избежать опасности и продолжить путь дальше. Но только, ребята, у нас будет три Колобка – три команды. Команды будут соревноваться между собой, но иногда и помогать друг другу, чтоб не попасться в зубы хищников. Ведь в каждой сказке побеждает ЧТО?

( Дети хором: “Дружба и добро!”)

      Учитель. Итак, дети, в добрый путь!

Открываем Двери в сказку, чтоб не потеряться,
Вы должны всегда, ребята, за руки держаться.
Только дружная команда справится с заданием.
Мы смекалки и удачи всем здесь пожелаем.

                                     ( Рисунок, на котором видим Деда и Бабку)

Учитель-автор . Жили-были старик со старухой. Жили себе, не тужили. Однажды старик и говорит:

( Театрализованный отрывок: мальчик и девочка в роли старика и старушки)

– А испеки-ка ты мне, старушка, колобок, вкусный да румяный. Хочется мне на старости колобка отведать.

– Да как же я испеку? У нас и муки-то нет.                          

– А ты по сусекам поскреби, может, и наберёшь на колобок.

Учитель-автор. Старушка так и сделала. Испекла она деду вкусный да румяный колобок. И положила его на подоконник, чтобы тот остыл. А колобок спрыгнул с подоконника и покатился…

    2. Закрепление теоретических знаний.

И вот катится Колобок, катится, а навстречу ему – Заяц.

( Рисунок  с изображением Зайца и Колобка)

Заяц увидел его и обрадовался: “Сейчас я тебя съем, если на вопрос мой не ответишь!”– крикнул он Колобку.

       *Что ответил Колобок?

(Один ученик: “Не ешь нас, братец-Заяц, мы ответим на твой вопрос!”)

Заяц. Что ж, попробуйте.

Загорелый, озаренье:
Что писать под удареньем,
Что писать без ударенья?

Изложение, приращение:

Вызывают у всех сомненья.

Ну-ка правила скажите,

Написание поясните.

(на доске помещены в столбик корни: -гар-/-гор-, -клан-/-клон, -зар-/-зор-, -лаг-/-лож-, -рос-/-раст-(-ращ-), по мере ответа детей учитель во вторую колонку помещает условия выбора гласных, а в третью колонку - исключения)

( 1-ая команда    рассказывает о правилах выбора А в этих корнях,

2-ая команда    рассказывает о правилах выбора О в этих корнях,

3-ья команда   называет исключения из правил )

 

Заяц. Ишь, какие  хитренькие, одним  правилом  не избавитесь от меня! Вы мои задания попробуйте  выполнить!

(Дети выполняют задание №1)

Заяц . Так уж и быть, отпущу я вас. А сам поскачу к мужику в огород, морковки поем.

    3.  Тренировочные упражнения.

Учитель-автор. Покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу – Волк.

                                     (Рисунок  с изображением Волка и Колобка)

  Идёт, зубами щёлкает. Увидел, что еда сама к нему прикатилась, обрадовался и говорит:

Волк. Ах, какие  вы сладенькие, какие вы вкусненькие, я вас съем!

Учитель-автор. Что ответит Колобок?

( Один ученик: “Не ешь  нас, братец-Волк, хочешь, мы твои загадки отгадаем!”)

                         (Волк загадывает командам загадки)

Волк. Одними загадками  хотите от меня избавиться? Не выйдет! Выполните мои задания – отпущу!

                                   ( Дети выполняют в тетрадях задание №2)

Волк. Ох, не хотел я вас отпускать, да придётся… Что ж, катитесь дальше, раз такие умные!

Учитель-автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Ёжик.

                                                ( Рисунок с изображением Ёжика)

Ёжик. Ох, какой лысый ёжик! Впервые вижу! Что ты тут делаешь?

Колобок. Здравствуй, Ёжик! Только я не лысый ёжик, а Колобок. Меня старушка для деда испекла да на подоконник положила, а мне попутешествовать захотелось, поиграть. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, друзей нашёл, от Зайца ушёл, и от Волка ушёл, надеюсь, и ты меня не тронешь.

Ёжик. Конечно, нет, если ты со мной сыграешь в одну игру (физкультминутка) Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я вас научу. Игра называется “Много или мало”( задание №3). Я буду называть слова, а вы, если пишется буква А – присядете, а если О  – встанете и обе руки вверх вытянете. Согласны?

Колобок. Согласны. Начинай.

( Кто из детей неправильно выполняет задание, по одному садятся на свои места)

Ёжик. Ну что, отдохнули? Что ж, пора мне, лысый  Ёжик, в путь. Детишки мои уж заждались, наверное. До свидания!

Колобок. До свидания, Ёжик, спасибо тебе!

Учитель-автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Медведь, и давай реветь.

                                (Рисунок с изображением Медведя и Колобка)

Медведь. Ах, какой Колобок катится! (Обращаясь к Колобку) Колобок- Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь нас, Мишенька, мы тебе скороговорку скажем. (К аждая команда говорит свою скороговорку ( задание №4)

Учитель-автор. Найдите в своих скороговорках слова с чередующимися гласными, объясните условия выбора.

Медведь. Ишь, какие быстрые! А вот с заданиями так же быстро справитесь? Выполните задания, может и не съем. Дикие пчёлы на двери своего улья код поставили. И код-то не простой, со смыслом и с заданием. Если отгадаете его, отпущу   и заступлюсь, когда надо. Только позовите, тут же прибегу.

( Дети выполняют   задание №5)

  Медведь. Ох, спасибо тебе, Колобок. Побегу теперь к пчёлам, они обещали мёд дать, если я код расшифрую. До свидания, Колобок, спасибо!

Учитель - автор . И покатился Колобок дальше. Катится он катится, а навстречу – Лиса.

  ( Рисунок  с изображение Лисы и Колобка)

Лиса. Кого я вижу! Вкусненький, румяненький, сладенький, ароматненький! Куда ты катишься? Уж не ко мне ли ты торопишься?

Колобок. Да не по зубам я тебе, Лисонька!

Лиса. Вот как? Думаешь, что убежишь от меня? Не получится! Я тебе такое задание дам, что ты не справишься.

                       ( Дети выполняют   задание №6)

Лиса. Что, думаете это всё?! Нет. Вот вам ещё задание.

                         ( Дети выполняют   задание №7)

Лиса. Ой-ой-ой! Какие вы хитрые! Ай-ай-ай, какие   умные! Всё отгадали. А я опять ни с чем осталась... Что ж, в следующий раз обязательно съем! Вот погодите у меня!

Учитель-автор. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Придётся тебе, Лиса, других ребят подождать, потому что эти дети любят русский язык, изучают его, потому и знают всё.

Учитель. Вот мы и дошли до конца сказки. Молодцы!

      4. Подведение итогов.

v Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке? С какой целью?

Справились со всеми заданиями и повторили правила написания чередующихся гласных   о-а. А напоследок давайте выполним ещё одно задание, чтобы лиса вас больше не преследовала.

                                ( Дети выполняют   задание №8)

     5. Домашнее задание. Упр.129,

                                            на «9»-«10»: Придумайте и запишите любой совет, используя слово(а) с чередующимися А-О.

      6. Рефлексия.  

Вам понравилось сегодня на уроке? А что не понравилось?

Вы довольны собой?

С каким настроением вы уходите?

(поднимите жёлтый цветок, если вам радостно, красный – если грустно, чёрный -   если вы остались ко всему равнодушны).

 

 

 

     

                                          Приложение

 

1.  Корни-хамелеончики            Условия выбора                                Исключения

   -гар-/-гор-                    А под ударением, О без ударения           Выгарки, изгарь, пригарь

   -клан-/-клон-              Под ударением пишем то, что слышим

   -зар-/-зор-                   А   без ударения, О   под ударением

  -лаг-/-лож-                    А   перед Г,  О   перед Ж                                  Полог

 -рос-/-раст-(-ращ-)       А   перед СТ-Щ,  О   перед С                       Росток, Ростов, Ростислав,

                                                                                                                  ростовщик, отрасль

2. Задание №1 (по командам)   2148164-e621b26d48389edc.jpg

2148173-e8114d7d2f4ccc37.jpg

2148179-bce05c2bb9b9dcc8.jpg

  Рассмотрите рисунок.  Определите, какими словами с чередующимися в корнях гласными можно воспользоваться для описания рисунка. Запишите слова на отдельных листочках.  С найденными словами составьте и запишите словосочетания.

 

 

 

  3. Задание №2

                                                                Загадки

    Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

  Карточка 1. 1. Без огня г..рит, без крыл летит, без ног б..жит.     (Солнце, туча, река)

                         2. На кусте выр..с, по рукам пок..тился, на зубах   очутился.    (Орех)

  Карточка 2. 1. Х..л..дное имя, х..л..дный и дом.

                            На х..л..де жгучем   г..рит   огоньком.                                        (Снегирь)

                            2. Зах..чу, так покл..нюсь, а пол..нюсь, так повалюсь.            (Топор)

 Карточка 3. 1. Что без огня г..рит?                                              (Гроза)

                        2. По з..ре з..рянской к..тился шар вертлянский: никому его ни обойти, ни объехать.                                                                                           (Солнце)

 

 

 

4. Задание №3. Игра «Много или мало»

  Подросток, выращивать, низкорослый, зорька, предлагать, наклонение, изложение, загорелый, клонить, заря, отрасль, полог, растёт, Ростов, слагаемое, сращение, озарить, Ростислав, загорелый.

 

5. Задание №4.

  Прочитайте всей командой скороговорку. Найдите в своих скороговорках слова с чередующимися гласными, объясните условия выбора.

   №1. Ора, ора, ора-ра, две фасольки, три боба.

             Побежал я в огород, пол..жил их прямо в рот.

   №2.   У Аграфены и Арины р..стут герань и георгины.

   №3.    Справа от дорожки-

                зар..сли морошки.

               Я сверну с дорожки –

               наберу морошки.

 

6. Задание №5.

  Найдите вторую половину пословицы. Объясните их смысл. Найдите слова с чередованием гласных А-О и объясните их правописание.

  №1. Без корня и полынь не р..стёт.

           Где сосна взр..сла, там она и красна.

           Не сиди сл..жа руки, так не будет и скуки!

№2.   У работящего в руках дело огнём г..рит.

          Люди тянутся к знаниям, как р..стение к солнцу.

          И камень лёжа мхом обр..стает.

№3.    З..рю проспать – рубля не достать.

           Умный надеется на свои дела, а глупый пол..гается на «авось».

           Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко.

 

7. Задание №6.

        Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните четвёртое «лишнее» в каждой строке.

    1. Уг..рел ,   заг…р, сл..жить, покл..н.

    2. Изл..гать, выр..щивать, отр..сль, з..ри.

    3. Р..сток, Р..стов, водор..сли, Р..стислав.

    4. Прил..гательное, несг..раемый, выр..сший, скл..ниться.

 

  8. Задание №7.

            Найдите и исправьте ошибки в словах, объясняя свой выбор.

 1. Хоттабычу , который уснул в неудобном пола жении, приснился ужасный сон.

 2.Над лесом тихо разгарается зорька

3. Дежурный по всей форме, как поло гается, составил протокол.

4. Теперь сядьте, полажите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.

5. “Это ты правильно предлогаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”.  

6. Как только яичные скорлупки соприкоснулись с волшебной шляпой, так сразу же вырасли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.

     7. Над дверью домика, где жила Сова распологались два объявления и колокольчик со шнурком.

    8. Доктор предлогал дать обезьянке лекарство, и её пришлось вылажить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы.    

    9. Без удобрений не будет ростений.

   10.Трудно и дереву одинокому рости.

   11.Излажите содержание параграфа учебника

   12.Рис ростёт на болотистых местах

   13.Берег моря покрыт водораслями.

   14.Эти места удивляют богатой  ростительностью .

 

9. Задание №8. Самостоятельная работа.

    1. Запишите  вставляемые буквы


  • Предл…гать ничью
  • Прил…жение к журналу
  • популярное изл…жение
  • густо р…сти
  • маленький р…сток
  • перспективная отр…сль
  • разл…жить р…стения
  • молодая  пор…сль
  • р…стительная пища
  • дубы разр…слись
  • ул…житься в секунды
  • пол…гаться на коллектив
  • Петров  Р…стислав
  • возл…жить ответственность
  • распол…гать данными
  • семена прор…сли
  • изл…гать программу
  • зар…сли тростника
  • отл…жить визит
  • прил…гать усилия
  • произр…стать на севере
  • пол…жение дел
  • подр…стающее поколение
  • Жители Р…стова -на Дону

  2.    “Составьте слово ”

  • Предутренний - приставка
  • Поговорить – приставка
  • Слагаемое – корень
  • Решать - суффикс
  • Писал - суффикс прошедшего времени глагола
  • Собирала – окончание 

Автор: Гланбоцкая Ирина Александровна



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Светлая память.Скорбим.
Спасибо вам, Нина Николаевна! Очень понравилась песня на стихи Юнны Мориц!
Как жаль!!!! Ангелина Васильевна была для меня образцом интеллигентности, чуткости и деликатности. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!!!!
Разве отгулы потом не дают? Просто продлится отпуск на эти дни, зачем бухгалтерии голову морочить?
Бесплатную операцию, наверное, нужно долго ждать (по крайней мере у нас в Волгограде). Время иногда играет плохую роль.
Я включаю котел. Иначе колотун! Ну а вам советую больше слушать песен, тихих,упокаивающих! Я, пока в отпуске, слушаю разные песни! Нравится и Андрей Бандера,Андрей Ковалев, Виктор Ковалев, Владимир Захаров,Журавлева Марина!Ну и Ваенга, конечно!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/