|
|
|
МАТЕРИАЛЫ
▫ | Программы, элективы, курсы |
| ▫ | Русский язык |
| ▫ | Литература |
| ▫ | Риторика |
| ▫ | Журналистика |
▫ | ЕГЭ, ОГЭ, Итоговое сочинение |
| ▫ | ОГЭ русский язык |
| ▫ | ЕГЭ русский язык |
| ▫ | Итоговое сочинение |
| ▫ | ЕГЭ литература |
| ▫ | ОГЭ литература |
▫ | Русский язык 10 класс |
▫ | Русский язык |
| ▫ | Ономастика, топонимика |
| ▫ | О языке, история русского языка |
| ▫ | Концепты |
| ▫ | О русском занимательно, играя |
| ▫ | Родной русский язык и литература |
| ▫ | Энциклопедии, словари |
| ▫ | Практические занятия |
▫ | Русский язык 9 класс |
▫ | Технологии, дистант, цифра |
▫ | Психология, педагогика, классные часы, родительские собрания |
▫ | Литература 11 класс |
| ▫ | Блок |
| ▫ | Ахматова, Цветаева |
| ▫ | Пастернак |
| ▫ | Куприн |
| ▫ | Бунин |
| ▫ | Твардовский |
| ▫ | Шаламов |
| ▫ | Шукшин |
▫ | Литература 10 класс |
| ▫ | Л.Н.Толстой |
| ▫ | Н.А.Некрасов |
| ▫ | И.С.Тургенев |
| ▫ | А.А.Фет, Ф.И.Тютчев |
| ▫ | И.А.Гончаров |
| ▫ | Ф.М.Достоевский |
| ▫ | А.П.Чехов |
| ▫ | М.Е.Салтыков-Щед- рин |
| ▫ | А.Н.Островский |
| ▫ | Зарубежная литература |
▫ | Литература 9 класс |
| ▫ | Зарубежная литература |
| ▫ | Русская литература 19 века |
▫ | Литература |
▫ | Наши достижения |
| ▫ | Награды , курсы |
| ▫ | Учитель продолжается в своём ученике |
▫ | Анализ текста, методика, читательская грамотность, эффективное и смысловое чтение |
▫ | Олимпиада, внеклассная работа |
| ▫ | Олимпиада. Русский язык |
| ▫ | Олимпиада. Литература |
▫ | Проектная, исследовательская деятельность, одарённые дети |
▫ | Русский язык 5 класс |
▫ | Русский язык 6 класс |
▫ | Русский язык 7 класс |
▫ | Русский язык 8 класс |
▫ | Русский язык 11 класс |
▫ | Древнерусская литература, XVIII век |
| ▫ | Слово о полку Игореве |
| ▫ | XVIII век |
▫ | Литература 8 класс |
▫ | Литература 7 класс |
▫ | Литература 6 класс |
▫ | Литература 5 класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
Галина Эриевна Голышева
`Зачем человеку небо?` (По роману Л.Н.Толстого `Война и мир`: путь исканий князя Андрея)
|
| Разговор о классике неисчерпаем, потому что классика - это жизнь, а познать жизнь до конца невозможно. Но приблизиться к постижению тайны бытия, задуматься над вечными вопросами, заглянуть в себя - это ли не цель уроков литературы? `Однако обыкновенное, бесхитростное чтение не открывает всех глубин. Непременно нужна тема, непременно нужен вопрос, на который бы хотелось получить ответ`. (Ильин Е.)При осмыслении традиционной темы `Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского` таким вопросом стал: `Зачем человеку небо?`
Автор: Голышева Г.Э. Источник: Личный архив
| Тэги: урок философского осмысления жизни, князь Андрей, Небо
|
| 2020-08-11 05:56:49 - Ирина Васильевна Коновалова Спасибо большое,Галина Эриевна!Отличная работа, глубокая, нестандартная! | | 2020-08-11 19:50:56 - Галина Эриевна Голышева Спасибо,Ирина Васильевна, вариант этого урока можно посмотреть в журнале `Литература в школе` 2010 № 3 | | 2021-01-18 22:15:50 - Галина Геннадьевна Селиванова Спасибо,Галина Эриевна! Приятно Вас здесь видеть! | | 2021-05-27 22:35:50 - Бронислав Петрович Сычев Заинтриговали, Галина Эриевна. Интересно будет ознакомиться с материалом. Почему будет? Сегодня уже поздно. Заранее благодарю Вас.
Всё довольно интересно у Вас, Галина Эриевна, особенно лингвистический анализ эпизодов. Для меня привлекательнее работать непосредственно с текстом. В изданном приходиться сомневаться. В альманахе `Русская поэзия` 1989 года представлено стихотворение М. Цветаевой в таком виде:
Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья,
Я родилась...
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Опущена вторая строфа! Понятно, из каких соображений! Ладно, что хоть отточие поставили. Если уж с текстом допустимы такие вольности, то в интерпретациях тоже можно, что позволительно.
Всего доброго. | | 2021-05-30 13:21:07 - Галина Эриевна Голышева Бронислав Петрович, безусловно, работа с текстом -это наша филологическая страсть. Но такую роскошь мы можем себе позволить с мини-текстами, стихотворениями. В старших классах общеобразовательной школы я ставлю иную цель - развивать мышление, определяться с ценностями, понимать автора. Слово, текст при этом всего лишь инструмент. А учитывая объём русской классики, приходится работать только с фрагментами, понимая, что большинство детей полностью текст не читало и читать не будет. Урок литературы - это единственный шанс погружения в художественный мир произведения. Увы... | | 2021-05-30 18:46:51 - Бронислав Петрович Сычев Во многом с Вами согласен, Галина Эриевна. Но я имел в виду публикации. Безусловно, истолкование того или иного вопроса великими следует учитывать. Но всё необходимо сверять с текстом. Можем ли мы согласиться с Н.А. Добролюбовым, что Катерина Кабанова - `луч света в тёмном царстве`? Важнее в истолковании данного персонажа слова сумасшедшей барыни: `Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой! Вон, вон куда красота-то ведет! `Красота обречена в мире житейской мути или пригнуться до уровня всех, или погибнуть. Здесь, мне кажется, ещё один важный ключик к пониманию трагедии Катерины. Но читали ли Вы об этом где-нибудь, Галина Эриевна?
Всего доброго.
| | 2021-05-31 13:33:11 - Галина Эриевна Голышева Добрый день, Бронислав Петрович. Несколько тезисов:
- по поводу статьи Добролюбова вообще: М Свердлов считает, что именно в `Грозе` происходит жанровый переворот (комедия - драма) и именно статья Добролюбова `Тёмное царство`(деньги, власть, страх) стала своеобразным `тригером` для такого поворота;
- по поводу красоты в частности: красота в пьесе, как и во всей русской литературе 2 половины 19 века, - понятие нравственное (князь Мышкин, глаза княжны Марьи и т. д.). Поэтому у драматурга, как и у Толстого,и Достоевского, красота многогранна. Помимо барыни (здесь немаловажно, что слова вложены в уста сумасшедшего человека, испугавшегося внешней красоты,которая сама по себе уже вызов стандарту), Феклуша апеллирует к красоте как соответствию норме (`благолепие` - это праведная жизнь купцов,соответствующая устоям Калинова). О противоположном понимании красоты Кулигиным или Катериной умолчим;
- о луче света в `тёмном царстве`: `Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак `темного царства`?` - вопрошал критик в статье `Тёмное царство`. Смерть Катерины важна как идея протеста, нежелания вписываться в `красоту` Калинова, пусть и неосознанного, но выбора в пользу воли (не путать со свободой). Отсюда и ощущение Добролюбова (что-то освежающее и ободряющее). Луч как идея осознания изменений в головах нескольких героев - вот что имеет в виду Добролюбов;
- о современных трактовках: в статье на сайте `Гильдии словесников` `Феминизм, абьюз и Фрейд` сформулирован вопрос: `Катерина - `луч света`?` и отвергается социальный конфликт переводом его в личностные, человеческие отношения;
- для меня классика - это всегда разговор о нас, нынешних.Поэтому о красоте как нравственной категории я буду говорить на примере романа Толстого, а центральным понятием в `Грозе` на моих уроках будет страх, в том числе божьей кары, греха, и проблемный вопрос о смирении, терпении, прощении или протесте, воле, вызове. | | 2021-05-31 20:44:07 - Бронислав Петрович Сычев Вы своё видение проблемы, Галина Эриевна, аргументируете выдержками из публикаций, но не из текста. Ну где, кого Катерина осветила, коль она луч?! Бросилась в Волгу, потому как решительная натура? Ну давайте её превозносить вслед за критиком революционной демократии. Может быть, тогда найдутся и среди детей подражатели, решившие вдруг осветить тёмное царство, бросившись в реку, которая у вас поблизости. А Н.А. Добролюбов везде усматривал рост революционного сознания, считая, что художник, верный жизненной правде, обязательно это покажет, даже не желая этого.
Сумасшедшая барыня! Это же известный художественный приём: истина глаголит устами шутов, юродивых. Красота Катерины не только внешняя. А она в тёмном царстве обречена.
В недавнем прошлом, в СССР, допускалась одна трактовка художественного произведения: только с позиций социалистического реализма. Теперь подходы могут быть различные. Легко и заблудиться. Поэтому я и настаиваю, Галина Эриевна, на необходимости для учителя опираться в первую очередь на текст.
Об уроках, если не возражаете, поговорим позднее. Спасибо за обстоятельный комментарий. Как долго Вы публикуетесь в `Литературе в школе`?
Доброго вечера.
| | 2021-06-01 17:00:39 - Галина Эриевна Голышева Добрый день, Бронислав Петрович. Хочу уточнить некоторые моменты:
- `Луч как идея (о воле) ...в головах нескольких героев` - вот моя позиция. О том, что Катерина кого-то осветила, я так понимаю, указала путь, я не пишу;
- о решительности героини заявлено несколько раз (эпизод с лодкой из детства, фраза `Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!`);
- сумасшествие и юродство в русской ментальности- вещи разные (юродство - добровольное состояние, сумасшествие - болезнь).
- опора на художественный классический текст должна учитывать исторический, социальный, философский и прочие контексты.
Бронислав Петрович, в журналах давно не публикуюсь, потому что это требует времени, которого катастрофически не хватает из-за перегрузок на работе, хотя есть чем поделиться. Были публикации в РЯШ с 2001 № 6, 2011 № 2, 2012 № 4; ЛВШ 2004 № 2, 2006 № 6, № 8, 2010 № 3; приложение `Уроки литературы` 2012 № 10; `Всё для учителя. Русский язык и литература` 2012 № 6.
P.S. Недавно я уволилась из школы, может, теперь будет время для творчества)))
Благодарю за Ваши рассуждения, рождающие желание общаться. | | 2021-06-01 21:40:28 - Бронислав Петрович Сычев Будет, будет время для творчества, Галина Эриевна, а всё остальное у Вас есть. Оно, творчество, и поможет пережить изменения в жизни.
В `Литературе в школе` я публиковался с 1999 года. Это 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. В 2004 году в номерах 1,3, 8, 10; в 2006 № 9. Журнал я, к сожалению, не выписывал: присылали номера с публикациями. По этой причине Ваши статьи мне увидеть не пришлось. Где-то с 2008 года сотрудничество с журналом прервалось: занялся уроками русского языка.
Спасибо за общение.
| | 2021-06-02 13:58:42 - Галина Эриевна Голышева Добрый день, Бронислав Петрович. Я видела Ваши статьи в журнале `Современный урок` (пользовалась их материалом) и `Литература в школе`. Желаю Вам творческого задора! | | 2021-06-02 19:50:22 - Бронислав Петрович Сычев Публиковаться задора уже нет, Галина Эриевна: подсел на стихи. Можно было бы на портале выкладывать уроки литературы, но ленив, да и обратной связи не наблюдаю по поводу того, что уже есть. А уроки своеобразные: домашние задания, индивидуальные и групповые, нацелены не на закрепление пройденного, а на освоение нового с опорой на текст. Это способствовало диалогу на уроке.
Доброго вечера. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|