`Зачем человеку небо?` (По роману Л.Н.Толстого `Война и мир`: путь исканий князя Андрея) - Галина Эриевна Голышева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Программы, элективы, курсы
 ▫ Русский язык
 ▫ Литература
 ▫ Риторика
 ▫ Журналистика
 ▫ ЕГЭ, ОГЭ, Итоговое сочинение
 ▫ ОГЭ русский язык
 ▫ ЕГЭ русский язык
 ▫ Итоговое сочинение
 ▫ ЕГЭ литература
 ▫ ОГЭ литература
 ▫ Русский язык 10 класс
 ▫  Русский язык
 ▫ Ономастика, топонимика
 ▫ О языке, история русского языка
 ▫ Концепты
 ▫ О русском занимательно, играя
 ▫ Родной русский язык и литература
 ▫ Энциклопедии, словари
 ▫ Практические занятия
 ▫ Русский язык 9 класс
 ▫ Технологии, дистант, цифра
 ▫ Психология, педагогика, классные часы, родительские собрания
 ▫ Литература 11 класс
 ▫ Блок
 ▫ Ахматова, Цветаева
 ▫ Пастернак
 ▫ Куприн
 ▫ Бунин
 ▫ Твардовский
 ▫ Шаламов
 ▫ Шукшин
 ▫ Литература 10 класс
 ▫ Л.Н.Толстой
 ▫ Н.А.Некрасов
 ▫ И.С.Тургенев
 ▫ А.А.Фет, Ф.И.Тютчев
 ▫ И.А.Гончаров
 ▫ Ф.М.Достоевский
 ▫ А.П.Чехов
 ▫ М.Е.Салтыков-Щед- рин
 ▫ А.Н.Островский
 ▫ Зарубежная литература
 ▫ Литература 9 класс
 ▫ Зарубежная литература
 ▫ Русская литература 19 века
 ▫ Литература
 ▫ Наши достижения
 ▫ Награды , курсы
 ▫ Учитель продолжается в своём ученике
 ▫ Анализ текста, методика, читательская грамотность, эффективное и смысловое чтение
 ▫ Олимпиада, внеклассная работа
 ▫ Олимпиада. Русский язык
 ▫ Олимпиада. Литература
 ▫ Проектная, исследовательская деятельность, одарённые дети
 ▫ Русский язык 5 класс
 ▫ Русский язык 6 класс
 ▫ Русский язык 7 класс
 ▫ Русский язык 8 класс
 ▫ Русский язык 11 класс
 ▫ Древнерусская литература, XVIII век
 ▫ Слово о полку Игореве
 ▫ XVIII век
 ▫ Литература 8 класс
 ▫ Литература 7 класс
 ▫ Литература 6 класс
 ▫ Литература 5 класс










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны





Статистика


 Просмотров: 4
 Посетителей: 1
 Подробности









Галина Эриевна Голышева

Папка "Л.Н.Толстой"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


`Война и мир` Л.Н.Толстого

 `Зачем человеку небо?` (По роману Л.Н.Толстого `Война и мир`: путь исканий князя Андрея)





Разговор о классике неисчерпаем, потому что классика - это жизнь, а познать жизнь до конца невозможно. Но приблизиться к постижению тайны бытия, задуматься над вечными вопросами, заглянуть в себя - это ли не цель уроков литературы? `Однако обыкновенное, бесхитростное чтение не открывает всех глубин. Непременно нужна тема, непременно нужен вопрос, на который бы хотелось получить ответ`. (Ильин Е.)При осмыслении традиционной темы `Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского` таким вопросом стал: `Зачем человеку небо?`

Автор: Голышева Г.Э.
Источник: Личный архив
Тэги: урок философского осмысления жизни, князь Андрей, Небо



ОБСУЖДЕНИЕ


Ирина Васильевна Коновалова2020-08-11 05:56:49 - Ирина Васильевна Коновалова
Спасибо большое,Галина Эриевна!Отличная работа, глубокая, нестандартная!
Галина Эриевна Голышева2020-08-11 19:50:56 - Галина Эриевна Голышева
Спасибо,Ирина Васильевна, вариант этого урока можно посмотреть в журнале `Литература в школе` 2010 № 3
Галина Геннадьевна Селиванова2021-01-18 22:15:50 - Галина Геннадьевна Селиванова
Спасибо,Галина Эриевна! Приятно Вас здесь видеть!
Бронислав Петрович Сычев2021-05-27 22:35:50 - Бронислав Петрович Сычев
Заинтриговали, Галина Эриевна. Интересно будет ознакомиться с материалом. Почему будет? Сегодня уже поздно. Заранее благодарю Вас.
Всё довольно интересно у Вас, Галина Эриевна, особенно лингвистический анализ эпизодов. Для меня привлекательнее работать непосредственно с текстом. В изданном приходиться сомневаться. В альманахе `Русская поэзия` 1989 года представлено стихотворение М. Цветаевой в таком виде:
Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья,
Я родилась...

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Опущена вторая строфа! Понятно, из каких соображений! Ладно, что хоть отточие поставили. Если уж с текстом допустимы такие вольности, то в интерпретациях тоже можно, что позволительно.
Всего доброго.
Галина Эриевна Голышева2021-05-30 13:21:07 - Галина Эриевна Голышева
Бронислав Петрович, безусловно, работа с текстом -это наша филологическая страсть. Но такую роскошь мы можем себе позволить с мини-текстами, стихотворениями. В старших классах общеобразовательной школы я ставлю иную цель - развивать мышление, определяться с ценностями, понимать автора. Слово, текст при этом всего лишь инструмент. А учитывая объём русской классики, приходится работать только с фрагментами, понимая, что большинство детей полностью текст не читало и читать не будет. Урок литературы - это единственный шанс погружения в художественный мир произведения. Увы...
Бронислав Петрович Сычев2021-05-30 18:46:51 - Бронислав Петрович Сычев
Во многом с Вами согласен, Галина Эриевна. Но я имел в виду публикации. Безусловно, истолкование того или иного вопроса великими следует учитывать. Но всё необходимо сверять с текстом. Можем ли мы согласиться с Н.А. Добролюбовым, что Катерина Кабанова - `луч света в тёмном царстве`? Важнее в истолковании данного персонажа слова сумасшедшей барыни: `Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой! Вон, вон куда красота-то ведет! `Красота обречена в мире житейской мути или пригнуться до уровня всех, или погибнуть. Здесь, мне кажется, ещё один важный ключик к пониманию трагедии Катерины. Но читали ли Вы об этом где-нибудь, Галина Эриевна?
Всего доброго.

Галина Эриевна Голышева2021-05-31 13:33:11 - Галина Эриевна Голышева
Добрый день, Бронислав Петрович. Несколько тезисов:
- по поводу статьи Добролюбова вообще: М Свердлов считает, что именно в `Грозе` происходит жанровый переворот (комедия - драма) и именно статья Добролюбова `Тёмное царство`(деньги, власть, страх) стала своеобразным `тригером` для такого поворота;
- по поводу красоты в частности: красота в пьесе, как и во всей русской литературе 2 половины 19 века, - понятие нравственное (князь Мышкин, глаза княжны Марьи и т. д.). Поэтому у драматурга, как и у Толстого,и Достоевского, красота многогранна. Помимо барыни (здесь немаловажно, что слова вложены в уста сумасшедшего человека, испугавшегося внешней красоты,которая сама по себе уже вызов стандарту), Феклуша апеллирует к красоте как соответствию норме (`благолепие` - это праведная жизнь купцов,соответствующая устоям Калинова). О противоположном понимании красоты Кулигиным или Катериной умолчим;
- о луче света в `тёмном царстве`: `Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак `темного царства`?` - вопрошал критик в статье `Тёмное царство`. Смерть Катерины важна как идея протеста, нежелания вписываться в `красоту` Калинова, пусть и неосознанного, но выбора в пользу воли (не путать со свободой). Отсюда и ощущение Добролюбова (что-то освежающее и ободряющее). Луч как идея осознания изменений в головах нескольких героев - вот что имеет в виду Добролюбов;
- о современных трактовках: в статье на сайте `Гильдии словесников` `Феминизм, абьюз и Фрейд` сформулирован вопрос: `Катерина - `луч света`?` и отвергается социальный конфликт переводом его в личностные, человеческие отношения;
- для меня классика - это всегда разговор о нас, нынешних.Поэтому о красоте как нравственной категории я буду говорить на примере романа Толстого, а центральным понятием в `Грозе` на моих уроках будет страх, в том числе божьей кары, греха, и проблемный вопрос о смирении, терпении, прощении или протесте, воле, вызове.
Бронислав Петрович Сычев2021-05-31 20:44:07 - Бронислав Петрович Сычев
Вы своё видение проблемы, Галина Эриевна, аргументируете выдержками из публикаций, но не из текста. Ну где, кого Катерина осветила, коль она луч?! Бросилась в Волгу, потому как решительная натура? Ну давайте её превозносить вслед за критиком революционной демократии. Может быть, тогда найдутся и среди детей подражатели, решившие вдруг осветить тёмное царство, бросившись в реку, которая у вас поблизости. А Н.А. Добролюбов везде усматривал рост революционного сознания, считая, что художник, верный жизненной правде, обязательно это покажет, даже не желая этого.
Сумасшедшая барыня! Это же известный художественный приём: истина глаголит устами шутов, юродивых. Красота Катерины не только внешняя. А она в тёмном царстве обречена.
В недавнем прошлом, в СССР, допускалась одна трактовка художественного произведения: только с позиций социалистического реализма. Теперь подходы могут быть различные. Легко и заблудиться. Поэтому я и настаиваю, Галина Эриевна, на необходимости для учителя опираться в первую очередь на текст.
Об уроках, если не возражаете, поговорим позднее. Спасибо за обстоятельный комментарий. Как долго Вы публикуетесь в `Литературе в школе`?
Доброго вечера.
Галина Эриевна Голышева2021-06-01 17:00:39 - Галина Эриевна Голышева
Добрый день, Бронислав Петрович. Хочу уточнить некоторые моменты:
- `Луч как идея (о воле) ...в головах нескольких героев` - вот моя позиция. О том, что Катерина кого-то осветила, я так понимаю, указала путь, я не пишу;
- о решительности героини заявлено несколько раз (эпизод с лодкой из детства, фраза `Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!`);
- сумасшествие и юродство в русской ментальности- вещи разные (юродство - добровольное состояние, сумасшествие - болезнь).
- опора на художественный классический текст должна учитывать исторический, социальный, философский и прочие контексты.
Бронислав Петрович, в журналах давно не публикуюсь, потому что это требует времени, которого катастрофически не хватает из-за перегрузок на работе, хотя есть чем поделиться. Были публикации в РЯШ с 2001 № 6, 2011 № 2, 2012 № 4; ЛВШ 2004 № 2, 2006 № 6, № 8, 2010 № 3; приложение `Уроки литературы` 2012 № 10; `Всё для учителя. Русский язык и литература` 2012 № 6.
P.S. Недавно я уволилась из школы, может, теперь будет время для творчества)))
Благодарю за Ваши рассуждения, рождающие желание общаться.
Бронислав Петрович Сычев2021-06-01 21:40:28 - Бронислав Петрович Сычев
Будет, будет время для творчества, Галина Эриевна, а всё остальное у Вас есть. Оно, творчество, и поможет пережить изменения в жизни.
В `Литературе в школе` я публиковался с 1999 года. Это 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. В 2004 году в номерах 1,3, 8, 10; в 2006 № 9. Журнал я, к сожалению, не выписывал: присылали номера с публикациями. По этой причине Ваши статьи мне увидеть не пришлось. Где-то с 2008 года сотрудничество с журналом прервалось: занялся уроками русского языка.
Спасибо за общение.
Галина Эриевна Голышева2021-06-02 13:58:42 - Галина Эриевна Голышева
Добрый день, Бронислав Петрович. Я видела Ваши статьи в журнале `Современный урок` (пользовалась их материалом) и `Литература в школе`. Желаю Вам творческого задора!
Бронислав Петрович Сычев2021-06-02 19:50:22 - Бронислав Петрович Сычев
Публиковаться задора уже нет, Галина Эриевна: подсел на стихи. Можно было бы на портале выкладывать уроки литературы, но ленив, да и обратной связи не наблюдаю по поводу того, что уже есть. А уроки своеобразные: домашние задания, индивидуальные и групповые, нацелены не на закрепление пройденного, а на освоение нового с опорой на текст. Это способствовало диалогу на уроке.
Доброго вечера.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Туманность Андромеды для отечественной фантастики событие знаковое. Роман Ефремова был книгой-прорывом. Такого в современной Ефремову литературе, и не только в фантастической, еще не было. Его герои жили не одним лишь текущим днем, а днями будущими, определяющими судьбу как земного человечества, так и всех мыслящих народов Вселенной. Уровень мысли автора был не менее мощным, чем пространственный масштаб замысла. Великое Кольцо вселенское братство цивилизаций. Идея связи разумных обитателей космоса, обмен знаниями без какого-либо завистливого соперничества, концепция научного гуманизма, которую создатель Туманности Андромеды проповедовал и в своих сочинениях, и в реальной жизни. Книга вышла беспримерным даже для того времени (конец 1950-х годов) тиражом несколько миллионов экземпляров. Г. М. Можаев, Литературные даты. Жду. Надеюсь все будет хорошо. Литературные даты апреля: 1 апреля 95 лет со дня рождения Валентина БЕРЕСТОВА (1928-1998), поэта, писателя, переводчика, литературоведа. 1 апреля родился Николай Васильевич ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яно́вский) (1809-1852) русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист. 6 апреля родился Александр Иванович ГЕРЦЕН (псевдоним Искандер) (18121870) - русский писатель, публицист, философ. 10 апреля родилась Белла (Изабелла) Ахатовна АХМАДУЛИНА (19372010) - советская и российская поэтесса, писательница, переводчица. 10 апреля родился Всеволод Александрович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1895-1977) - русский поэт. 12 апреля 200 лет назад родился Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823-1886), драматург. 14 апреля родился Денис Иванович ФОНВИЗИН (1744-1792) русский писатель, драматург, публицист, переводчик. 19 апреля родился Вениамин Александрович КАВЕРИН (настоящая фамилия Зильбер ) (19021989) русский советский писатель. 22 апреля родился Иван Антонович ЕФРЕМОВ (1907-1972) русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог.
Моя милая, Мариночка! От всей души поздравляю тебя с днём рождения! Всех благ и здоровья!
Есть книга `Пять экспонатов из музея уголовного розыска`. Любопытно почитать про Кулибина.
Check
Спасибо!
Добрый день!Почему-то не могу скачать минус этой песни





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/