Активные методы обучения – это система
методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической
деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на
практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения,
интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании
знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в
процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Для каждого
этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать
конкретные задачи этапа.
Приведу примеры некоторых из них.
Эта
смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более
серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Н.А. Н
екрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Задачи:
-
развивать
речь, критическое мышление,
-
формировать
умение анализировать прочитанное,
-
формировать
понятие характеристика литературного
героя,
-
содействовать
формированию бережного отношения к природе.
АМО
(начало урока)
«Поздоровайся локтями»
Цель –
Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Встаньте в
круг. Рассчитаемся на
первый-второй-третий.
§
Каждый «номер первый» складывает руки за головой
так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
§
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра
так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
§
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет
ладони на колени и выставляет локти в стороны.
§
На выполнение задания дается только пять минут.
За это время нужно поздороваться с как можно большим числом одноклассников,
просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
§
Через пять минут соберёмся в три группы так,
чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После
этого поприветствуем друг друга внутри своей группы.
Тема:
Б. А. Емельянов
Цели:
-познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
-развивать познавательные способности детей: речь, память,
критическое мышление.
-закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
АМО
(изучение нового материала)
Ассоциации к слову Васька
-
Какие ассоциации
возникают, когда слышите слово
Васька
?
Васька
Человек
заботливый
кот друг
хозяин
-
Что знаете о котах?
*****
АМО
(изучение нового материала)
Предсказание
- Давайте попробуем предсказать развитие
событий.
-Что могло произойти?
-Каковы ваши версии?
-Вам интересно узнать, что же было на самом деле?
Чтение текста до конца.
*****
АМО
(изучение нового материала или закрепление)
«Синквейн»
или 5-стишье к слову
Васька
Первая
строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая
строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья
строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая
строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который
повторяет суть темы.
1.Васька
2.
Проворный, непослушный.
3.
Ловил
,
таскал, п
рятал
.
4.Васька не умел себя вести во время
отсутствия хозяина.
5.Шалун.
Тема:
Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»
Цели:
-
знать автобиографическую справку о Д. Мамине –
Сибиряке,
содержание данного произведения
-
уметь
давать характеристику главному герою,
определять главную
мысль, озаглавливать части, воспитывать чувство любви к родной
природе,
любовь к окружающему миру.
АМО
(изучение нового материала)
Кластер.
Кластер
– метод развития вариантности
мышления, способности устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой
темы.
МЕДВЕДЬ
зверь хищник тайга
берлога мед малина
*****
Тема: Таблица
умножения и деления. Закрепление.
Цель: -
закреплять
знания учащихся таблицы умножения и
деления;
-
р
азвивать умения
анализировать и сравнивать, обосновывать
-развивать
вычислительные навыки, познавательный интерес,
внимание, инициативу, творчество,
самостоятельность;
-
воспитывать трудолюбие,
дисциплинированность.
АМО
(закрепление материала)
Сменные
пары
–
метод, при котором происходит обсуждение
вопроса. Учащиеся стоят парами, учитель произносит какое-либо
утверждение/положение, которое обсуждается в парах в течение определенного
отрезка времени. По хлопку учителя внутренний круг переходит в другую пару по
часовой стрелке (или наоборот). В другой паре также обсуждается
утверждение/положение. В заключение выслушиваются мнения согласившихся и не
согласившихся учащихся.
Тэги:
активные методы обучения,
игровые методики,
мозговой штурм,
синквейн,
кластер,
сменные пары,
Вяткина Т.В.