СОВОБР. Как все начиналось... - Игорь Вячеславович Прежний
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Вячеславович Прежний


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Вячеславович Прежний / Блог / СОВОБР. Как все начиналось...


ЗАПИСЬ #114

КОММЕНТАРИИ (12)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


13 февраля 2020, 16:18, автор - хозяин блога
Игорь Вячеславович Прежний

СОВОБР. Как все начиналось...

Начну, пожалуй, с того, с чего закончил в предыдущем посте.


proshkolu.ru/user/iasvarog/blog/581868/


К сожалению, но графу Игнатьеву не все удалось сделать так, как он задумывал. На то были сразу 2 причины. Во-первых, реформа, которую он замыслил, и которая была так хорошо принята в интеллектуальных кругах общества, не была воплощена в жизнь в полном объеме. Точнее, была воплощена частично много позднее, значительно много.


Первой  причиной  стала банальная критика, банальная и даже глупая, безосновательная. Содержание реформы, что предложил Игнатьев, было подвержено жесткой критике весьма консервативных  сил.  И этот голос был столь сильным, что несмотря на все достижения и предпринятые уже шаги, реформа не была поддержана правительством.


Вот, хотя бы один из многих подобных документов-кляуз того времени, пишет некий Дудниченrо Иван Иванович (весьма активный господин, мещанин право-монархического толка):


dlib.rsl.ru/viewer/01004210103#?page=1


Эту кляузу он вначале опубликовал в газете "Волга", а затем и не поленился направить копию и повыше, сопроводив прошением о выдаче денюжки, ибо на службе он, дескать, получает гроши, из которых многое расходует " на защиту родины от натиска темных сил", лишая многочисленную семью самого необходимого. Кстати, сохранились мемуары графа, отражающие очень даже хорошо его деятельность и планы по реформированию образования. Они хранятся в Бахметевском архиве.


К сожалению, всей рукописи  не видел опубликованной, по-моему ее просто еще и публиковали, но отдельные выдержки встречал и они очень даже интересны и показательны.


Второй причиной, по которой реформа так и не была проведена в полном объеме, стола Октябрьская Революция.


И с этого момента начинается новая сказка.


И это история о том,  какой стала школа нового типа. Хотя, если быть точным - школы, т.к. школа советского периода уж слишком умозрительное понятие. Почему спросите? Да, потому, что школа приняла и явилась отражением всех периодов становления СССР. И эти школы все разные - школа гражданской войны, школа НЭПа, школа Сталина, последующие школы и, наконец, школа накануне краха "империи советов". Но, постараемся обо всем по порядку. 25 октября 1917-го большевики берут власть в свои руки.


Луначарский, который становится наркомом просвещения, начинает с воззвания: мы вам обещаем бесплатное образование, мы всех детей будем учить на родных языках. И все бы замечательно, да,  только в стране начинается гражданская война, но и это не единственная причина. Почему? Все очень просто. Обещать-то можно, можно все, что угодно. Но как реализовывать-то свои обещания? Денег, сами понимаете, на эту реализацию нет. То, что экспроприировали не могло дать необходимых средств.   Плюс к этому полнейший саботаж. Все служащие министерства народного просвещения ушли, остались только сторожа, которые стояли при входе.


А в декабре началась всероссийская учительская забастовка. И продолжалась она до лета 1918-го. О чем это говорит? Да, ни о чем, просто учителя того времени не поддержали Революцию. Они  умоляли большевиков не трогать школу. Сложившееся в последнее время в школе  профессионально всех устраивало.

Но их  не послушали, тогда вообще надо сказать, к голосу разума прислушивались мало, идеи будоражили сознание,  придавая значимость любым начинаниям статус великих свершений в собственных глазах.


Была приняла декларация единой трудовой школы. Учебный план отменяется, программ нет. Учителей выбирают ученики и родители. Публика, сами понимаете, была довольно разношерстная,  не самого лучшего образования, зачастую.  Ввели лабораторно-бригадный метод обучения. Кто не знает, поясню. Это, значит, учителя нет, урока нет. Детишки сами осмысливают какой-то сюжет или материал. И потом выдвигается один, который идет сдавать зачет за всю честную компанию.


Понятное дело, что педагоги просто разбежались, большинство уехало в эмиграцию.  Те, что остались, немногие,  постоянно проверялись, подозревались во все возможных враждебных замыслах.


Очень точно, как мне кажется, описана эта ситуация в "Собачьем сердце", похожее касалось практически всех областей, науки, культуры, образования, медицины. Время такое было.  Каждый видел врага в другом, особенно в том, кто некогда был уважаем и часто являлся классовым противником. История эта практически не выдумана, прототип реально существовал. Это великий физиолог Павлов, который не уехал из страны, хотя его приглашали многие и многие, обещая все возможные условия для работы, немыслимые оклады, полнейшую поддержку со стороны государства и научного мира. Но он не уехал. Достойно! Достойный поступок, который, впрочем, большевики оценили, не в тех объемах конечно, что предлагали на западе, но все же он мог жить и  работать на благо своей Родины. Для кого-то это важнее собственных личных интересов.  Но все же, второй по численности после военных стала эмиграция именно учителей.


Говорят, что Луначарский ввел художественное образование. Это не совсем так, во всех школах ввели тогда танцы, сохранились свидетельства, где родители возмущаются - уроков нет, но зато дети танцуют.  Однако, Луначарский не был уж столь рулевым, как может показаться.  Он в то время находился в Питере. А в Москве, куда переехало правительство, заправляли наркоматом просвещения Михаил Николаевич Покровский и Надежда Константиновна Крупская. И вот эти двое  были сторонниками радикального слома школы. Крупская читала очень много хорошей педагогической литературы, судя по всему.  Но она не была педагогом. Она была идеологом и действовала соответствующе. Думаю, что она прекрасно понимала, чего власть хотела бы получить от школы, но не знала, как этого добиться, какими средствами и методами.


Надо сказать, что Ленин Крупскую очень ругал.  Особенно, когда осознал одну из ошибок. Ленин первоначально полагал ,что дело подготовки своих кадров не займёт много времени. Но уже в тексте подготовленной им речи для 5 сессии ВЦИК 9 созыва, Ленин говорит о многих годах времени нужных для учебы и большом количестве тяжелого труда, которые будут нужны для подготовки своих управленческих и научно-технических кадров из рядов пролетариата. С Крупской они жестко сцепились по поводу того, что происходит в школе.


1920-е годы в плане образования характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений.  Дров наломали тут во множестве. Это и дискредитация старой науки как классовой буржуазной науки.  Это и попытки упразднить преподавание "буржуазных" наук. Под раздачу тогда попали юриспруденция, филология, история права и лингвистика, музыкальное образование, история и прочие дисциплины.


В вузах ситуация была ничуть не лучше, чем в школе, если не хуже. Весьма вредным для подготовки кадров было решение об открытии вузов для всех желающих в 1918 году. Это немедленно привело к тому, что под этим предлогом из ВУЗов начали изгоняться учащиеся из "имущих классов". Их просто вытесняли. Но 99%, тех кто пришел в вузы тогда из числа рабочих и крестьян не могли там успешно учиться. Им просто не хватало подготовки для учебы в высших учебных заведениях . Появились неграмотные студенты и даже студенты не только неграмотные , но и незнающие толком русского языка.


Не то беда , что возможность появилась получить высшее образование и его получили все желающие, а то что вузы в 20х и первой половине 30х годов захлестнул неготовый к обучению контингент. Как результат, малограмотные студенты, некоторые даже вовсе не знающие русского языка. На выходе, понимаете, что тоже не спецы образовывались.


Вот хрестоматийный пример из воспоминаний адмирала Макарова:

"А. Н. Крылов был выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам.
Так началась преподавательская деятельность Крылова в Военно-Морской академии:
- Кто из вас знает математику? - спросил ученый. Аудитория молчала.
- Кто из вас окончил высшее учебное заведение? Опять молчание.
- Кто из вас имеет среднее образование? И снова тишина.
- Первый раз в жизни, - сказал Алексей Николаевич, - буду читать лекцию по теории корабля лицам, не знающим математики. Подумаю, как это можно сделать. Приходите в следующий раз.
Крылов излагал сложные вещи простыми словами. "


Вот так Крылов из безграмотных и не знающих математики делал корабельных инженеров. Комментарии излишни.

Однако, руководство тоже это прекрасно понимало, поэтому , в  целях ускорения подготовки кадров руководителей из рабочих и крестьян были организованы так называемые красные университеты ( Свердловский, Зиновьевский, Университет народов Востока и проч. ) Вообще надо отметить, что темпы были очень и очень солидными, ошибкой явилось лишь то, что пытались взяться за дело с наскока, не учитывая опыт предыдущих поколений.


Решить проблему призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. в Москве. И конечно же, по своему, в духе времени. Как бы там ни было, тем не менее, качество преподавания упало. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20 годов прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).


Бухарин в речи на 6 съезде РКСМ 15 июля 1924 года:
" В высших учебных заведениях наши комсомольцы часто назначают профессоров , вычищают студентов , а посмотришь на успеваемость - 80 процентов неуспевающих .
Самодеятельности много , а действительных знаний не на грош ".


Тут надо сказать , что в 20х годах были весьма мягкими требования к успеваемости и вдобавок резко упрощены учебные программы и на деле бухаринские 80 % неуспевающих были не меньше 95%. Например, в МВТУ сопромат в 20х годах перевели в необязательный, факультативный предмет.

В вузах это как раз очень хорошо прослеживается. Однако, надо пояснить, ситуация в школе и в вузе несколько отличалась,  в силу указанных причин. Если в школе шли попытки поиска новых методик и так или иначе, шли поступательным путем, то в вузах как раз наоборот, тенденция в сторону упрощения. Получилась такая ситуация , вместе с выпускниками средних школ в вузы поступали и рабочие, и выходцы из крестьян, и партийные, и комсомольские активисты. Рабочие и выходцы из крестьян, как правило и в лучшем случае, оканчивали только начальную школу или подобные начальные учебные заведения.  Затем они где-то работали, а потом учились 2 года в рабфаке - это тоже придумка того времени, (впрочем хоть так), создание в 1919  г. рабочие факультеты при производстве.  Из рабфака они без всякого разбора и отбора,  они кучей попадали в вузы.

Два года рабфака не могли давать удовлетворительного образования и, это понятно и очевидно. Это было в лучшем случае улучшенное начальное образование, но оно в принципе не могло давать достаточной подготовки для обучения в вузах. В результате ввузах обучались студенты с разностью в возрастепорой  в 10-15 лет и самым разным уровнем подготовки. Причем выходцы из рабфаков были подготовлены несоизмеримо слабее, чем вчерашние школьники, несмотря на все эксперименты в школе с образованием.


Для того что-бы довести до выпускных экзаменов бывших рабфаковцев, приходилось примитивизировать учебную программу и вообще не требовать от студентов того, что они в нормальной ситуации были-бы обязаны знать.     Особенно пострадали от примитивизации образования и учебных программ естественные науки, высшее техническое образование и во многом медицина. Планы радикальной реконструкции страны требовали резкого, небывалого увеличения числа  кадров, а по другому достигнуть этого было  просто нельзя, это надо понимать. Сеть вузов, конечно  же, увеличилась, но это, увы,  вовсе не вело к появлению достаточного числа квалифицированных специалистов.  Качество образования в этот период молодого государства было очень низкое.  Но было!  Это заслуга Советов. Пережить страшную братоубийственную войну и начать, пусть  даже   методом проб и ошибок,  строительство нового образования, это все большая заслуга и достойное всяческих похвал дело.


Кому-то покажется, что я ругаю советское образование, что пытаюсь набросать камней в их огород, но это не так.   Это реалии того времени только  и всего. Неприятные, но реалии. Конечно были и определенного рода достижения и в эти годы, о них не стоит забывать, как то, ликвидация безграмотности, темпы роста по настоящему всеобщего начального образования, несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество "Долой неграмотность!". Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент и это, учтите, когда высокообразованное население или эмигрировало, или просто погибло в гражданской войне.


Потом Ленин умер, хоть и остался живее всех  живых.

_____________________________________________________________________________________________

На этом, история не заканчивается, хотя черная полоса для образования на этом этапе вначале сереет, а потом и вовсе практически заканчивается,   но об этом позже.



Тэги: образование в России, ВЧЕРА



ОБСУЖДЕНИЕ


Инна Викторовна Полякова2020-02-13 20:16:47 - Инна Викторовна Полякова
Лабораторно-бригадный метод обучения (дальтон-план) - это почти системно-деятельностный подход с групповой формой организации деятельности по ФГОС.))

Прекрасное представление о школе первых послереволюционных лет даёт книга `Республика ШКИД` Белых и Пантелеева.
Нина Николаевна Гончарова2020-02-13 20:59:38 - Нина Николаевна Гончарова
А ведь не нужно было рушить до основанья,
отсюда и все последующие проблемы.
Нина Ивановна Филатова2020-02-13 21:07:19 - Нина Ивановна Филатова
Согласна с Вами, Нина Николаевна.
Дмитрий Борисович Зубченко2020-02-14 01:26:49 - Дмитрий Борисович Зубченко
Все новое - хорошо забытое старое...
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-14 06:46:53 - Игорь Вячеславович Прежний
Не упомянул я еще одну несомненную заслугу школы
того времени - как раз о том и ведает нам
`Республика ШКИД` - сумели привлечь большую часть
беспризорников, а таких тогда было, сами понимаете,
очень много.

Словом, вывод такой - образование первых 10-15 лет
было направлено на решение насущных проблем, ни о
каком качестве речь не шла вовсе.

Александр Геннадьевич Покаевский2020-02-14 07:59:01 - Александр Геннадьевич Покаевский
Я почему-то думаю, что образование, начиная
с 90-х прошлого века выполняет, в основном,
ту же самую задачу, что и первые послереволюционные годы, с той лишь разницей, что беспризорники
имеют живых родителей. Качество вторично.
Владимир Николаевич Моисеев2020-02-14 10:24:05 - Владимир Николаевич Моисеев
`Это реалии того времени только и всего. Неприятные, но реалии.`

Если учесть, что эти самые реалии в различных Инет-источниках
весьма противоречивы, то становится ясно, что всё это не совсем
реалии, а досужие домыслы на фоне фактов, которые можно толковать
двояко. Потому всё это можно проглотить как есть, а можно и
пропустить через сито своего личного понимания, ведь источники
наших познаний далеко не идентичны, а что там было, на заре
эпохи Советов, лично мы помнить не можем, нас просто тогда не было
А потому все эти исторические посты со ссылками на источники,
пустое! Даже если автор сам Луначарский или Макаренко, то это
только их личное понимание фактов, и не более того. А уж пример
`Собачье сердце` и `Республика ШКИД` совсем не по делу - это
авторские худ.произведения, отражающие авторский вымысел.
Кстати, увидел здесь упоминание о ЛИКБЕЗе. Дополню чуть:

Ко времени установления Советской власти в России неграмотным
оставалось большинство населения (около 70%). 26 декабря 1919
года был принят декрет Совнаркома О ликвидации безграмотности
в РСФСР. Граждане в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие
читать или писать, были обязаны учиться грамоте. Обучение
могло по желанию осуществляться на русском или другом (как правило
родном) языке. Организация обучения возлагалась на Наркомат
просвещения (НКПС), который мог привлекать для этого кадры
педагогов на основании трудовой повинности, а также принуждать
к обучению неграмотных. В 1920 году была создана Всероссийская
чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез).
Ею были созданы курсы учителей для ликвидации безграмотности.
В 1922 году был проведен I Всероссийский съезд по ликвидации
неграмотности. Была создана сеть ликпунктов, где ликбез должен
был осуществляться за 3-7 месяцев при 6-8 часов обучения
еженедельно без отрыва от производства (с сохранением заработной
платы). Ликпункты создавались в населенных пунктах с числом
неграмотных свыше 15. 14 агуста 1923 года декрет Совнаркома
РСФСР О ликвидации безграмотности дополнил декрет 1919 года,
установив конкретное число учреждений ликбеза.: 574 ликвидационных
пункта и 498 школ для малограмотных. В 1923 году было создано
Всероссийское добровольное общество Долой неграмотность. Ликбез
проводился во всех советских республиках и затем в целом в СССР.
Наряду с чтением, письмом и счетом преподавался курс политграмоты.
К 1927 году было обучено грамоте около 10 млн взрослых, в том
числе в РСФСР 5,5 млн. Но если в городе в 1926 году грамотными
были более 80% жителей, до в деревне - более 50%. Более низким
был уровень грамотности женщин (в городе мужчины 88,6%, женщины
73,9%, в деревне соответственно 67,3% и 35,4%). В 1928 году
к делу ликвидации безграмотности был привлечен комсомол,
который обеспечил участие в кампании миллиона культ-армейцев
(ими были не только комсомольцы, но и профессиональные педагоги),
которые обучали 10 млн. человек. В ходе культурной революции
в 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное обучение.
Теперь ликбезом и ликвидацией малограмотности занимались
обычные, а не чрезвычайные государственные органы и комсомол.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1939 году
среди граждан в возрасте от 9 до 50 лет оставалось менее 10%
неграмотных.
w.histrf.ru/articles/article/show/likvidatsiia_biezgramotnosti_likbiez
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-14 10:26:26 - Игорь Вячеславович Прежний
))) Доберемся и до них, Александр Геннадьевич.
Скажу только ощущения разные у нас с вами, но
аллегорически похожесть имеется...

Владимир Николаевич, а что вы нового-то сказали,
спасибо конечно за факты, это все так. Но ликбез
он и есть ликбез. Можно хоть по губерниям приводить
даты и факты создания комиссий, указов, принятых
мер, но смысл от этого не меняется. Ликбез был, а
образования НЕТ. По крайней мере, до 1924 - 1929 гг..
Владимир Николаевич Моисеев2020-02-14 10:52:21 - Владимир Николаевич Моисеев
`а что вы нового-то сказали`

Я выложил новые свои мысли по поводу вашего поста, не более того!
А остальное - это не моё, и на этот материал я оставил ссылку.
В отличии от....
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-14 10:54:37 - Игорь Вячеславович Прежний
Уже хорошо, что задумались над этим. ))) Проверяйте,
перепроверяйте, опровергайте даже, если хотите. )))

Про вымысел, вы и правы, и в то же время, нет.
Это действительно худ. произведения, но у них
имеются реальные прототипы. Это всего лишь хороший
пример духа времени. Я же не ставил себе задачу
научный труд написать, вовсе нет. Этим пусть
историки занимаются. )))
Владимир Николаевич Моисеев2020-02-14 11:01:39 - Владимир Николаевич Моисеев
Конечно, может я и зануда, но не до такой же степени...?
Или вы меня с собой сравниваете? Ну всё..., ариведерчи!
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-14 23:36:00 - Игорь Вячеславович Прежний
До новых встреч. )))

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



В эти дни, когда Александр Александрович работал над ее портретом Анна Андреевна написала свои знаменитые строки: И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова. Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то... Горячий шелест лета Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом. 1939 год. В этот период Анна Ахматова писала совсем мало, больше переводила, занималась исследованием творчества Пушкина. Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере.
Не там ищите, идите в Одноклассники, найдите свою школу и с годом как-то определитесь.
Огромное спасибо!
Спасибо большое за информацию!!
Г. М. Можаев - ну кто же вам виноват, что вы не дочитали пост до конца? Светлана Сергеевна, вот и я тоже так, считаю это мелочью, и ничему уже не удивляюсь. Но почему-то кажется мне, что есть во всех наших неурядицах какая-то закономерность, что унижают народ не зря, а целенаправленно выясняют установку общества на непротивление злу, насилию. И момент самый подходящий - народ запуган коронавирусом и не сможет сплотиться и встать на защиту своих интересов. Николай Прокофьевич, Александр Геннадьевич - с вами трудно не согласиться, я полностью разделяю вашу позицию по всем пунктам. Константин Борисович - а что нам ещё остаётся в сложившихся условиях, не всем же ложится в гроб и помирать. Хоть оптимистов сегодня поубавилось, но они есть и за ними будущее.
Спасибо





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/