Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного
возраста
Интегрированное занятие
«Масленица»
Тема: «Масленица»
Цель:
познакомить с русским народным
праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой.
Задачи:
Образовательные задачи
:
·
Дать детям знания о русском народном
празднике Масленица.
·
Знакомить детей с историей возникновения и
традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое
значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.
·
Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи:
·
Развивать познавательный интерес к
традициям своего народа.
·
Развивать внимание, память, связную речь,
обогащать словарный запас речи.
Воспитательные:
-
Прививать любовь и интерес к
традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры;
-
Всесторонне развивать личность
ребенка, формировать его духовный мир.
Методы обучения:
• Словесные (рассказ, беседа)
• Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийная презентация)
Приёмы:
вопросы и ответы, беседа
Предварительная работа:
-
Чтение и заучивание стихов
-
Чтение и рассматривание книг
Материалы и оборудование:
ноутбук, проектор, экран
Фонограммы:
Песня «Ой, блины, блины,
блины… »
Песня «Масленица подойдет
на санках»
Песня «Масленка на
Масленицу»
запись звона колоколов
Ход занятия
Выходят два воспитателя
переодетые в скоморохов. Звучит фонограмма
песни
«Ой, блины, блины, блины…
»
Первый скоморох:
– Как на масленой
неделе
Из трубы блины летели!
Ой, блины мои, блины,
Вы блиночки мои!
Второй
Скоморох
: Здравствуйте,
ребята! Вы нас узнали? Мы скоморохи-потешники, веселые насмешники! У нас бубны,
у нас дудки, загадки и прибаутки! У нас песни, пляски, игры и сказки!
Первый скоморох:
Маслена неделя
К нам прилетела,
На пенечек села
И блиночек съела!
Что, догадались, какая
сейчас неделя идет? Масленая! Масленица! Значит, зиме конец!
Второй Скоморох
: Надо зиму провожать, надо песню
запевать,
А вы не зевайте, дружно подпевайте!
Поют песню
«Масленица подойдет на санках»
Первый скоморох:
Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы
в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки,
гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые
лучшие праздничные одежды (
показывает иллюстрации), по-особенному
готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили,
повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов.
(Звучит запись звона колоколов).
Второй Скоморох
:
Исконно
русский праздник -
Масленица. Масленица - это озорное, разгульное и
веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча
долгожданной весны, солнца и тепла. В разных городах и селах называлась она
по-разному: честная, широкая, веселая, семикова племянница, объедуха. Но чаще
встречалось, конечно же, название масленица или сырная неделя. Это название
возникло потому, что на этой неделе можно кушать молочные продукты и масло. Что
вкусненького можно приготовить из молока, масла и муки?
(ответы детей)
Второй Скоморох
:
Конечно, блины!!! Вот и пекут блины масленые.
Первый
скоморох
:
Веселый и разгульный, праздник длится целую
неделю: в эти дни проводятся ярмарки, уличные игры, выступления ряженых,
пляски, песни.
А теперь давайте поиграем.
Игра-развлечение
«Ручеек»
Второй Скоморох
:
Понедельник – встреча Масленицы, вторник – заигрыш, среда – лакомка,
четверг – разгуляй! Весь день веселись и домой не торопись! На базаре в этот
день чего только не увидишь: и блины, и квас, и мед, и конфеты да орехи –
ребячьи утехи. Тут и карусели, и горы, и тройки русские, и, конечно, скоморохи!
Масленица-кривошейка,
Ты одета хорошенько!
Платок беленький,
Новомодненький!
Коса длинная,
Триаршинная!
Первый скоморох
:
Звучит
песня
«Масленка на Масленицу»
У-у-ух! (
Приплясывает
с небольшим чучелом Масленицы из соломы.)
Второй Скоморох
:
Давайте поиграем.
Игра «Гори,
гори ясно! ». Дети стоят в кругу. Ребенок с бубном в руках - за кругом. Дети
идут по кругу и произносят слова, одновременно покачивая руками вперёд-назад.
Ребёнок с бубном подскоками движется по кругу, ритмично ударяя в бубен.
Гори, гори ясно, чтобы не
погасло.
Раз, два, три - беги! На
последнее слово ребёнок с бубном останавливается и протягивает бубен между
двумя ближайшими детьми. Они бегут в разные стороны по кругу, первый, кто
ударит в бубен, становится водящим.
Второй Скоморох
:
А теперь пройдем на свои места и поговорим, о чем вы сегодня
узнали
-
О каком
празднике мы сегодня с вами говорили?
-Почему праздник назывался масленицей?
-
Что является главным блюдом?
-Сколько дней длится праздник?
Первый скоморох:
Ребята, вы мне сегодня очень понравились, вы
были такие активные. И в благодарность я хочу вас угостить блинами.
Тэги:
занятие