Пятый класс. Урок природоведения. Ребята
только что написали десятиминутную проверочную работу. Лица всё ещё
сосредоточенные, а у некоторых даже со следами произведённых титанических
усилий.
- А хотите анекдот? - звучит вдруг
неожиданно от учителя.
Хотят ли? Конечно! Некоторые уже
улыбаются, а ведь анекдота ещё и не было.
- Ну, слушайте: “Папа, а почему весной
листья на деревьях появляются, а осенью опадают?” – спросил отца
сын-первоклассник. “А кто ж его знает, сынок?” - последовал ответ. “Папа, а
почему зимой становится холодно, а летом тепло?” - снова спрашивает мальчик.
“Да я даже и не знаю, как это тебе объяснить…” - недоумевает отец. “Папа, а
откуда радуга берётся?” – никак не успокоится сын. “Отстань от отца, – строго
говорит мать, - дай ему отдохнуть после работы!” “Ничего, пусть спрашивает. Кто
же ещё ему объяснит, как всё в этом мире устроено?” – слышно снисходительное
папино.
Ура! Поняли! Смеются!
- Поднимите, пожалуйста, руку те из вас,
кто хотел бы в будущем быть похожим на этого папу. Как?! Неужели никто не
хочет? – учитель и сам смеётся. – Так это же замечательно, что никто! Вы ведь
для того здесь, на уроке природоведения, и собрались, чтобы в будущем уметь
ответить на подобные вопросы ваших детей. Скажу сразу, что всё, о чём спрашивал
этот мальчик своего отца, было явлением природы. Кстати, сегодняшний урок
именно им, явлениям природы, и посвящён!
Учитель на доске, а ребята в тетради
записывают название урока. Потом ученики
сами (те, кто учил пятиклассников, понимают, что означает это гордое «сами»)
определяют, на какие вопросы, связанные с явлениями природы, сегодня хотели бы
получить ответ. Останавливаются на двух главных: во-первых, что такое явление
природы и, во-вторых, на какие группы явления природы разделяются.
Разобраться с первым вопросом оказывается
очень просто! Абсолютно все события, происходящие в природе, можно смело
назвать природными явлениями. Легко сформулировали определение и записали его в
словарик в конце рабочей тетради.
Совсем другое дело – второй вопрос.
Поработать пришлось, и немало! Сначала заслушали трёх докладчиков, которые
дома, готовясь к сегодняшнему уроку, искали ответы каждый на свой вопрос. Вот
где пригодились их интернет-навыки! Первый узнал, что такое физика, второй -
биология, а третий - химия. Учитель заявил, что двигаться дальше без этой
информации – всё равно, что искать растение под названием
Antimorfia
nebivalius
(«Вам известно это растение? Вам было бы понятно, что нужно искать? То-то и
оно!»).
Что же ребята узнали от своих
одноклассников? Оказывается, слово «физика» в переводе с греческого означает
«природа». Стало быть, физики изучают всё, что с природой связано, узнают её
законы. Прямо природоведы! Происхождение слова «химия» столь же загадочно, как
и сама эта наука. То ли ведёт оно начало от греческого слова «влага», то ли от
греческого же - «смешивание», то ли от арабского - «чёрный». А возможно, что и
от первого, и от второго, и от третьего. Так и представишь себе чернокнижника,
смешивающего разные влаги, то есть жидкости. Чем не прообраз химика? Изучает
химия вещества, из которых состоят тела, а также превращения этих веществ друг
в друга. Превращения! Ух, скорее бы уже начать их изучать! Биология – наука о
жизни. Название этой науки происходит от греческих слов «жизнь» и «знание». Как
возникла жизнь? Существует ли она только на Земле или есть ещё где-нибудь?
Спокойно, ребята. Всему своё время. Наступит время ответов и на эти вопросы.
- Теперь вы достаточно вооружены знаниями
для того, чтобы справиться с одной несложной задачей, - говорит учитель.
Тут на партах появляются листочки, на них
- схема. Вверху слова: «Природные явления», от них ведут три стрелки вниз. Над
первой стрелкой написано: «Новые вещества не образуются», над второй - «Новые
вещества образуются», а над третьей – «Происходят в организмах». Самое главное,
названия групп явлений природы, расположено под каждой стрелкой. Но вот досада
– все три названия размазаны, прочитать можно только окончания этих слов:
«-ие».
- Вам всего-то нужно переписать эту схему
в свои тетради и запомнить названия и отличия каждой группы явлений природы.
- А тут названия групп не прочитать,
размазано, - робко доносится с первой парты.
- А-а-а, - учитель разглядывает
предъявленное доказательство невозможности самостоятельной работы, - это
принтер вчера у меня закапризничал. Извините.
- Так что же нам делать? – в голосе
надежда на то, что сейчас будет получен готовый ответ.
- Работать, работать, - учитель хитро
улыбается.
- Я понял! Вы это специально! –
бывают же догадливые дети!
- Только никому не говори! – раздаётся
всем слышный громкий шёпот учителя.
Потом учителю довелось наблюдать несколько
вспышек-озарений на лицах тех, кто догадался. Чуть позже - множество
нетерпеливых рук, красноречивее лиц своих хозяев просящих: «Спросите меня! Я
знаю!»
Работа проверена. Молодцы! Почти все
справились!
- Итак, ребята, теперь мы знаем, что любое
происходящее в природе событие – это явление природы. А ещё, что любое
природное явление может быть отнесено к одной из групп: физических, химических
или биологических явлений, - подытоживает учитель.
В этот момент открывается дверь. В проёме
появляется проспавший первый урок пятиклассник.
- А вот и явление… природы! –
звонко кричит кто-то из ребят. - Интересно, к
какой группе оно относится?
|