Анализ занятия - Ирина Станиславовна Гобрик
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ирина Станиславовна Гобрик


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ирина Станиславовна Гобрик / Блог / Анализ занятия


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


11 мая 2021, 09:53, автор - хозяйка блога
Ирина Станиславовна Гобрик

Анализ занятия

Анализ занятия в системе дополнительного образования

 

Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентировано, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Проводится преподавателем с учетом возрастных особенностей учащихся, целей и задач образовательной программы, специфики объединения по интересам и других факторов.

Занятие должно отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:

•          четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, воспитательные);

•          сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;

•          обучение с учетом уровня подготовленности учащихся, подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии;

•          соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровье сберегающих технологий.

На первоначальном этапе занятия преподавателю важно создать благоприятный морально-психологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — проанализировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.

Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение материала на всех этапах, продуктивное использование применяемого наглядного материала.

Занятие в системе дополнительного образования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.

Анализ учебного занятия – это важная составляющая самостоятельной аналитиче­ ской деятельности преподавателя, а так же процедура совместной деятельности эксперта и преподавателя в условиях административного контроля, аттестации. Подобная деятельность направ­лена на изучение и оценку результатов заня­тия, поиск причин его успехов и недостатков, выработку рекомендаций по совершенство­ванию работы данного педагога.

Можно выделить три типа анализа учебного занятия:

•          комплексный (полный) — предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учебного занятия; содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного;

•          аспектный — отличается более глубоким рассмотрением одной стороны учебного занятия, такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным;

•          краткий — проводится для общей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и др.).

Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Преподаватель имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:

•          тему занятия и план ее изложения;

•          цели и задачи занятия;

•          задания, карточки, вопросы и т.п.;

•          задания для самостоятельной работы, закрепления знаний и умений.

Как известно, изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

•          изучение нового материала;

•          применение знаний на практике, формирование практических умений.

В соответствии с этим по главной дидактической цели различаются следующие типы учебных занятий:

•          изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и др.);

•          закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и др.);

•          самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, дискуссии, аукционы, представления и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия:

1. Общие сведения о занятии.

Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указывается место и время проведения занятия.

2. Цель посещения занятия.

К данным целям можно отнести следующие:

•          изучение методики проведения определенного занятия;

•          изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;

•          оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;

•          ознакомление с методикой ведения занятия и оказания помощи молодому или неопытному педагогу;

•          мониторинг деятельности преподавателей дополнительного образования;

•          выяснение эффективности форм работы преподавателя (семинар, игра, конкурс, выставка и т.д.);

•          выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;

•          определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;

•          выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;

•          изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;

•          ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;

•          проверка соблюдения педагогом норм поведения на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т.д.);

•          выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.

3. Цель занятия.

Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Чёткая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.

Цель занятия должна быть достижимой, чётко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.

4. Тема занятия.

Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.

5. Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.

Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инструментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия наглядные пособия и средства обучения (электронные, научные и др.).

6. Соблюдение структуры занятия.

Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и задач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполнение практических и творческих заданий, рефлексия, заключительная часть занятия.

7. Формы обучения.

Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

При анализе занятия следует отметить эффективность применяемых форм обучения с позиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникативные качества.

8. Методы обучения.

Отмечаются используемые на занятии методы обучения: метод словесного обучения, метод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.

При анализе занятия следует отметить целесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.

9. Система работы педагога.

Характеризуется с точки зрения умения владеть группой, организовывать ее для работы, вызывать интерес у учащихся к теме занятия. Следует отметить, рационально ли использовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического руководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педагога на учащихся.

10. Система работы учащихся.

Анализируется активность и работоспособность группы учащихся на занятии, отмечается наличие умений творчески применять знания и умения, качество сформированных навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указывается, наблюдались ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованности, проявление коммуникативных качеств.

11. Удачные элементы занятия.

Называются наиболее эффективные для достижения цели приемы, методы, формы, способы деятельности, используемые на занятии.

Характеризуется психологическая атмосфера занятия, роль педагога в создании микроклимата на занятии, коммуникативная активность учащихся.

Отмечается качество выполнения практических и творческих заданий.

Указывается, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культуры и потребности в знаниях.

12. Замечания.

Здесь можно отметить, как педагог поддерживает дисциплину на занятии, как добивается заинтересованности в обучении, охарактеризовать его поведение (бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особенности речи (грамотная, многословная, лаконичная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).

Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходимости, несоответствие темы занятия календарному плану работы объединения и рабочей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства ит. д.

Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сторону использования наглядности.

13. Выводы и предложения.

Выводы зависят от цели посещения. В случае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или нового педагога, выводы должны содержать следующие позиции:

•          общая оценка занятия — уровень проведения (высокий, удовлетворительный, низкий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);

•          достижение цели — усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;

•          методическое совершенство занятия — проведено методически правильно или неправильно, аргументация;

•          воспитательное значение занятия — осуществлялось ли воспитание самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, эстетических взглядов и т. д.;

•          педагогическое мастерство педагога: глубокое знание предмета, умение передавать знания учащимся, влияние на группу.

В случае, когда занятие посещено с конкретной целью, например, выяснение эффективности форм работы педагога или проверка соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материла выводы отражают только результат анализа данного вопроса.

При посещении открытых занятий вывод может быть следующим: занятие проведено на высоком (достаточном, низком) профессиональном и методическом уровне.

В предложениях указывается, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов. Даются рекомендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.

В конце анализа занятия посетивший должен указать свою фамилию, ознакомить со справкой — анализом занятия педагога дополнительного образования, о чем должна свидетельствовать подпись педагога.

В приложении приводится образец формы "Справка — анализ занятия".

 

Справка-анализ занятия

Дата посещения: «__» ____________________ 20 ___ г.

Название объединения по интересам: ______________________________ ___________

Ф.И. О. руководителя объединения по интересам________________________________

Год обучения: _______________________________________________________

Количество учащихся: по факту - _______, по списку ________

Место проведения: __________________________________________________________

Время начала _________ и окончания ________ занятия

Цель посещения занятия: _____________________________________________________

Цель занятия: ______________________________________________________________

Тема занятия: ______________________________________________________________

Наличие:

•          программа объединения по интересам

•          журнал планирования и учёта работы

•          оборудование и материалы в необходимом количестве

•          средства обучения (учебники, видеоуроки)

•          наглядные пособия (таблицы, схемы и др.)

Соблюдение структуры занятия:

•          организационная часть

•          постановка цели и задач занятия

•          актуализация опорных знаний и умений

•          изучение нового материала

•          выполнение практических и творческих заданий

•          рефлексия

•          заключительная часть занятия

Форма обучения:

•          индивидуальная

•          групповая

•          парная

•          коллективная

Используемые методы обучения:

•          метод словесного обучения

•          метод наглядного обучения

•          метод практического обучения

•          метод  игры

•          (другой) _________________________________________________

Система работы педагога:

•          готовность к занятию, владение материалом

•          авторитет педагога

•          создание мотивации обучения в течение всего занятия

•          умение организовать работу учащимся

•          рациональность использования времени

•          учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся

•          умелое использование смены видов деятельности

•          педагогическая культура и такт

•          воспитывающая направленность занятия

Система работы учащихся:

•          заинтересованность

•          дисциплинированность и организованность

•          активность и работоспособность

•          уважительное отношение к педагогу

•          умение творчески применять знания и умения

•          сформированность навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами

•          соблюдение правил техники безопасности и охраны труда

•          коммуникативная активность учащихся

1.         Достигнута ли цель занятия?

Да        нет      частично

2.         Соответствует ли содержание занятия программе?

Да        нет      частично                    

3.         Соответствуют ли методы и приёмы возрастным особенностям и уровню развития учащихся?

Да        нет      частично

4.         Гармонично ли сочетались обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия?

Да        нет      частично

5.         Способствовало ли занятие развитию интереса к обучению?

Да        нет      частично

6.         Удалось ли сформировать требуемые знания и умения?

Да        нет       частично

7.         Эффективна ли методика контроля за усвоением материала и формированием практических умений и навыков?

Да        нет      частично

8.         Соответствовала ли организация занятия санитарно-гигиеническим требованиям?

Да        нет      частично

9.         Удачные элементы занятия: _____________________________________________

10.      Замечания: ___________________________________________________________

11.      Выводы и предложения: ________________________________________________

__________________________________________________________________________

      _______________________  Ф.И.О. посещающего  ______________

          (подпись посещающего)

      _______________________  Ф.И.О. педагога ____________________

          (подпись педагога)

Список литературы

 

1.       Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.

2.       Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.

3.       Ершова А. П., Букатов В.М. Режиссура учебного занятия, общения и поведения учителя. - 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.

4.       Загрязнинский В.И. Теория обучения. - М., 2001.

5.       Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.

6.       Крившенка Л.И. Педагогика. - М., 2004.

7.       Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М., 2007.

8.       Поташник М.М. Руководство учебным процессом. - М, 2002.

 

 



Тэги: три типа анализа учебного занятия



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Считайте,что призыв к здравому смыслу,споры ведь не закончатся сегодня).Не цепляй,да нецепляем будешь).Просто сейчас уже убегаю.
(Пожалуй,перепощу после выходных.)-а какой ожидаемый результат от этого?:-))) `Уж сколько раз твердили миру..`
Сам себя не похвалишь-никто не похвалит.)У меня был пост о том,что споры бывает для обсуждения проблемы,а бывают для самоутверждения.Про профилактику деменции тоже тема) Пожалуй,перепощу после выходных.
Эх, если бы...а то завал с этой отчетностью и лавиной бумаг.
Это ж на чём таком себе имя в Сети надо заработать, чтобы считать, что из-за него лишь, да в других, да некоторые, да ядом, да плеваться... Дмитрий Сергеевич?
Дмитрий Борисович, одно упоминание моего имени заставляет некоторых плеваться ядом в Ваш адрес - вот и Инна Викторовна `получила`.))





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/