Есть ли на уроке-зачете каждый ответ оценивается, то урок-клуб оценок не терпит. Это не урок-контрольная, а урок-праздник, где демонстрируются не только сами знания сколько умение применять их мыслить творчески и неординарно должны получить радость от самого участия в процессе рождения коллективной, общей мысли, и не надо омрачать ее, выделяя с помощью оценок "самых умных", "самых активных" и так далее.
В конце года можно провести игры между параллельными классами уже как внеклассное мероприятия (например, в рамках "Недели русского языка"). Тогда условия игры будут точно такими же как мы видим их на телеэкране.Допустим, 8 «А» будет выполнять роль телезрителей и готовит свои вопросы, 8 "Б выдвигает свою самую сильную шестерку, остальные ученики во время игры будут зрителями. Только однажды играющая команда имеет право взять помощь своего клуба. Наблюдение за игрой своей команды со стороны тех, кто ранее хоть раз сам сидел за огромным столом, не является пассивным созерцанием и приносит не только удовольствие, но и пользу. На другой день классы меняются местами.
В заключение несколько общих замечаний, касающихся данных форм работы.
Во-первых, применять их может только учитель, у которого установились доверительные дружеские отношения с учащимися. Если ученики не ждут ничего положительного при традиционных уроках, то все его инновации они встретят "в штыки» вдвойне; если сложился стереотип поведения, когда ученикам не стыдно обманывать учителя, а учителю не стыдно их на этом выслеживать, то они непременно обманут его или как-нибудь сообразят, как это сделать! Думается, в этом и кроется основная причина провала всех вообще новаторских методов при переходе из рук самих новаторов в массовую школу: подводит не трудность самих методик (они как раз легче традиционных), а трудность чисто психологическая.
Во-вторых, коллективными способами обучения нельзя злоупотреблять, "перекармливать" ими учащихся. Новое не должно приедаться и терять остроту и свежесть.
В-третьих, подобные уроки требует особо четкой организации: все мелочи, вплоть до расстановки мебели, подготовки листов-ведомостей, надо предусмотреть и обеспечить на перемене. Драгоценные минуты вы не должны тратить на выяснение вопроса кому куда сесть, на чем писать и так далее. О порядке работы лучше договориться заранее, накануне, а перед началом лишь коротко напомнить о нем. Еще одна мелочь, которая может оказаться роковой, если вы отправите готовиться некоторых ребят в коридор или другой кабинет заранее известите об этом коллег администрации, чтобы не пришлось разбирать конфликты по этому поводу.
При соблюдении всех этих условий данные методы в сочетании с традиционными вызывает интерес учащихся, воспитывают чувство коллективизма, личной ответственности, взаимовыручки, оказывают развивающее воздействие и дают хороший обучающий эффект