Проблемы эффективности инклюзивного образования.
Включенное образование или инклюзивное -
процесс обучения в средних специальных и общеобразовательных учреждениях обучающихся с особыми потребностями. Идеология, исключающая дискриминацию обучающихся
и создающая условия для решения особых образовательных потребностей. Инклюзия
предполагает, что процесс обучения происходит совместный, при необходимости в
работу включаются специалисты. Большое внимание уделяется
возможностям обучающегося. Различия между ними не воспринимаются, все
толерантны друг к другу. Обучающиеся живут
в семье, вместе с родителями. Для полной социализации они получают полноценное и
эффективное образование.
Форм занятий для обучающихся с ОВЗ достаточно
много. Это как традиционные формы и
методы, так и нетрадиционные. Инклюзивное образование – это и дистанционная
форма обучения:занятия с учащимися, занимающимися надомно. В нашей
педагогической деятельности можно использовать разные ресурсы и инструменты
современного образования. Для дистанционного обучения оптимально проводить
занятия в программе «
Skype
». Эти занятия
позволяют увидеть обучающегося, поговорить с ним о предметах, его интересующих,
а затем приступить к уроку: объяснению материала, устному опросу. Ц
ифровой ресурс «ЯКласс» -один из эффективных помощников в этом случае.В нашей
педагогической деятельности используем образовательные программы с применением
цифрового образовательного ресурса «ЯКласс» и для обучающихся надомно. Нам импонирует функция «создания своего
предмета», в котором можно организовать индивидуальную траекторию каждому
обучающемуся. Возможность не только выполнять задания на ресурсе, но и
самостоятельно выбирать предметы, тему и темп, в котором они будут изучать
материал.
В своей педагогической деятельности мы
имеем опыт преподавания обучающимся с различными дефектами речи. Это
заикающиеся учащиеся, плохо выговаривающие различные звуки, барьераи теми, кто
плохо изъясняется на русском языке. Для преодоления психологического, создания благоприятной
атмосферы и единого коллектива стараемся заинтересовать своих учеников театром.
Ученики с дефектами речи с помощью видеосвязи, диктофона, голосовых сообщений в
WhatsApp
улучшают свою речь, стремясь к ораторской. Когда дефект речи становится менее
заметным и преодолевается психологический барьер, ученики делятся своими
психологическими достижениями и мотивируют других обучающихся развиваться и не боятся социализироваться.
Инклюзивное
образование – это и совместное образование. Среди тех, кому мы
преподаем, можно встретить
обучающихся с
ОВЗ.
Первое время
стараешься оградить его, проявляешь гиперопеку, воспринимаешь его как
человека, лишенного способностей легко и свободно передвигаться. Но со временем понимаешь, что благодаря этим
ограничениям, у него неплохо развиваются
другие, очень полезные способности: усидчивость, особое доверие, творчество и
фантазия, особые способы переработки информации. Сегодня эти способности называют
феноменом экстрабилити. Их нужно развивать, чтобы затем обучающийся мог
социализироваться в обществе. Нередко такие обучающиеся любят сочинять стихи, непременно
хотят участвовать в каких –либо массовых проектах, любят выступать, но
стесняются.Необходимо всячески поощрять обучающегося, чтобы он утвердился во мнении, что его вклад в общее
дело необходим и важен. Ободрение со стороны сверстников и друзей может
окрылить каждого. Здесь уместно вспомнить слова жены Рузвельта, президента США,
Элеоноры, которая сказала, что «болезнь Франклина дала ему такую силу мужества,
которой у него до этого на было». Особое чутье добра и справедливости у
обучающихся с
ОВЗ
вызывает у
окружающих одобрение и уважение. Такие ребята часто признаются в том, что интуитивно
слышат фальшь в голосе. Можно ли это считать экстрабилити? Наверное, да.
Сегодня
все чаще встречаются
обучающиеся
с
нарушениями письменной речи.На наш
взгляд, педагог должен отслеживать случаи дислексии, дисграфии и
дисорфографии. Учащиеся с нарушениями письменной речи относятся к группе детей с
ограниченными возможностями здоровья. Законом об образовании в Российской
Федерации, ФГОС начального образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), ФГОС общего образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897)
предусмотрено создание специальных условий обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья. К специальным условиям относятся «… проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ОВЗ…» (Закон об образовании в РФ, ст. 79.3.).
В целях
создания специальных условий обучения (создание благоприятной комфортной
психолого-педагогической среды), не травмирующих психику обучащегося, в
максимальной степени способствующих получению образования и усвоению
образовательной программы обучащимися с нарушениями письменной
речи, рекомендуется учитывать специфические ошибки,
обусловленные нарушениями письменной речи (дисграфией, дислексией,
дисорфографией) и не учитывать их при оценке работ по русскому языку, чтению.
Если обучающийся из раза в раз повторяет одинаковые ошибки в
написании букв или слов, и десятки, а то и сотни корректировок со стороны педагога
не приносят желаемого результата,
если допускает ошибки в тех
случаях, когда, казалось бы, допустить ошибку практически невозможно, необходимо
сообщить об этом родителям и предложить посетить логопеда, т.к. выявить такие
нарушения может только специалист. Нередко родители отказываются, видя причину
в лени, невнимательности, гиперактивности.
В таком случае можно предложить
сверить ошибки учащегося с таблицей специфических ошибок по И.Н.Садовниковой
(Садовникова: Дисграфия, дислексия. Технология преодоления), ежедневно дома
выполнять упражнения на внимательность. В конце каждого занятия уделять
несколько минут выполнению упражнений, развивающих внимательность. Это
отражается на общем самочувствии и успеваемости всех обучающихся.
«Смена деятельности – лучший отдых» - для многих это девиз в
жизни. Поэтому мы считаем, что, если обучащиеся устали, можно поговорить о
предметах их интересующих, которые хотя бы частично связаны с уроком. Можно
пофантазировать, представить «А если бы…», т.е. сменить деятельность урока
для отдыха и восстановления сил.
Для обучающихся
с такими проблемами можно предлагать индивидуальное домашнее задание: составить
презентацию, нарисовать иллюстрацию, записать на диктофон устное сочинение,
программу новостей, составить таблицу, наконец, выполнить задание на цифровой
платформе «Якласс» и др. Важно, чтобы обучающимся с такими
нарушениями было комфортно, чтобы они не чувствовали свою особенность.
Инклюзивное образование - это благо для всех тех, ктообучает особенных
подростков, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье, как шанс для
всего общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические
ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека. Как отметил
академик А. Г. Асмолов, мы находимся в начале длинного пути – перехода от
культуры полезности к культуре достоинства, где «ведущей ценностью является
ценность личности независимо от того, можно ли что-либо от нее получить для
выполнения того или иного дела. А дети, старики и люди с отклонениями в
развитии священны… и находятся под охраной общественного милосердия».