Как помочь ребенку - Ирина Александровна Степанова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ






















Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны










Статистика


 Просмотров: 1332
 Посетителей: 1165
 Подробности









Ирина Александровна Степанова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ирина Александровна Степанова / Блог / Как помочь ребенку


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


13 апреля 2014, 07:32, автор - хозяйка блога
Ирина Александровна Степанова

Как помочь ребенку

 

Как помочь ребенку в дошкольном возрасте

при адаптации его в саду.

 

 

Технология педагогической поддержки.

 

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

 

Ситуация.

 Трехлетняя Юля наотрез отказывается делиться игрушками с другими  детьми. Любое вмешательство воспитателя заканчивается плачем и девочку сложно успокоить.

 

 

На данном этапе развития общества и в силу новой ориентации образовательного процесса, а именно внедрение в образовательную среду и реализация новых программ ФГОС, я предлагаю рассмотреть несколько технологии педагогической поддержки ребенка.

До не давнего времени образовательная система, как в школе, так и дошкольных образовательных учреждениях была основана на традиционной педагогической технологии. Сейчас эта технология получает другие ориентиры, и в основе лежат приоритеты личностно-ориентированного образования.

Общий принцип, лежащий в основе образования сейчас: «Научить ребенка учиться». Что это значит:

- дать возможность ребенку в процессе обучения реализоваться, как личности, за счет получения им осознания необходимости обучения. Этот принцип, должен лежать в основе как начального, среднего и старшего образования в школе, так и дошкольного образования. Встает вопрос, как ребенку 3-х лет привить привычку учиться, самостоятельно оценивать ситуации и правильно находить из них выход, давать оценку своим действиям и понимать значимость того или иного действия по отношению к другим.

Этот вопрос стоит очень остро, особенно сейчас, когда преобразования в образовании набирают обороты, и зачастую даже преподаватели не совсем понимают, что от них требуется. Легче всего рассказать ребенку это хорошо, а это плохо. Но поможет ли данный подход выработать у ученика рефлексию на подобные ситуации и осознать правильность и неправильность своих действий.

Я преподаватель средней школы по ИЗО и МХК, по моим наблюдениям в 5-й класс дети вступают уже с пониженным интересом к обучению. От чего это зависит, уважаемые педагоги, прежде всего от НАС.

Незаинтересованность детей в реализации поставленных задачах, независимо от предмета – эта проблема, с которой сталкиваются педагоги не зависимо от того начальная это школа или детский сад, в силу того что ребенок не обладает для своего возраста необходимыми навыками и умениями. Это вопрос воспитания ребенка дома. Родители не до конца понимают свою значимость в процессе создания личности, которая адаптируется в изменчивых условиях социальной среды.

В среднюю школу (11 лет) некоторые дети приходят уже с не желанием учиться. Наблюдается оторванность предметов. Этот предмет важен, а этот нет. Все предметы взаимосвязаны, и задача учителей показать эту связь. Чего, к сожалению не происходит.

Что же изменить в нашей школе и в нашем детском саду, чтобы ребенку стало не просто интересно делать то или иное задание, а что бы этот интерес не угасал в дальнейшем.

Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мало изменить законодательство, мало издавать предписания и создавать хорошие обоснованные теории, не нужно менять педагогов, нужно меняться. Стать примером для своих учеников. Педагог – это профессия постоянного обучения. Если основываться только на общепринятых теориях в обучении, то некоторое время инерция продолжается, а за тем наступает застой.

Сейчас общество и государство дает колоссальную возможность самореализации педагогов, это всевозможные курсы повышения квалификации. Но мало такие курсы просто закончить, надо применять знания и умения на практике.

Немало важным аспектом является работа с родителями. Воспитание «родителей», а это несколько поколений детей, ответственных за своих детей, воспитание семейных ценностей, отношений друг с другом, отношения к стране, государству, Родине.

Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Проанализировав, различные подходы в образовании, я выделила некоторые, которые, по моему мнению, могут послужить хорошей основой для реализации принципа «Учить учиться». Каждая технология в отдельности, мне представляется не полный, но зато объединение этих технологий педагогической поддержки помогут детям в раскрытии их индивидуальности, самодостаточности и ориентации в окружающим их мире.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.

Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.

Академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологии личностно-ориентированного образования:

- диалогичность,

- деятельностно-творческий характер,

- поддержка индивидуального развития ребенка,

- предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества.

- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

- облагораживание души и сердца ребенка;

- развитие и становление познавательных сил ребенка;

- обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений

- идеал воспитания - самовоспитание.

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).

Технология игры.   В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.

Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.

Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность.

Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации, в том числе и технологии развивающего обучения, должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда обязан руководствоваться принципом: "Главное - не навредить!»

Каждая из технологий педагогической поддержки, которую применяет педагог, должна ориентироваться на возрастные качества учеников. И мне кажется, что для более младшего возраста, а именно дошкольного, подходит технология педагогической поддержки О.С. Газмана.

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.

Смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель.

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

«Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

1.                             Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

2.                             Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

3.                             Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4.                             Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5.                             Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6.                             Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

7.                             Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

8.                             Доверяя — не проверяй!

9.                             Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10.                        Умей признать свою ошибку.

11.                        Защищая ребенка, учи его защищаться.

Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:

- любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

- приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

- уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

-  поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

-  умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

- собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере.

«Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».

Мир эмоций и чувств - это проекция внутреннего, субъективного отношения к окружающему миру, к самому себе, его экзистенциональное переживание. Общение с миром происходит в процессе диалога ребёнка с окружающими людьми и самим собой, предметами, природой.

Детство - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.

Содержанием детской субкультуры, по мнению В.В. Абраменковой, становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей.

Таким образом, детство - это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и "по-справедливому", "по-правдивому" (Р.М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.

В.В. Зеньковский в основе своей концепции, видит: "Основная наша ошибка в отношении детей - пишет автор - заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения - это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии"

В педагогике поддержки педагог и ребёнок зависимы друг от друга. Зависимость ребёнка от взрослого состоит в том, что он не может самостоятельно решить свою проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога от ребёнка состоит в том, что он не может решить проблему за ребёнка, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности. Цели и позиции ребёнка и педагога разные, они сближаются в том случае, если ребёнок стремится быть активным в решении собственной проблемы. Поддерживающая деятельность педагога заключается в том, что он, не разрывая поддерживающих отношений с ребёнком, постепенно уменьшает долю своих прямых действий в решении его проблем. К тактикам педагогической поддержки относятся защита, помощь, содействие, взаимодействие.

Современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей раннего детства, которые помогут ему выбрать правильный подход к маленькому ребёнку. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания детей раннего возраста была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Ребёнок раннего возраста еще не несёт каких-либо серьезных обязанностей перед обществом. Это период наибольшей зависимости от взрослых. Круг общения ребёнка ограничен близкими людьми (а позднее - также и группой сверстников), причём это общение носит преимущественно интимно-личностный характер, строится на основе эмоциональных контактов. Но уже в раннем детстве вклад в становление будущей личности огромен. Речь идет о появлении самосознания ребёнка, его "Я", которое складывается, прежде всего, из его отношений с другими людьми: "Я и моя семья", "Я и моя мама", "Я и мой дом", "Я и ..." и т.д. Именно эту формулу ребёнок осваивает в период раннего детства, достигая к трём годам той точки, с которой начинается фактическое развитие личности. Психологи называют этот момент "кризисом трёх лет". Именно с этого времени у ребёнка будет складываться достаточно прочная система отношений к самому себе и к миру, который его окружает. Главным условием организации жизни малышей является создание у детей чувства эмоционального благополучия и психологической защищенности, доверия к миру, формирование базиса личностной культуры, развитие его индивидуальности. Важны поддержка, поощрения, добрая улыбка, ласково произносимое имя ребёнка. Нужно обеспечить ребёнку возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, обонять предметы окружающего мира. Это значительно облегчит для него процесс адаптации и привыкания к новым взрослым и сверстникам.

 

Рассмотрим ситуацию с Юленькой 3-х лет, сделаем анализ и предложим решение данной проблемы.

Ситуация описана в общем, не имеет конкретных примеров поведения девочки, мы не знаем как проходил период адаптации и социализации в детском саду.

Игрушка часто воспринимается малышом как часть его самого. Отстаивая свою собственность, он защищает границы своего «Я».

Основываясь на 5 этапах механизма поддержки О.С. Газмана, можно предложить следующую схему.

Воспитатель увидел проблему, однако, контакта с ребенком не получается. Возможно, что-то в поведении самого педагога, вызывает у ребенка дискомфорт.

Поэтому, в данном случае схема: диолог (выяснение почему ребенок не делить) – обсуждение («надо делиться») – прием «глазами ребенка» - заключение договора (например: ты поделишься с другим своей игрушкой, он поиграет и отдаст, или взаимный обмен игрушками и игра вместе) не совсем действенна, т.к. Юля на контакт с воспитателей не идет и плачет.

Необходимо проанализировать свои действия – как педагога, и поменять подход к ребенку. Можно попробовала наладить контакт с ребенком через общую игру.

Например: выдуманная игра «Поделись с другом». Берем игрушку, дети располагаются по кругу. Проблемный ребенок будет замыкающим. И начинаем играть. Передавая игрушку друг другу, говорим слова: «Поиграй с моей игрушкой, я с тобой делюсь. Ты поиграешь и отдашь?» Ребенок кивает в ответ. И каждый ребенок, передавая игрушку, проговаривает такие слова. В процессе игры у Юли могут сложиться правильные представления о процессе «поделись», т.к. игрушка все равно возвращается. При этом надо постоянно акцентировать внимание у детей, что делить надо и все молодцы.

Т.к. беседа не получается, то можно еще предложить детям придумать сказку. Я, рассказчик, начинаю повествовать историю о дружбе и останавливаясь на конкретных ситуациях, спрашивать у детей, герой поступил правильно или не правильно, и почему. В конце сказки подвести итог. Делиться с товарищами – это хорошо, и товарищи будут делиться с тобой.

Кроме воспитательного процесса в группе, необходимо вопрос о данной проблеме поднять в разговоре с родителями. Возможно, поведение девочки связано с тем, что мама или папа, решая проблему «поделись», просто отбирают у ребенка игрушку и отдают другим детям. Необходимо отметить, что это не правильно и объяснить, как в таких случаях необходимо поступать. Поговорить, договориться либо о временном пользовании игрушкой, либо о взаимном обмене, но нельзя отбирать игрушку у ребенка, т.к. это создает почву о дальнейшем чувстве неполноценности ребенка «мама любит его больше, чем меня».

 

 

 



Тэги: технология, педагогическая, поддержка, ребенок, дошкольный, возраст, сад, Школа, программа, личностное, Ориентирование, ФГОС



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Замурчательные картинки! Хоть головой повертеть можно, чтобы посмотреть! Какая-никакая физкультура! 😀😅👍
В Черноземье и ласточки, и соловьи поют-заливаются, да что там вишня, уже сирень даурская на днях зацветёт:-))) А из окна любуюсь яблоней в цвету,.. С надеждой проблематично...
Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна. https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974?
... старый анекдот про сантехника...
Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.
Нина Николаевна, спасибо, что Вы внимательны. Прекрасное качество! На фотографии у вас декоративная жимолость-каприфоль(лиана), а у меня отцвела жимолость с`едобная(кустарник) со скромными жёлтыми цветками и, в будущем, с голубыми ягодками. Впервые увидела в Дагестане. Там она очень сладкая. Варенье вкусное. Нужно садить рядом несколько сортов для опыления(у меня 5сортов)





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/