Готовимся
к устному Итоговому собеседованию
«Способность к общению есть неотъемлемое следствие
разумности»
Роберт Шекли
В современном обществе все большее предпочтение
отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях,
самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные
профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности
коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников
имеет решающее значение.
Устное собеседование по русскому языку введено в
рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для
проверки навыков устной речи у школьников.
Итоговое собеседование по русскому языку
направлено на проверку навыков спонтанной речи.
Модель Итогового собеседования включает следующие типы
заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с включением цитаты;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Активные методы обучения строятся на практической
направленности, игровом действии и творческом характере обучения,
интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании
знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в
процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и
рефлексии.
I
.ЧТЕНИЕ
Формы подготовки к чтению:
Читать на уроках фрагменты текстов учебника,
упражнения, обращая внимание учащихся на темп чтения, правильную постановку
ударений, интонацию, допущенные ошибки, искажения слов.
Проводить пятиминутку «выразительное чтение», чтение
по цепочке, прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя,
подготовленного ученика).
Давать задания для домашнего чтения (тексты из КИМов)
1. Упражнение «Прочитай выразительно»
Подготовить выразительное чтение отрывка,
самостоятельно расставив в нем знаки препинания.
Образованность нельзя смешивать с
интеллигентностью интеллигентность не только в знаниях а в способностях к
пониманию другого она проявляется в тысяче и тысяче мелочей в умении
уважительно спорить вести себя скромно за столом в умении незаметно помочь другому
беречь природу не мусорить вокруг себя не мусорить окурками или руганью дурными
идеями
Интеллигентность надо в себе развивать
тренировать душевные силы как тренируют
и физические а тренировка возможна и необходима в любых условиях.
2.Упражнение «Диктор телевидения»
В процессе чтения учиться слушать друг друга и
оценивать качество чтения.
3. Упражнение «Умная шпаргалка»
Цель: повторить склонение числительных.
Работа в парах: по парте, через проход, сосед за
спиной.
Образуйте форму творительного падежа
числительного 400
|
Четырьмястами
|
II
. ПЕРЕСКАЗ
Формы подготовки к пересказу текста с
включением цитаты
Пересказ
– это один
из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или
иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии,
биологии, физики и, конечно, литературы. Мы осознанно или неосознанно
используем этот вид работы на своих уроках.
Составление
схемы текста.
Составление схемы
помогает быстро и целенаправленно понять текст, и тогда ученику
легче сохранить микротемы текста.
Николай
Иванович Пирогов –
знаменитый
человек, врач, отец русской хирургии
|
так как
его профессиональные достижения
велики и значимы
аргумент 1-й
|
так как
он
был не только хорошим врачом, он любил людей
аргумент 2-й
|
поэтому
его
помнят потомки.
аргумент 3-й
|
-
труды по
анатомии
-«лечебное
питание» -/морковка и рыбий жир/
-военные
медсёстры
-гипсовая
повязка
-эфирный
наркоз
-атлас,
по которому легко делать операции на артерию
|
-«чудесный
доктор»
-творил
«чудеса»
-не
только его высокая одарённость, но и любовь к людям.
|
-наставник
-книги
-современные
студенты-медики
|
III
.Монологическое
высказывание по одной из выбранных тем
Прием КВАДРАТ
1.
Описание
фотографии.
Вопросы-подсказки:
Кто изображён на фотографии?
Как он выглядит?
Какое у него выражение лица?
Где он находится?
Когда было сделано фото?
Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
Чем он занят?
О чём он, возможно, думает?
Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
Что больше всего привлекает в фотографии?
Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
2.
Повествование на основе жизненного
опыта.
Слова-связки:
Однажды…
Сначала…
Потом…
Далее…
Затем…
После этого…
В итоге
3.Рассуждение
по
поставленному вопросу.
Вопросы-подсказки:
В чём причина данного явления?
Что из этого следует?
К чему приводит данное явление?
Что оно значит?
IV
.
Диалог с экзаменатором-собеседником.
Игра помогает улучшить контакт с детьми, создает в
группе атмосферу открытости и честности. Игра дает соответствующий эффект
особенно в том случае, когда дети ведут себя неуверенно или беспокойно.
1.Упражнение «Интервью».
Вопросы
учителю задают дети.
Перечень
вопросов
–
Есть ли у вас дети?
–
Как вы обходитесь со своими детьми?
–
Получали вы когда-нибудь двойки?
–
Проваливались ли вы когда-нибудь на экзамене?
–
Чем вы гордитесь?
–
Вы боитесь чего-нибудь? И т.д.
После того как
педагог ответил на вопросы детей, он задает вопросы группе:
– Есть ли в вашей семье, кроме вас, другие дети?
– Вы старший или младший ребенок в семье?
– У кого из вас самое необычное увлечение?
2.Упражнение «Ищу друга»
Каждому человеку в жизни нужен друг. Напишите объявление о том, что вы желаете
найти друзей или просто единомышленников. Вы можете рассказать немного о себе,
о своих увлечениях, любимых занятиях. Объявление не должно быть большим, но
старайтесь писать искренне.
3.Упражнение «Оцени ситуацию»
Участники работают в парах. Они получают карточки с
указанием ситуации, которую нужно разыграть. Остальные дети оценивают реплики и
поведение ребят. Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок
— человек поступает опасно; зеленый флажок — человек поступает верно; желтый
флажок — человек поступает справедливо.
Ситуация 1
.
Купе
поезда. В нем едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик.
Показать, как будут общаться люди в купе.
Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в
очереди предупредить тех, кто подойдет позже, что вы отошли в другой отдел.
Когда вы пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться.
4.Упражнение «
Толкование афоризмов
»
Работа в парах
1. «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они
строят стены» (С. Лец).
2.«Самая главная роскошь на земле — это роскошь
человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери).
3. «Поведение — это зеркало,в котором каждый
показывает свой истинный облик»
. (Гёте)
4.Чтобы жить счастливо, я должен быть в согласии с миром. (Л.
Витгенштейн )
5.Тот, кто думает, что можно обойтись без
других , сильно заблуждается. Еще сильнее заблуждается тот, кто
думает,
что другие не могут обойтись без него. ( Ф. Ларошфуко)
6.Искренность, уравновешенность, понимание самого себя
и других —вот залог счастья и успеха в любой области деятельности. (Г.
Селье )
7.Настоящий друг везде верен в счастье и беде. (У.
Шекспир)
8.Торжество разума в том и состоит, чтобы уживаться с
людьми, не имеющими его (Вольтер).
9.Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это
всё любви счастливые моменты.( Булат Окуджава)
Дискуссия
-
модель работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой
культуры.
1 гр: «Какой мир лучше- реальный или виртуальный?»;
2 гр: «Народные традиции и праздники – нужны или не
нужны?»;
3 гр: «Мечтать вредно или полезно?»
Неподготовленный диалог:
Учитель даёт тему после того, как двое учеников
выходят к доске.
1) «Свободное время»;
2) «Спортивные достижения»;
3) «Интересный фильм»
4) «Поведение и
культура»
Активные методы обучения при подготовке к устному
итоговому собеседованию по русскому языку направлены на мотивацию обучающихся к
развитию устной монологической речи, к созданию высказываний в процессе речи, к
участию в диалоге в разной речевой ситуации.