Если погуглить на российских ресурсах, первым делом всплывёт имя
величайшего советского пианиста и педагога Генриха Нейгауза, причём в контексте
его педагогических принципов. Они сами по себе довольно любопытные и мудрые -
например, "Надо стремиться к тому, чтобы слушатель любил не исполнителя, а
композитора, произведение которого он играет", "Нельзя исповедовать,
если считать истиной в последней инстанции свое собственное, схематизированное
и закосневшее понимание музыкального произведения", "Я терпеть не могу
педагогику! Но люблю своих учеников" и т.д.
Но до уровня эпонимов всё это так и не
дошло.
Чего не скажешь о другом Нейгаузе. Правда,
этот гораздо более известен не у нас, а за рубежом, в США, но, чёрт побери,
хороший эпоним, рекомендую! Заставляет много думать и спорить.
ЗАКОН НЕЙГАУЗА гласит:
там, где
ортодоксия необязательна, рано или поздно, она будет запрещена.
Под "ортодоксией" в данном
случае следует понимать именно то, что прописано в теологических и философских
словарях, то есть "тип религиозного мышления, придающий центральное
значение вере, учению, следованию какой-либо идеологии или мировоззрению,
поддержке принятых позиций". И это касается вовсе не только (а может - не
столько) православия.
Что из этого следует? А то, что если
предоставить человеку, представителю того или иного (а на самом деле - любого)
общества самому определять, что можно, а что нет, в чём себя стоит
ограничивать, а в чём не стоит, он неминуемо наплюём на запреты и станет делать
то, что велит тело, а не душа. Поэтому наличие запретов и ограничений,
внушаемых кем-то извне, является гарантией сохранения любой ортодоксии. В
противном случае, либеральная власть, идущая на поводу у любителей делать всё,
что хочется, эту самую ортодоксию поставит вне закона.
А из этого, в свою очередь, можно сделать
другой вывод, весьма существенный: чтобы та или иная ортодоксия (иудейская,
православная, мусульманская, католическая или какая-то ещё) сохранилась и
сумела пройти через века, она просто обязана быть насаждаемой. И ни в коем
случае нельзя оставлять всё на откуп простому смертному, дескать, мы тебя ни в
чём не неволим, у тебя есть выбор: хочешь - пойдём с нами, а хочешь иди с ними,
или никуда не ходи, если тебе и тут хорошо.
Отсюда становится понятно, почему власть
либо заигрывает с церковью, либо подменяет собой церковь, придумывая
какую-нибудь новую религию со своими собственными святыми, мощами, заповедями,
молитвами и символами. Просто чтобы держать людей в тонусе и заставлять
двигаться в одном направлении, без запретов, ограничений и даже угроз, не
обойтись, только лишь пряников тут мало. Обязательно найдётся тот, у кого
сахарный диабет.
Ричард Джон Нойхаус (14 мая 1936 – 8
января 2009) - выдающийся христианский священник, писатель, католик и
лютеранин.
Родился в Пембруке, провинция Онтарио,
Канада, в семье лютеранского священника. Закончил Лютеранский колледж
Конкордия, штат Техас, затем получил степень бакалавра искусств и магистра
богословия в семинарии Конкордия.
Нейгауз был рукоположенным священником в
Синоде Миссури - консервативной лютеранской церкви. Но потом там произошёл
раскол, после чего от неё отделились несколько других, образовав прогрессивную
Ассоциацию евангелическо-лютеранских церквей. Вот они-то и приглянулись святому
отцу.
В дальнейшем он стал членом духовенства
Евангелическо-лютеранской церкви в Америке, служил пастором Церкви Святого
Иоанна Богослова, в Уильямсбурге, Бруклин. Нейгауз выступал против войны во
Вьетнаме и за социальную справедливость, что очень нравилось его цветным
прихожанам.
Затем он стал членом растущего
неоконсервативного движения и ярым сторонником "демократического
капитализма", выступал за политические инициативы федерального
правительства, основанные на иудо-христианских ценностях.
В 1981 году Нейгауз помог основать
Институт религии и демократии, а также сочинил основополагающий документ
"Христианство и демократия". В 1984 году он основал Центр религии и
общества как часть консервативного аналитического центра Рокфордского института
в Рокфорде, штат Иллинойс.
А в марте 1990 года основал Институт
религии и общественной жизни, плюс ко всему начал выпуск экуменического журнала
First Things,
"целью которого является продвижение религиозно
обоснованной общественной философии для упорядочивания общества".
Любопытно, что в том же году его приняли в
католическую церковь. То есть всего того, что он сделал в статусе
добропорядочного лютеранина, ему показалось мало, и Нейгауз решил взяться за
католиков - выступал на радио, комментировал похороны папы Иоанна Павла II и
восхождение папы Бенедикта XVI, и при этом продолжал вести журнал First Things,
но уже как католический священник.
На протяжении долгих лет он призывал
отказывать в причастии тем политикам, которые поддерживали аборты. И считал,
что не стоит думать, будто бы если ты ведёшь святую жизнь и делаешь аборты, то
можешь рассчитывать на местечко в раю. Нет, аборты ни в коем случае нельзя
отделять от других вопросов святости.
Кстати, этот человек был неофициальным
советником президента Джорджа У. Буша-младшего и консультировал его по многим
религиозным и этическим вопросам, включая не только аборты, но и клонирование,
использование стволовых клеток, однополых браков и пр.
В 2005 году журнал Times назвал Нойхауса
одним из "25 самых влиятельных евангелистов Америки".
dzen.ru/a/ZiUkzuadzzknfk8m?share_to=link