ПОЧЕМУ НА РУСИ
НОСИЛИ КОКОШНИКИ?
·
Кокошник — это старинный головной убор, символ
русского национального костюма.
Кокошник — это старинный головной убор, символ
русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова
«кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних
времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы.
Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается
форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в
виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги
или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, —
украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными
нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх
кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла
быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало,
украшенное вышивкой.
Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X
века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со
временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово
«кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили
женщины всех слоев населения, однако после реформ
Петра I
кокошники
остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом.
Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились
обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения
к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для
торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной,
массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.
Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы,
однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые
украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.
Проник кокошник и в придворный костюм. Еще
Екатерина II,
подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для
портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А
знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время
Отечественной войны 1812 года
многие
патриотично настроенные дамы
«оделись
в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что
наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались»
.
В 1834 году
Николай I
ввел
женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего
головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки»
(упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы,
полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де
Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так:
«Национальный наряд русских придворных дам
импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего
рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую
шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило,
драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный
и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам
некрасивым»
.
У супруги
Александра III,
императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в
виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда
VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники.
Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей
Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».