2 Современные подходы к определению задач
и содержанию экономического воспитания дошкольников
Экономическое воспитание,
как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной
характер и поэтому приемы и методы
его осуществления должно вычленить из общего арсенала
педагогических приемов и методов. Они должны носить характер
«погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего, на каждом шагу
побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на
занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой
правильности и ошибочности высказываний и поведения детей [29].
В
настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию
экономического воспитания старших дошкольников, обосновывающих оригинальные
способы и методы обучения. В течении нескольких лет А.А. Смоленцевой
проводилось исследование по экономическому образованию дошкольников. По
мнению автора, ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку
именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности.
Дошкольник узнает о труде, профессиях родных, о финансовом положении семьи.
Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на
товар, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи
нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами программа «Детство»
[5]. Соединение учебно-игровой и
реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения детьми сложных
экономических знаний. В представленных играх «Ателье», «Супермаркет»,
«Рекламное агентство» и др. создаются благоприятные условия для развития
у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх «Профессии»,
«Я покупатель», «Кем работают люди» уточняются и закрепляются представления о
мире экономических явлений [25].
Исследования известных ученых
программно-методических документов для дошкольников, таких как Курак Е.А.,
Орлова И.Ю., Сасова И.А. показывают, что необходимо пристальное внимание
подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои
деньги. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах,
бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли
Ноер Фельдмана, который говорит о том, что ценности, закладываемые с
малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу.
В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить
доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые
постепенно станут личностными. Ребенок участвует в экономических процессах. Он
вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы
этого или нет, он все равно получает экономический опыт. Поэтому наша задача не
только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить
правильно этими знаниями распоряжаться, т.е воспитать экономиста [31].
При
реализации задач экономического воспитания, пишет Короткова Н.А., мы выделяем
три блока или три направления работы с детьми [11].
Прежде всего, дать детям знания о
труде и обо всем, что с ним связано согласно программе «От рождения до школы»
[22].
Реализация задач экономического воспитания возможна при условии
полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах
детского сада, так как труд - ведущая категория экономической науки.
1.
Знакомство
детей с простейшими экономическими терминами: экономика, инфляция, бюджет,
цена, деньги, валюта, товар, стоимость, банк, аванс, кредит, процент, доход,
убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа, акция, дивиденды, банкрот,
аукцион, реклама, предприятие, владелец, выгода, бартер, конкуренция, норма,
продукция, ферма, ярмарка; познакомить детей с новыми профессиями, такими как
менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер, брокер,
бухгалтер [4].
Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда,
результаты труда, индивидуальный - коллективный труд); познакомить с понятиями:
дороже - дешевле, выгодно-невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формировать
знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам
честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.
2.
Формирование у детей экономического мышления
путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр,
настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы [28].
Так, М. Калмыковская считает, что
в процессе изучения программы по математическому развитию детей
дошкольного возраста, предполагается формирование у детей представлений о мерах
стоимости:
– знакомство с денежными знаками и единицами;
–
подведение детей к элементарному пониманию покупательской
силы денежных знаков;
–
знакомство с ценами некоторых вещей;
– различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной
в цифровом обозначении;
– знакомство детей с образованием цены
и умением ее составлять [10].
Таким образом, можно сделать
вывод, что в качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить
доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые
постепенно станут личностными. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем
экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями
распоряжаться, т.е воспитать экономиста.