Страницы воспоминаний
(продолжение)
Старостат и воспитатели прилагали все усилия к тому, чтобы ребята
добросовестно и хорошо учились.
На учебу смотрели как на дело большой государственной важности.
Одним из наших лозунгов был: «Отличишься в учебе – победишь в бою!» Окончание каждого учебного года мы отмечали большими торжественными праздниками с вручением отличникам грамот от старостата.
Летом много работали в колхозах и в своем подсобном хозяйстве. Работой руководила производственная комиссия. Уходили на поле сразу после завтрака, а возвращались у вечеру к ужину. На обед колхозники привозили в поле котел картошки и бидон молока. За работу колхоз начислял интернату трудодни, которые оплачивал продуктами наравне с колхозниками.
Кроме того,
в интернате был большой огород, где
выращивали картошку, морковь, свеклу, лук, огурцы, капусту и пр. Семена или рассаду выдавала производственная комиссия и завхоз.
Каждый обрабатывал свою грядку самостоятельно: вскапывал, удобрял, поливал, окучивал и т.д. Время для этой
работы каждый находил и выкраивал сам.
Осенью все убирали свой урожай, взвешивали, фиксировали и складывали в овощехранилище. Метод соцсоревнования, широко применяемый на сельхозработах, давал
прекрасные результаты.
По окончании полевых и огородных работ мы
ежегодно проводили праздники труда. Председатель производственной комиссии на торжественной линейке сообщал количество заработанных трудодней и собранных с огорода овощей, отмечались отличники нашего трудового фронта. Наши овощи и полученные по трудодням продукты (мука, горох, и др.) позволили значительно улучшить и разнообразить питание в интернате.
У нас было пять малышей, которым тяжело было работать на поле. Им тоже нашлась работа: они по два человека в день помогали пасти скот.
Кроме того, они собирали для интерната на зиму щавель, грибы, ягоды, которых кругом было много. Ягодами лакомились все ребята, забегая в свободное время в лес на 10-15 минут.
Зимой и летом после ужина собирались в столовой. Обсуждали известия с фронта, читали вслух газеты, книги, рассказы, очерки, статьи – Макаренко, Твардовского, Соболева, Эренбурга, Симонова и др.
В Каменке был свой хор, свои чтецы и декламаторы, своя стенгазета.
Мы с ребятами ставили пьесы Чехова «Юбилей», «Предложение» и др. С концертами ребята выступали на праздниках: в интернате, в школе, в госпитале,
в
клубе на станции Свеча. Праздники в Каменке проводились часто. Их организацией ведала культкомиссия. В торжественные дни приглашали гостей: учителей из Рыбаковщины, председателей колхозов и сельсоветов, представителей районных организаций. В конце 1942 года интернат получил в виде премии патефон, который доставлял ребятам так много радости в праздничные дни и в часы отдыха.
Дисциплинированность и организованность каменского коллектива, хорошие показатели ребят в учебе
и труде отмечали все. Какими путями и методами мы добивались таких результатов?.. Воспитанники Каменки были не пассивными объектами воспитания, а активными строителями
своей жизни, сами воспитывали себя.
Мы лишь поддерживали формирующиеся в них патриотизм и гражданственность, проявляющиеся в упорной учебе и добросовестном труде как активных составляющих участия в общей борьбе с ненавистным врагом.
Большое
внимание мы уделяли нравственному воспитанию ребят: воспитанию честности,
правдивости, чуткости, дружбы, принципиальности и других моральных качеств
. Видя заботу и внимание с нашей стороны, ребята привыкли заботиться друг о друге и о нас – взрослых.
|