Как закрывали церкви
В январе 1930 г. «приговорили» второй большой храм в Свечинском районе – в Круглыжах. Как принималось решение о закрытии церкви в Круглыжах свидетельствует партийный документ :
«Слушали : 39. Представление Краевого Административного Управления от 30 января 1930 г. за № 2/445 о закрытии церкви в селе Круглыжах, Котельничского округа и использовать здание ее для культурно-просветительских целей.
Постановили : принимая во внимание, что граждане с. Круглыжа и окрестных селений, являющегося районом сплошной коллективизации, ходатайствуют о закрытии церкви в с. Круглыжи и использовании здания ее для культурно-просветительских целей и что общество верующих, в пользовании которых находится здание церкви в с.Круглыжи , от произведения ремонта здания церкви отказалась и ходатайствует о закрытии его, причем желающих среди верующих взять здание церкви в свои руки не оказалось, на основании 34-46 ст. ст. постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. « О религиозных объединениях» ( собрание узаконений № 35 за 1929 г. ст. 353) договор с обществом верующих на пользование церкви в селе Круглыжи Котельничского округа расторгнуть, церковь закрыть и здание ее использовать для культурно-просветительских надобностей, поручив Котельничскому Окрисполкому произвести ликвидацию культового имущества с соблюдением 40-42 ст. ст. упомянутого выше закона « О религиозных объединениях».
Здесь, как можно догадаться, налицо снова один наглейший обман. Как часто явствовало из жалоб верующих, о том, что они оказывается отказались всем миром от своего храма, они даже не знали ! Распространенной практикой отбирания церкви у верующих, являлось то, что на общину наваливали непосильный и часто ненужный ремонт, который выполнить община была не в силах. Храм на время закрывался, пока верующие собирали средства или решали, как быть дальше, а местные представители «самой народной власти» в это время проводили собрания «верующих», как правило не имевших к общине никакого отношения, состоявшие из коммунистов, студентов, учителей и прочих неверующих, собирали их подписи (конечно все были «за!») и отправляли по инстанции ; иногда проводили собрания и «настоящих» верующих, но подписи к протоколу прилагали от других собраний. В центре ведь не делали никакой проверки этих протоколов и от жалоб верующих обычно отмахивались, поскольку цели коммунистов из центра и из районов были сходны, а это значит, что все методы «товарищей» на местах негласно поощрялись, лишь бы они были успешны. Параллельно с «липовыми» собраниями, отдельные «товарищи» проводили работу с населением и в другом ключе – ходили по домам и застращивали верующих налогами и тюрьмой, и этот метод тоже был весьма успешен ; ради своих родных многие занимали пассивную позицию по отношению к судьбе церкви. Победителей, как известно не судят, а в данном случае победители за каждую закрытую церковь шли на повышение, получали солидные премии и т.д.
Все это снова подтверждает документ о закрытии церкви в с. Каменка, очередь до которой дошла весной 1930 г. :
« Слушали : 42. представление Крайадмуправления от 16 марта 1930 г. № 2/445 о закрытии молитвенного дома в с.Каменки Свечинского района, Котельничского округа.
Постановили : принимая во внимание, что общество верующих прихода с. Каменки Свечинского района отказалось от пользования этой церковью, что в течение установленного срока желающих взять эту церковь в пользование не оказалось и что Свечинский РИК и Котельничский ОкрРИК просят об использовании церкви для культурных надобностей на основании 364 43 ст. ст. постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля-1929 г о религиозных объединениях (С. УЗ. № 35 за 1929 г. ст 353) договор с общиной верующих прихода церкви с. Каменки Котельничского округа на пользование этой церковью расторгнуть, церковь эту закрыть и использовать здание ее для культурных надобностей, поручив Котельничскому Окружному исполкому произвести ликвидацию культового имуществ, с соблюдением 40-42 ст того же закона о религиозных объединениях».
Вот что рассказывают в народе о закрытии Круглыжской церкви :
«Был у нас какой-то психованный. Так он даже на колокольню к самому кресту с козой ходил. В праздники вот : в Иванов день, в Михайловское. Все : « Вон Миша, Миша пошел». К самому куполу, на верх на самый. И козу за собой ведет. Все ведь окружат церковь-то. Народу собиралось много в селе. Но он убился, этот мужик. Он колокола сбросил. Он крест оттуда снял. А убился, как сказать… как вот с этих полатей упал и убился. Разбирали уж церковь. Невысоко и упал. Видимо, на цементный пол. Убился. Ненормальный был…
…Этот колокол-от сбросили. Не знаем : куда-то, видимо, увезли… Все разрушили, взорвали. Сначала сделали столовую : иконы, значит, все истопили, сломали все. Ведь в алтаре там все было позолочено.
….Все эти дураки местные собрались, нищета, неохота-то кому работать и давай вот это самое-то – колокола сбрасывать с нее. А всем селом церковь строили. Начали колокола сбрасывать. И вдруг Кузя или кто полез-то сбрасывать, сорвался и все, сразу упал и мокрое-то место. Вот так вот».
Первоначально в здании закрытой церкви разместили столовую коммуны, но она пробыла там очень недолго. Уже при образовании колхоза началось активное разрушение этого выдающегося памятника архитектуры, который строился около 40 лет. Рассказывают, при разрушении церкви осталась под конец от нее одна стена, которую не могли даже тремя тракторами сломать. Постепенно разрушили и ее. К 1939 г. посреди села Круглыжи вместо церкви лежала груда развалин с небольшим остатком подколокольной части
Вообще в начале 1930-х годов борьба с религией пошла в Свечинском районе так лихо, что на 1 января1936 г в районе, вновь образовавшемся в 1935 г, было закрыто уже 5 храмов и 2 из них (в Круглыжах и Ивановском) полностью разобраны. И это несмотря на удаленность района от центра, учитывая, что в большинстве центральных районов активное закрытие церквей началось только со 2й половины 30х. Один знакомый краевед говорил мне, что причина крылась еще и в том, что в таких бедных районах как Свечинский, где не было никогда ни фабрик, ни промышленников, главный удар власти в них пришелся именно на православные храмы. В тридцатые годы антирелигиозная пропаганда , руководимая СВБ – Союзом Воинствующих Безбожников, стала более организованной и массовой, чем прежде, вылившись в итоге в открытую борьбу с «религиозными пережитками».
|