Классный час для 1 класса «Школа
вежливости»
Цели
: ознакомить с
этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении;
формировать привычку употреблять слова вежливости.
Оборудование:
песня «Улыбка»,
цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми»
словами.
Ход классного часа
Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.
Вступительное
слово учителя
Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит,
проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение
становится лучше, верно?
А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо
всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?
Ученики. Не всегда.
Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и
потому всякому с ним легко и приятно?
Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.
Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о
вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Ученик.
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
Из
истории слов
Спасибо
. Откуда явилось это
слово?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили
ему:
- Спаси вас Бог!
Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не
стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»
А еще говорят
Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.
Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.
- Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать
заново.
- Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы
конфетку дали.
Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит
говорить «спасибо».
За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения.
Обычно это говорят с неудовольствием.
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
Благодарю
. Откуда явилось это
слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».
Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному
«болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему
счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его
доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.
А еще
говорят
- Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?
- Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.
В данном случае благодарю означает отказ.
Воробья позвали кошки,
Обещали чай и крошки.
Он сказал: «Благодарю!
Я уже сегодня сыт.
Как на когти посмотрю,
Так теряю аппетит!»
Учитель.
До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия,
общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение
вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого
поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза,
невежливо - один.
Поздороваться при встрече –
Толкнуть и не извиниться –
Помочь подняться, поднять
упавшие вещи -
Не встать, обращаясь к учителю –
Взять билеты в автобусе –
Не уступить место в транспорте –
Не заметить недовольство мамы -
Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными»
словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель
вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)
Игра
«Доскажите словечко»
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете.
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:... (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим:... (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю... (пожалуйста).
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Стихи
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
Учитель.
Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого
поиграем в игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».
Игра
«Волшебный цветик-семицветик»
Учитель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры:
«волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по
своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад - на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели...
А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе
слово».
Цветков можно заготовить заранее несколько.
Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе
такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому
или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно
толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе
сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с
тобой».
Учитель
. А вы заметили, как произносятся «волшебные»
слова?
Ученики.
Вежливо, с улыбкой.
Учитель.
Почему улыбка так украшает произнесенное
слово, фразу?
Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь
к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее
настроение.
Учитель.
А теперь устроим конкурс на самого
вежливого.
Конкурс
«Самый вежливый»
Итак, задачи не на сложенье,
Задачи на правила уважения!
(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки,
назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к
прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить
вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них
должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот,
кто вежливее.)
Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно,
входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится - стыдится!
Настанет, друзья, счастливое время
Наступят чудесные дни –
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет мальчишек противных,
Придут золотые года,
И в чистую комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Распустятся фиалки,
Зимой придет весна,
И в школьной раздевалке
Наступит тишина.
Пусть грубость исчезнет,
Исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой, в каждой аптеке
Лекарство от грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли,
Он принял и вежливым стал.
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей.
И будут все на свете
Любить таких детей.
Советы
на память от волшебного цветика - семицветика
Для тебя, друг, я составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Как проснулся - так вставай,
Волю лени не давай!
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой - проверь!
В школе, в классе не сори.
Сор увидишь - подбери!
Ты труд другого уважай.
Сам насорил - сам убирай!
Не таскай в кармане мела –
Это, милый мой, не дело!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)
Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы
готовы?
Подведение
итогов
Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы
вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел
около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с
маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором:
«Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг
трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то
мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините,
пожалуйста».)
(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)
Дополнительный материал
В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то
или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной
сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу?
(«Раз, два, три, горшочек, вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в
прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что
они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка,
вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)
5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик,
который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)
6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые
могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)
7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка
помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо
было сказать? («Дудочка, играй!»)
8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный
цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание.
Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад
на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты
земли, быть по-моему вели!»)
.