обзор современных педтехнологий в условиях реализации ФГОС - Антонина Константиновна Халбаева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
 ▫ Открытые уроки
 ▫ 2017 г. Технологическая карта. Вампиловы. Отец и сын. План урока и презентация
 ▫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВА- АТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
 ▫ Э. О. Р.
 ▫ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
 ▫ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
 ▫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/О- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 ▫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
 ▫ ПУБЛИКАЦИИ. КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ
 ▫ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 ▫ ФОТО. Лицейская неделя
 ▫ СЦЕНАРИЙ Международный день родного языка
 ▫ Конкурс чтецов `Живая классика`
 ▫ Проекты
 ▫ МОИ ДОСТИЖЕНИЯ. ГРАМОТЫ
 ▫ Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
 ▫ ВПР. 6 класс. варианты
 ▫ ВПР. 5-й класс. варианты.
 ▫ ВПР. 8 класс










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны





Статистика


 Просмотров: 2390
 Посетителей: 1274
 Подробности









Антонина Константиновна Халбаева

Папка "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Работа по развитию и выявлению творческих способностей учащихся
технология развития критического мышления
обзор педагогических технологий


 обзор современных педтехнологий в условиях реализации ФГОС




Обзор современных педагогических технологий, осуществляемых в условиях ФГОС.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

1.      Здоровьесберегающие технологии  

2.      Информационно – коммуникационная технология

3.      Проектная технология

4.      Игровые технологии

5.      Модульная технология

6.      Технология развития критического мышления

7.      Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии  – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Задачи  здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.

 Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

На уроке используются такие методы преподавания, как: словесный, наглядный, самостоятельную работу и другие.

 На  уроке провожу физминутки, разминки, с целью снятия напряжения, уроке, а также, переключение на новый вид деятельности.

ИКТ или Информационные и коммуникационные технологии

– это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:  усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала;  построить индивидуальные образовательные  траектории учащихсяосуществить дифференцированный подход к учащимся с разным  уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностям; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем.

            Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. На своих уроках использую мультимедийные презентации, видеофайлы, аудиозаписи (видеофильмы / экранизации литературных произведений, аудиодиктанты, с помощью которых учащиеся привыкают не только к голосу своего учителя на диктанте), при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ/ВПР на помощь приходят сайты: www . fipi . ru , www . ege . ru , www . vprtest . ru .  

Средства ИКТ в системе образования

1.      Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

2.      Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

3.      Проектор - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

4.      Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

5.      Беспроводной доступ к сети Интернет в каждом учебном кабинете

Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий

Для эффективного использования ИК-технологий в образовании необходимо знать их свойства и функции, чтобы четко определить, для решения каких дидактических задач целесообразно (с точки зрения педагогики и психологии) воспользоваться той или иной из них. Выбор того или иного метода или средства обучения определяется, с одной стороны спецификой учебного предмета, конкретной решаемой дидактической задачей, с другой - дидактическими свойствами конкретных средств обучения. ИК-технологии рассматриваются именно как средства организации познавательной деятельности учащихся. Как известно, дидактика - это теория обучения, показывающая закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и ИК-технологий, понимают природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Можно выделить три группы дидактических свойств.

1) Дидактические свойства технологий представления учебной информации: отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео- и анимационном формате посредством электронных образовательных ресурсов; возможность поиска интересующей информации; возможность закрепления знаний и обработки полученных навыков; возможность оценивания знаний, умений, навыков; организация общения с преподавателем.

2) Дидактические свойства технологий передачи учебной информации: подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации; хранение и резервирование информации; систематизация информации; распространение информации в различной форме; обеспечение доступа к информации с использованием электронных банков и баз данных для получения нужной информации.

3) Дидактические свойства технологий организации учебного процесса:

а) электронной почты: передача сообщений одновременно большому числу обучающихся; асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и учащимися; возможность организации консультаций, контроля и тому подобное;

б) телеконференций: обеспечение синхронной и асинхронной коммуникации, что позволяет участникам конференций пересылать свою информацию в любое удобное время ,а также получать ее от 14 других участников; участники имеют возможность хорошо подумать, прежде чем отправлять сообщения; возможность организации обсуждения предложенной темы, консультации и другие формы учебной деятельности;

в) видеоконференции: возможность демонстрации учебной информации в мультимедийной, графической форме; проведение экспериментов, постановка опытов; возможность организации группового участия в обсуждении и интерпретации l информации; синхронный обмен информацией. Именно дидактические свойства позволяют ИКТ выполнять дидактические функции, направленные на реализацию тех или иных аспектов учебно-воспитательного процесса (объяснения, разъяснения, обсуждения, проведение контрольных срезов, тестов, творческих работ и так далее).

Дидактические функции ИК-технологий во многом определены их интерактивностью, обусловленной гипертекстовыми и мультимедиа технологиями:

1) Многоуровневость представления материала; удобна при организации самостоятельной работы; позволяет при изучении материала переходить либо к более высоким уровням представления материала для ознакомления, либо опускаться на нижние уровни для подробного изучения.

2) Передача функций преподавателя компьютеру; превращение его из вспомогательного устройства в основной дидактический инструмент, обеспечивающий работу с интерактивной информацией.

3) Обеспечение наглядности изучаемого материала за счет представления информации в мультимедиа-технологиях в виде трехмерной графики, схем, фотографий, видеофрагментов, звукового сопровождения, анимации позволяет организовать любой тип урока, занятия, самостоятельной работы, оживить лекции; демонстрировать процессы и явления, которые невозможно увидеть невооруженным глазом.

4) Обеспечение разнообразия работы - от изучения теоретического материала до его закрепления и проверки.

5) Моделирование процессов, явлений, объектов с помощью компьютерных конструкторов и тренажеров в практических и лабораторных работах позволяет получить знания, умения и отработать навыки практического применения знаний в ситуациях, моделирующих реальные.

6) Использование компьютерных конструирующих систем обеспечивает возможность самоконтроля, либо текущего и итогового контроля.

7) Обеспечение возможности поиска необходимой учебной информации с использованием сети Интернет и телекоммуникационных технологий, что позволяет: организовывать совместные исследовательские работы (метод проектов);

8) организовывать дистанционное обучение для разных категорий обучающихся; оперативно обмениваться информацией, идеями, планами участникам совместных проектов; формировать коммуникативные навыки, культуру общения.

9) Обеспечение возможности индивидуализации процесса обучения

Использование игровых технологий.

В практике преподавания литературы чаще, чем на других уроках, используются различные игры.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Цели использования игровых технологий следующие:

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.

Игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

На уроке используются        - (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы, дискуссии). Внеурочная деятельность также имеет связь с данной технологией. Проводимые мероприятия («Лицейский бал», «Лицейская неделя», «Живая классика» и т.д) стимулируют познавательный интерес ребёнка. Дети реализуют свои творческие возможности, а также получают новые знания в непринуждённой форме и закрепляют полученные.

 В применении игровой технологии можно выделить следующие положительные моменты:

·         В процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться во время дискуссии. Как правило, учащиеся чувствуют удовлетворение, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения.

·         В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, самокритичность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре.

Технология проблемного обучения.

Считается, что теоретическую основу современной технологии проблемного обучения разработал Джон Дьюи. Основываясь на результатах своей деятельности в опытной школе Чикаго (США), в 1909 г. в книге «Как мы мыслим» он заявил о высокой эффективности обучения, в котором организована активная деятельность по самостоятельному решению детьми учебных проблем. Отвергая догматическое обучение, Дьюи впоследствии обосновал и психологические механизмы способности ребёнка решать проблемы.

В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг. в научно-педагогической и методической литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем, и выявляются способы организации проблемного обучения.

Можно сказать, что проблемное обучение является современным уровнем развития практической педагогики и дидактики.

Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие  дидактические цели:

·         привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

·         поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

·         помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;

·         помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

 

 

 

Алгоритм выхода из проблемной ситуации,

пути решения учебной проблемы:

а) составление плана решения проблемы (обязательно план включает в себя выбор вариантов решения),

б) выдвижение предположения и обоснование гипотезы (возникает в результате «мысленного забегания вперед»);

в) доказательство гипотезы (осуществляется путем выведения из гипотезы следствий, которые проверяются);

г) проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и полученного результата, соответствие теоретических выводов практике);

д) повторение и анализ процесса решения.

Система методов проблемного обучения.

К системе общих методов обучения (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером) относятся:

1) Объяснительно-иллюстративный;

2) Репродуктивный;

3) Проблемное изложение;

4) Частично-поисковый;

5) Исследовательский метод.

Система бинарных методов – это: информационно-репродуктивный, информационно-эвристический и другие методы преподавания, а также такие методы учения как слушание-чтение учебника-упражнения и т.д.

Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

Метод монологического изложения.

При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации. Форма изложения – рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения.

Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант – излагая тему, учитель пытается повторить путь поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма – беседа, лекция.

Метод диалогического изложения.

Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы, выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основные формы преподавания – поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий.

Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и моделирование.

Метод программированных заданий.

Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые способы действия.

Всем ли учащимся доступно проблемное обучение? 

Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.  

Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач. Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств:

·         способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации, затруднения);

·         проблемное обучение способствует развитию самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.) а также, развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения);

·         обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается);

·         развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требуются доказательства правильности выбираемого решения, аргументация);

·         проблемное обучение развивает умения и навыки целесообразного наблюдения;

·         воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их;

·         прививает вкус к доступной исследовательской работе.

Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, оно не экономично – требует больших затрат времени урока.

 

Технология модульного обучения - это одна из систем организации учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие ребенка, позволяет сократить учебный курс дисциплин без ущерба для полноты изложения и глубины материала.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Именно оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется главная ее суть – ориентировочная основа деятельности.

При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т.е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует.

Чтобы составить модульную программу или отдельный модуль, учителю прежде всего необходимо разработать этапы модуля:

1. Выделить стержневые (главные) идеи курса.

2. Формируется комплексная дидактическая цель, которая имеет два уровня:

а) уровень усвоения учебного содержания учеником;

б) использование учебного содержания в практике, а также для изучения учебного материала в будущем.

3. Выделение интегрирующих дидактических целей.

4. Формируются модули, которые в совокупности и обеспечивают достижение комплексной дидактической цели.

Преимущества модульного обучения

1. Каждый работает самостоятельно в удобном ему темпе.

2. Есть возможность получить консультацию у учителя, помощь у товарища.

3. Значительно глубже осознать содержание ,все время себя контролировать.

4. Каждый ученик включается в активную познавательную деятельность.

Чем интересна модульная технология?

1. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику (подходишь, сразу видно, понял ученик тему или нет).

2. Создается условие для развития сильных учащихся (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях).

3. Дифференциация в обучении (самостоятельная работа на уроке).

Технология развития критического мышления

Критическое мышление  – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

   ТРКМ  - это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки: научность, оптимальность, воспроизводимость, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика.

Технология развития критического мышления характеризуется тем, что предполагает:

·          четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объеме, достаточном для достижения этих целей.

·          применение различных форм и методов обучения, подчиненных общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами).

·          ориентация знаний учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приемов учебной деятельности.

·          организацию процесс обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых.

Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.

Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.

Как же можно определить критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

 

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию

Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это  «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия –  вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

·         актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

·         вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

·         сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

·         побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия –  осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

·         получить новую информацию;

·         осмыслить ее;

·         соотнести с уже имеющимися знаниями;

·         искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия –  рефлексия. Здесь основным является:

·         целостное осмысление, обобщение полученной информации;

·         присвоение нового знания, новой информации учеником;

·         формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Все вышеперечисленные технологии связаны между собой. Все они нацелены на достижение планируемых результатов учащимися,

 

 

 

 

Технология развивающего обучения

       Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

          Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,

А. Дистервега,  К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

·           вне деятельности нет развития;

·           знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть       обязательные условия их дальнейшего психического развития;

·           ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

На любом уроке русского языка и литературы  во главе обучения стоит речь, обучение речевой деятельности во всех ее видах: аудирование, говорение, чтение и письмо. Стараюсь вводить в урок такие виды работ, которые обеспечивают речевую активность детей, вооружают их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогают ориентироваться и в жизненных ситуациях. Овладение речью становится способом познания действительности.

ИКТ позволяет разнообразить уроки, проводить их на более качественном уровне, включать детей в обсуждение просмотренного, создавать эмоциональную приподнятость уроков. По просмотренным фильмам проводим дискуссии, дети пишут отзывы, рецензии.

 

 

Литература:

1.      Еркина С.Л. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс] -Режим доступа:  http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf

2.      https://urok.1sept.ru/

3.      Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.

4.      Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

5.      Опыт использования игровых технологий в начальных классах. Афанасьева С.С., Головнева Н.А.  www.scienceforum.ru .

6.      Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. -  2009 .

7.      Патрикова Т.С. Готовая карта педагогических технологий, чтобы ученики достигали результатов по ФГОС на каждом уроке // Справочник заместителя директора школы. – 2018.

8.      Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18 октября 2013 г.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Как всегда в корень зришь! Почти верно. Я поражаюсь твоей проницательности. ))) Подумай, с какого рожна я приплел сюда медведя. )))
Музыкальный инструмент какой-то, вероятно `использование его не предполагает `бережного` обращения` - барабан, что ли? сложно представить что-то другое, где не предполагается бережного обращения...
Огромнейшее спасибо за программу
Алевтина Петровна,спасибо вам за Ваш неиссякаемый оптимизм и жизнелюбие! Вы для многих на портале пример того,как нужно жить и работать несмотря на все жизненные трудности. Игорь Вячеславович,спасибо за ссылку! Просмотрела этот призыв о помощи...Завтра присоединюсь.
Сфоткала, как и обещала! 6654598-a751548
Доброй, Наталья Васильевна! Да, не радует пока Весна Север! Метёт! А у нас появились вот такие нежные семейки во дворе: 6654598-a751548





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/