Характеристика корковой дизартрии и особенности
ее коррекции
Кинестетическая постцентральная корковая
дизартрия
Локализация
поражения:
одностороннее поражение постцентральных полей коры
(их нижних отделов) доминантного. обычно левого полушария мозга.
Неречевая
симптоматика:
а
праксия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщенных схем
артикуляции.
Речевая симптоматика:
·
Голос и
тембр речи не расстроены;
·
В
процессе речи заменяются шумовые признаки звуков признаки места образования
(особенно язычных согласных), признаки способа образования (особенно аффрикат и
шипящих), признаки твердости и мягкости;
·
Эти нарушения артикуляции непостоянны,
лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны (п— м, б - п, п -
ф, п — т и др. ).
Даже в тяжелых случаях кинестетической дизартрии тот или иной
шумовой артикуляционный признак может искажаться не в 100% случаев;
·
Ребенок слышит свои ошибки артикуляции и
активно (под контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их исправить,
что приводит к нарушениям плавности и замедлению речи.
Коррекция
В
соответствии с апраксическим патогенезом дизартрии задача логопеда заключается
в формировании артикуляционных укладов, главным образом согласных. Для этого
логопед объясняет, что нужно делать, чтобы получить данный признак согласного
(например, звонкость, смычку, щель и пр.) или целостный артикуляционный уклад
данного согласного (например, п, т, с и пр.). Для наглядности логопед
пользуется артикуляционными профилями, муляжами и другими пособиями.
При
произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание на состояние
своих губ, языка, дает ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей
гортани и выход воздушной струи через нос или рот и ее характер.
Затем ребенок
самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зеркалом, контролируя
правильность своего произнесения с помощью зрения, слуха, тактильных и
вибрационных ощущений.
В дальнейшем
дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и,
наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности.
Данная
последовательность логопедических приемов вполне приемлема в работе с детьми. У
взрослых часто целесообразнее дифференцировать артикуляционные уклады согласных
в структуре слова.
Кинетическая
премоторная корковая дизартрия
Локализация
поражения:
одностороннее
поражение премоторных полей коры (их нижних отделов) доминантного, обычно
левого, полушария мозга.
Неречевая симптоматика:
апраксия кинетического типа. Распад временных
обобщенных схем артикуляторного действия. Трудности переключении с одного
элемента на другой, персеверации.
Речевая симптоматика:
• Артикуляция
согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены или
толчкообразны;
• Характерны
замены щелевых звуков на смычные;
• Переходные
фазы артикуляции часто превращаются в самостоятельные звуки-вставки;
• Наблюдаются
пропуски звуков в стечениях согласных и упрощения аффрикат (ц — с, т);
• Голос
звучный, тембр речи не нарушен;
• Чрезмерная
напряженность артикуляции косвенно приводит к усилению громкости голоса
избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных;
• Нарушения
слоговой структуры.
Коррекция
·
При чистых формах этого расстройства
отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется, задача
заключается в том, чтобы научить больного сочетанию отдельных артикуляционных
укладов в последовательные комплексы — артикуляторные действия, соответствующие
слову;
·
Предметом тренировки становятся целые
слова и короткие фразы, при произношении которых внимание акцентируется
на правильном, несколько подчеркнутом воспроизведении ритмической структуры
слова с выделением ударного слога. Внимание также акцентируется на
интонационном контуре целой фразы с выделением слова, находящегося под
логическим ударением.
·
Дидактический материал подбирается таким
образом, чтобы в нем не было по возможности длинных многосложных слов и слов с
трудной звуковой структурой.
Тэги:
Характеристика корковой дизартрии и особенности ее