Определение логопедии как науки. Цель и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками
Предмет логопедии:
Объект логопедии:
Цель логопедии:
-
Предупреждение речевых расстройств.
-
Обучение людей с нарушениями речи.
-
Внедрение знаний в систему образования и здравоохранения.
Теоретические и практические основы логопедии
Теоретические основы:
-
Современные представления о процессе речи.
-
Закономерности овладения языком.
-
Нарушения речи и их коррекция.
Практические основы:
Методологические принципы логопедии
-
Принцип развития:
- Анализ возникновения и развития дефекта.
-
Принцип системного подхода:
- Речь как сложная система, где нарушение одного компонента влияет на все.
-
Принцип взаимосвязи речи с психическим развитием:
- Речевое расстройство часто сопровождается нарушениями памяти, мышления и восприятия.
-
Принцип деятельностного подхода:
- Рассмотрение речевых нарушений как нарушений речевой деятельности.
Методы логопедии
-
Организационные методы:
- Сравнительный.
- Комплексный.
-
Эмпирические методы:
- Обсервационные (наблюдение).
- Экспериментальные (лабораторный, естественный, психолого-педагогический эксперимент).
- Психодиагностические (тесты, анкеты, беседы, интервью).
- Праксиметрические (анализ продуктов деятельности, хронометраж).
-
Количественные методы:
- Математико-статистический анализ.
- Дифференциация материала.
-
Интерпретационные методы:
- Объяснение результатов.
- Соотнесение с ранее установленными фактами.
Значение логопедии
Логопедия способствует социальной адаптации людей с речевыми нарушениями, помогает им развивать правильную речь и коммуникативные навыки.
Взаимосвязь логопедии с другими науками
Логопедия взаимодействует с:
-
Психолого-педагогическими науками.
-
Медико-биологическими науками.
-
Лингвистическими науками.
Объект логопедии
— речевая деятельность, её нарушения, причины, механизмы, структура, течение, симптоматика.
Предмет логопедии
— система коррекционного воздействия на речевые нарушения.
Цель
— разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с речевыми нарушениями, а также их профилактики.
Задачи:
-
Определение распространенности, симптоматики и степени нарушений.
-
Изучение динамики речевого развития и влияния нарушений на личность и поведение.
-
Изучение речевых нарушений у детей с отклонениями в развитии.
-
Исследование этиологии, механизмов и симптоматики нарушений.
-
Разработка методов диагностики.
-
Систематизация речевых нарушений.
-
Разработка методов коррекции.
-
Профилактика речевых нарушений.
-
Организация логопедической помощи.
Теоретический аспект — изучение и разработка методов профилактики, выявления и устранения речевых нарушений.
Практический аспект — непосредственная профилактика, выявление и коррекция речевых нарушений.
Структура логопедии:
-
Дошкольная логопедия
— профилактика и коррекция нарушений у детей дошкольного возраста.
-
Школьная логопедия
— работа с детьми школьного возраста.
-
Логопедия подростков и взрослых
— коррекция нарушений у подростков и взрослых.
Связь логопедии с другими науками:
-
Внутрисистемные связи:
-
Педагогика
(
специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией,
методики обучения).
-
Психология
(общая, специальная, детская).
-
Логопедическая ритмика.
-
Межсистемные связи:
-
Медико-биологические науки
(анатомия, физиология, нейрофизиология).
-
Лингвистические науки
(лингвистика, онтолингвистика, психолингвистика).
Примеры междисциплинарного взаимодействия:
-
Отоларингология
— при нарушениях голоса.
-
Невропатология и психопатология
— при органических поражениях ЦНС.
-
Педиатрия
— при сопутствующих заболеваниях.
Пример комплексного подхода:
Методы логопедического исследования:
-
Педагогическое обследование
— анализ речевого развития.
-
Нейрофизиологическое обследование
— изучение мозговой активности.
-
Лингвистический анализ
— изучение языковых нарушений.
Роль логопедии в системе образования:
-
ДОО
— профилактика речевых нарушений.
-
Школы
— коррекция и поддержка.
-
Система здравоохранения
— специализированные учреждения.
Изучением логопедии занимались различные учёные, среди них:
-
М. Мюллер, В. Ф. Олтушевский, К. Вернике. Они создали предпосылки для понимания логопедии как самостоятельной науки к концу XIX столетия.
-
М. В. Богданов-Березовский, С. М. Доброгаев, Г. Д. Неткачев. Их исследования дали возможность для развития отечественной логопедии в начале XX века.
-
Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, П. П. Кащенко. Их труды заложили основу для становления логопедии как междисциплинарной науки, охватывающей области разных нарушений речи у детей и взрослых.
-
Константин Ушинский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» он впервые ввёл термин «логопедия».
-
Педро Понсе де Леон. Испанский монах разработал первую известную систему обучения глухих детей речи и письму. Это стало важным шагом в развитии логопедии как отдельной области знаний.
-
Роза Евгеньевна Левина. Она начала изучать детскую речь под руководством Л. С. Выготского.
-
Хватцев
Богомолов
-
Выготский
Гвоздев
Хватцев Левина
Мелехова Власова
Лурия
Беккер