Определение логопедии - Ульяна Сергеевна Юденкова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ
































Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Ульяна Сергеевна Юденкова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ульяна Сергеевна Юденкова / Блог / Определение логопедии


ЗАПИСЬ #50

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 марта 2025, 10:36, автор - хозяйка блога
Ульяна Сергеевна Юденкова

Определение логопедии

Определение логопедии как науки. Цель и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками




Предмет логопедии:   

  • Нарушения речи.

  • Процесс обучения и воспитания лиц с речевыми нарушениями.

Объект логопедии:   

  • Человек с речевым нарушением.

Цель логопедии:   

  • Предупреждение речевых расстройств.

  • Обучение людей с нарушениями речи.

  • Внедрение знаний в систему образования и здравоохранения.

Теоретические и практические основы логопедии

Теоретические основы:   

  • Современные представления о процессе речи.

  • Закономерности овладения языком.

  • Нарушения речи и их коррекция.

Практические основы:   

  • Достижения смежных наук:
      - Педагогика. 
      - Психология. 
      - Языкознание. 
      - Медицина. 
      - Физиология. 
      - Дефектология.  

Методологические принципы логопедии

  • Принцип развития:
      - Анализ возникновения и развития дефекта.  

  • Принцип системного подхода:
      - Речь как сложная система, где нарушение одного компонента влияет на все.  

  • Принцип взаимосвязи речи с психическим развитием:
      - Речевое расстройство часто сопровождается нарушениями памяти, мышления и восприятия.  

  • Принцип деятельностного подхода:
      - Рассмотрение речевых нарушений как нарушений речевой деятельности.  

Методы логопедии

  • Организационные методы:
      - Сравнительный.   
      - Комплексный.  

  • Эмпирические методы:
      - Обсервационные (наблюдение). 
      - Экспериментальные (лабораторный, естественный, психолого-педагогический эксперимент). 
      - Психодиагностические (тесты, анкеты, беседы, интервью). 
      - Праксиметрические (анализ продуктов деятельности, хронометраж).  

  • Количественные методы:
      - Математико-статистический анализ. 
      - Дифференциация материала.  

  • Интерпретационные методы:
      - Объяснение результатов. 
      - Соотнесение с ранее установленными фактами.  

Значение логопедии

Логопедия способствует социальной адаптации людей с речевыми нарушениями, помогает им развивать правильную речь и коммуникативные навыки.  

Взаимосвязь логопедии с другими науками

Логопедия взаимодействует с:  

  • Психолого-педагогическими науками.

  • Медико-биологическими науками.

  • Лингвистическими науками.










Объект логопедии — речевая деятельность, её нарушения, причины, механизмы, структура, течение, симптоматика.

Предмет логопедии — система коррекционного воздействия на речевые нарушения.

Цель — разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с речевыми нарушениями, а также их профилактики.

Задачи:

  1. Определение распространенности, симптоматики и степени нарушений.

  2. Изучение динамики речевого развития и влияния нарушений на личность и поведение.

  3. Изучение речевых нарушений у детей с отклонениями в развитии.

  4. Исследование этиологии, механизмов и симптоматики нарушений.

  5. Разработка методов диагностики.

  6. Систематизация речевых нарушений.

  7. Разработка методов коррекции.

  8. Профилактика речевых нарушений.

  9. Организация логопедической помощи.

Теоретический аспект — изучение и разработка методов профилактики, выявления и устранения речевых нарушений.
Практический аспект — непосредственная профилактика, выявление и коррекция речевых нарушений.

Структура логопедии:

  • Дошкольная логопедия — профилактика и коррекция нарушений у детей дошкольного возраста.

  • Школьная логопедия — работа с детьми школьного возраста.

  • Логопедия подростков и взрослых — коррекция нарушений у подростков и взрослых.

Связь логопедии с другими науками:

  1. Внутрисистемные связи:
      - Педагогика ( специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией, методики обучения).
      - Психология (общая, специальная, детская).
      - Логопедическая ритмика.

  2. Межсистемные связи:
      - Медико-биологические науки (анатомия, физиология, нейрофизиология).
      - Лингвистические науки (лингвистика, онтолингвистика, психолингвистика).

Примеры междисциплинарного взаимодействия:

  • Отоларингология — при нарушениях голоса.

  • Невропатология и психопатология — при органических поражениях ЦНС.

  • Педиатрия — при сопутствующих заболеваниях.

Пример комплексного подхода:

  • Нарушение речи при ДЦП требует взаимодействия логопеда, невропатолога и реабилитолога.

Методы логопедического исследования:

  • Педагогическое обследование — анализ речевого развития.

  • Нейрофизиологическое обследование — изучение мозговой активности.

  • Лингвистический анализ — изучение языковых нарушений.

Роль логопедии в системе образования:

  • ДОО — профилактика речевых нарушений.

  • Школы — коррекция и поддержка.

  • Система здравоохранения — специализированные учреждения.

Изучением логопедии занимались различные учёные, среди них:

  • М. Мюллер, В. Ф. Олтушевский, К. Вернике. Они создали предпосылки для понимания логопедии как самостоятельной науки к концу XIX столетия. 

  • М. В. Богданов-Березовский, С. М. Доброгаев, Г. Д. Неткачев. Их исследования дали возможность для развития отечественной логопедии в начале XX века. 

  • Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, П. П. Кащенко. Их труды заложили основу для становления логопедии как междисциплинарной науки, охватывающей области разных нарушений речи у детей и взрослых. 

  • Константин Ушинский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» он впервые ввёл термин «логопедия». 

  • Педро Понсе де Леон. Испанский монах разработал первую известную систему обучения глухих детей речи и письму. Это стало важным шагом в развитии логопедии как отдельной области знаний. 

  • Роза Евгеньевна Левина. Она начала изучать детскую речь под руководством Л. С. Выготского. 

  • Хватцев Богомолов

  • Выготский Гвоздев Хватцев Левина Мелехова Власова Лурия Беккер  






ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









 
Copyright © ПроШколу.ру 2007-2025. Все права защищены.  
О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



6761652-a3949665 Со светлым праздником - Пасхи! Весна и возрождение, цветов и трав цветение, тихий свет в глазах, любовь и радость в сердцах! Пусть в жизни Вашей будут только свет и радость, пусть будет она полна благополучия, добра и мира!
Спасибо!
Большое спасибо!
Отлично!
Александр Геннадьевич, вроде я и не заикался даже ни о какой точке. И причём здесь зарубежная классика 70-х по вашей ссылке? Хотя..., я уже давно привык к вашим комментам ``не в ту степь``. Не лучше ли промолчать, если нечего сказать? Как считаете?
Спасибо на добром слове.