От одного из своих преподавателей еще в пору студенчества услышала однажды такую версию: прототипом Плюшкина в "Мертвых душах" является Пушкин. Тогда это казалось по меньшей мере нелепо, но смеяться было как-то некрасиво: все-таки уважаемый мною преподаватель, все-таки незаурядный человек...
Книга свящ. В.Соколова вызвала примерно такую реакцию: кажется, мягко говоря, нелепо, но смеяться не стану.Если уж священник(!) знакомился с кабаллистикой, работая над статьей "Мистический смысл повести Пушкина "Пиковая дама", то, верно, это стоило того.
Автор статьи пытается прочесть повесть под углом отношения Пушкина к масонам. То самое "тайное знание" масонов, которое пытается постичь Германн с помощью трех карт. Интересно замечание о том, что никто, кроме Лизаветы Ивановны, не имеет имен в повести. Графиня -только титул, Томский и пр. раскрывают "себя" в тексте только в диалогах, а Германн -это вообще фамилия.
Правда, автор оговаривается, что вряд ли Пушкин преследовал цель "описать" механизм действия масонских лож в России через все эти планеты, дома, арканы. Тем не менее статью прочитала с интересом.