Мацуо Басё (яп.
(псевдоним); при рождении названный
Киндзаку, по достижении совершеннолетия —
Мунэфуса (яп.
); ещё одно имя —
Дзинситиро (яп.
)) — великий японскийпоэт, теоретик стиха. Родился в 1644 году в небольшом замковом городе Уэно, провинция Ига (остров Хонсю). Умер 12 октября 1694 в Осаке.
Басё родился в небогатой семье самурая Мацуо Ёдзаэмона (яп.
), был его третьим по счёту ребёнком. Отец и старший брат будущего поэта преподавали каллиграфию при дворах более обеспеченных самураев, и уже дома он получил хорошее образование. В юности увлекался китайскими поэтами, такими как Ду Фу. В те времена книги уже были доступны даже дворянам средней руки. С 1664в Киото изучал поэзию. Был в услужении у знатного и богатого самурая Тодо Ёситады (яп.
), распрощавшись с которым, отправился в Эдо (ныне Токио), где состоял на государственной службе с1672. Но жизнь чиновника была для поэта невыносимой, он становится учителем поэзии. Среди современников Мацуо получил известность в первую очередь как мастер рэнга. Басё — создатель жанра и эстетики хокку.
В 1680-е годы Басё, руководствуясь философией буддийской школы Дзэн, в основу своего творчества положил принцип «озарения». Поэтическое наследие Басё представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками: «
Зимние дни» (1684), «
Весенние дни» (1686), «
Заглохшее поле» (1689), «
Тыква-горлянка» (1690), «
Соломенный плащ обезьяны» (книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), «
Мешок угля» (1694), лирическими дневниками, написанными прозой в сочетании со стихами (наиболее известный из них — «
По тропинкам Севера»), а также предисловиями к книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс поэтического творчества. Поэзия и эстетика Басё оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и Нового времени.
В честь Басё назван кратер на Меркурии.
|