ГБОУ школа № 371 московского района
Санкт-Петербурга
Статья:
"
Роль краеведения в дополнительном образовании
школьников»
Педагог дополнительного образования
Кухарская Валентина Юрьевна
Санкт–Петербург -
один из прекраснейших городов мира, уникальный культурно–исторический комплекс,
в судьбе которого огромную роль сыграли многие выдающиеся исторические
личности, деятели культуры и искусства.
Санкт-Петербург - это
город
юных
граждан, которым предстоит сохранять
лучшие традиции нашего города, созидать его будущее. Созидательное поведение
петербуржца берет свои истоки с детства, когда ребенок начинает знакомиться с
городом и город становится не только средой обитания, но и другом. От того,
каким предстанет для школьника Санкт-Петербург, какие эмоции и чувства он
вызовет, и будет зависеть его поведение, желание быть сопричастным к его
истории и культуре.
Создание условий для
воспитания и социально-педагогической поддержки развития юных петербуржцев как
нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России является
ведущей задачей системы дополнительного образования. Сегодня важно развивать у
каждого учащегося чувством патриотизма, стремление участвовать в общественной
жизни города и государства, овладевать ценностями мировой и отечественной
культуры, историческим прошлым.
В современных условиях развития социа
льной
сферы возрастает роль
учреждений
дополнительного образования детей, которые являются основной частью системы
образования и одним из образовательно-воспитательных институтов
социума.
Ведущей целью воспитания был и остается идеал
личности, способный принимать решения в ситуациях морального выбора, нести
ответственность за эти решения перед собой, окружающими людьми и своей страной.
Одной из важнейших задач учреждения дополнительного образования детей является
создание условий для саморазвития человека как личности и как индивидуальности,
воспитание активного гражданина, патриота, обладающего политической культурой,
критическим мышлением, способностью самостоятельно делать ответственный выбор.
Изучая краеведение, учащиеся приобретают нравственные качества,
дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, родному городу,доброту,
вежливость, внимательность, самостоятельность. Несколько иные задачи стоят
перед краеведением в дополнительном образовании. Сюда приходят не все школьники,
а лишь те, кому это интересно. Занятия в отделениях дополнительного образования
в отличие от школьных уроков предоставляют обучающимся большое поле
деятельности, которое
дает
им возможность реализовать полученные знания в
играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях,
проявить себяв просветительской, экскурсоводческой, музейно-поисковой работе.
Именно в краеведческой деятельности
детского
объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного
подростка. Дополнительное образование позволяет расширить краеведческие знания,
полученные воспитанником в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов
практической деятельности, получить навыки экскурсовода, исследователя,
музейного работника и другие.
Краеведение в системе дополнительного образования формирует у школьников
качества, необходимые им как в учёбе, так и во многих областях деятельности.
Написание исследовательской работы, подготовка экскурсии даёт возможность
обучающемуся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,
привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, истории,
учиться прогнозировать результат, возможные последствия разных вариантов
решения, устанавливать причинно-следственные связи. Участие в викторинах и историко-краеведческих
играх является формой социальной практики, формирует навыки совместной
творческой работы, взаимоотношений в команде. Ребята учатся работать с
историческими
и краеведческими
источниками, участвуют
в исследовательской
работе, проводят оформление собранного материала. Немаловажную роль играют экскурсии,
посещение
музеев, встречи с интересными
людьми.
Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод
познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического
опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие
краеведения на разум и душу.
Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его
истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной
культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и
корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Тэги: краеведение, дополнительное образование
|